Архитектура в стиле хай тек: Стиль хай-тек в архитектуре

Содержание

Стиль хай-тек в архитектуре

Стиль хай-тек в архитектуре

Стиль хай-тек в архитектуре берет свое начало в Великобритании приблизительно с 70-х годов. Он пришел на смену модернизма и начал активно проявляться начиная  с  1980-х годов. От модернизма он сохранил в себе прагматизм, сложную простоту конструкции и технологичность.

Главные теоретики и практики hi — tech архитектуры  — Норман Фостер, Ричард Роджерс, Николас Гримшоу, Ж. Нувель, Д. Пакстон, на каком-то этапе своего творчества Джеймс Стирлинг и итальянец Ренцо Пиано.

История стиля хай-тек

Основоположниками данного направления является Британский архитектор Ричард Роджерс, который в сотрудничестве с Ренцо Пиано создали проект Национального центра искусства и культуры Жоржа Помпиду (1977 год). Здание представляет собой стеклянный параллелепипед очень больших для центра Парижа размеров. Оригинальная идея архитекторов была в расположении всех технических конструкций (арматурные соединения, все трубопроводы, лифты и эскалаторы) снаружи здания, что позволило высвободить максимум полезной площади. При этом, арматурные соединения выкрашены белым цветом, вентиляционные трубы — синим, водопроводные — зеленым, электро подводка — желтым, а эскалаторы и лифты — красным.

центр искусства и культуры Жоржа ПомпидуЦентр искусства и культуры Жоржа Помпиду

Другими не менее важными идеологами hi-tech считаются: Норман Фостер, Николас Гримшоу и Джеймс Стирлинг. Норман Фостер  два года учился в Школе архитектуры Йельского университета, где получил ученую степень магистра и познакомился с Ричардом Роджерсом.

Течение, родившееся из совместных с Ричардом Роджерсом и другими соучениками по Йельскому университету проектных экспериментов, благодаря методической проработке и развитию в последующих сооружениях Нормана Фостера, после изначального недоверия, стало общепризнанным мировым архитектурным стилем. И, зачастую, многие крупные коммерческие организации стали формировать свой имидж благодаря использованию концепции hi-tech в проектировании своих офисных и производственных помещений. Начали преобладать трубчатые конструкции из металла и лестницы, выведенные наружу здания. Популярными стали серебристо-металлические цвета, применение конструкций из стекла.

небоскреб Hearst TowerНебоскреб Hearst Tower (архитектор Норман Фостер)

Основные черты направления

Основные особенности и черты стиля высоких технологий выражены:

  • В использовании технологических решений в проектировании, строительстве и инженерии зданий и сооружений.
  • Основой стиля становится упор на функциональность.
  • В максимальном ограничении использования декоративных элементов.
  • В предпочтении стеклу, металлу, пластику, бетону и другим искусственным покрытиям. Стиль хай-тек в архитектуре противостоит направлениям, использующим натуральные материалы.
  • В широком использовании серебристо-металлического цвета.
  • В преобладании простых форм и прямых линии.Частое обращение к элементам конструктивизма и кубизма (в противоположность био-теку).
  • В экспериментах с освещением, что в сочетании с зеркальными поверхностями зданий создает эффектное мерцание. Децентрированное освещение создает эффект просторного, хорошо освещенного помещения.
  • В высоком прагматизме в планировании пространства.
  • В виде исключения жертвования функционалом в угоду дизайну.

Соответственно,  требования к таким архитектурным сооружениям (к декоративно-художественному оформлению и объемно-планировочному решению) предъявлялись несколько другие, нежели к постмодернизму. Тут имеет место и минимализм в геометрии и преобладание прямых, правильных геометрических форм, минимальное количество или отсутствие напрочь декоративных (особенно монументальных) элементов-украшений.

прямые геометрические формыПрямые формы в архитектуре

Неприглядные технические детали больше не прячут. В век высоких технологий они становятся, скорее, украшением (использование функциональных элементов: лифты, лестницы, системы вентиляции и другие, вынесенных наружу здания). Вентиляционные шахты и трубопроводы декорируются, окрашиваются в разные цвета, а потому подобные конструкции не только не портят общего впечатления от сооружения, но и имеют эстетическую ценность.

Hi — tech материалы в архитектуре

Всю суть данного направления отображает его же название, так как в переводе с английского оно обозначает «высокие технологии». То есть архитектура хай-тек следует новым стандартам и правилам строительства, с применением новых строительных материалов и элементов каркасов конструкций.

Дело в том, что как правило используются швеллера, тавры и двутавры (их называют элементами открытого сечения) для набора каркаса зданий, но в данном случае они не применяются – применяются трубы с круглым и/или прямоугольным сечением. Кроме этого, имеется внедрение системы специальных жестких  и тросовых элементов, помимо применяемых традиционных несущих конструкций рам и ферм.

Материалы, с помощью которых реализуются проекты данного направления,  имеют сугубо искусственное происхождение. Так, в противовес направлениям, использующим натуральные материалы, здесь преобладает стекло, пластик, бетон, металлические прокатные и профилированные детали и конструктивные элементы. При этом проектирование зданий происходит с упором на функциональность, даже конструктивные элементы сооружений практически не скрываются.

hi-tech фасады домовhi-tech фасады домов

Что касается материалов для наружной отделки, то фасад в стиле хай тек выполняется исключительно сухим способом. Применяется система каркасов и обшивных панелей и специальных стекол, которые монтируются на крепежные зажимные или винтовые элементы. Сам же каркас, к которому монтируются эти панели, состоит из специальных металлических профилей. Эта конструкция гораздо быстрее в выполнении и проще, нежели штукатурные, так называемые «мокрые» фасады. Преимущественно облицованные стеклом сооружения данного стиля являются дочерним направлением «слик-тек».

Стиль хай-тек в архитектуре выделяется высотой, яркостью, зеркальным отражением света, строгостью форм. Среди таких сооружений чаще всего встречаются торговые, торгово-развлекательные центры, бизнес-центры, крупные административные центры и другие коммерческие зоны. Реже встречаются высотные жилые здания данного направления, так как изначально функциональность и другие показатели их направлены преимущественно на коммерческое строительство.

подписка на дзен

Хай-тек в частной архитектуре, фото – Rehouz

Словари утверждают: хай-тек – стиль дизайна и градостроительства. На самом же деле хай-тек – образ мышления; все, что выглядит дерзко и смело, а главное, фантастически-ново, заслуживает восклицания: «какой хай-тек!».

Хай-тек в архитектуреХай-тек в архитектуре

Истоки стиля и этапы становления

Искать их следует в литературе и кинематографе. Архитектурное бюро Archigram, существовавшее в Британии в середине 60-х, переносило идеи утопий и антиутопий в строительство. Отталкиваясь от необрутализма, глубоко индустриальной, функциональной городской архитектуры, новаторы пришли к тому, что позже получило название

хай-тек. Впрочем, дорога к славе, в лучах которой стиль купается сегодня, оказалась непростой.

Ранний хай-тек

Первой ласточкой, провозгласившей новую доктрину, стал центр Жоржа Помпиду в Париже.

Центр Жоржа Помпиду в ПарижеНациональный центр искусства и культуры имени Жоржа Помпиду на площади Бобур в Париже.

Эпатажный «дом наизнанку», с наружными инженерными коммуникациями, общественность восприняла с недоумением. Споры о том, красиво это или уродливо не утихали почти 20 лет.
Несколько позже похожие постройки появились в Лондоне, а затем в Европе и в Америке.

Раннему хай-теку присущи величавая монументальность, особый размах, переход структуры и конструкции здания в его орнамент, украшение.

Поздний хай-тек

Поздний хай-тек имеет более благородный и утонченный облик. К стилю стали обращаться, как к инструменту создания имиджа: корпорации и синдикаты, желая подчеркнуть свой статус, переезжали в новые, хай-тековские офисы.

Здание штаб-квартиры страховой компании Ллойд, 1978-1986 ггЗдание штаб-квартиры страховой компании Ллойд, 1978-1986 гг.

Здание банка HSBC, 1983-1985 ггЗдание банка HSBC, 1983-1985 гг.

Здание ЕСПЧ, 1991-1994 гг.Здание ЕСПЧ, 1991-1994 гг.

Здания, появившиеся в 80-х годах, метко окрестили «банковскими соборами». В устремленности к небу, зеркальности, особой, сложной простоте сквозят амбициозность и уверенность в успехе. «Будущее здесь, во мне» – как бы провозглашают эти штаб-квартиры.

Современный хай-тек, направления стиля

С конца прошлого столетия хай-тек становится неоднородным, расщепляясь на течения.
[ads_block]

Индустриальный хай-тек

Это направление активнее других эксплуатирует тему промышленного развития, используя метафоры и образы фабрик, заводов, теплоцентралей, транспортных депо.

Штаб-квартира компании 3M. Милан, Италия.Штаб-квартира компании 3M. Милан, Италия

Индустриальный хай-тек в частной архитектуреИндустриальный хай-тек в частной архитектуре

В основе здания индустриального хай-тека – мощный «скелет». Прагматизм, функциональность постройки бьет по глазам, потому что трубопроводы, вентиляция, шахты обнажены и красуются извне. Да, красуются, являясь декором постройки – «технотронными» аналогами скульптур и барельефов.

Геометрический хай-тек

А этот подвид больше всего почерпнул из кубизма и конструктивизма. Его «иконой» называют Сиднейскую телебашню, которая, однако, к ТВ не имеет никакого отношения. Башня – просто туристический объект со смотровыми площадками, ресторанами и бутиками.
Рассмотрев её конструкцию, вы поймете, что геометрическому хай-теку свойственна сложная геометрия, составленная из простых компонентов.

Сиднейская телебашняСиднейская телебашня, 1975-1981 гг.

Геометрический хай-тек в частной архитектуреГеометрический хай-тек в частной архитектуре

Здания в этой стилистике легко распознать, благодаря изощренным каркасным системам.

Бионический хай-тек

В отличие от раннего хай-тека, это направление пытается наладить диалог с природой.
На первое место бионический хай-тек выдвигает тезис биоурбанистики. Зодчие, работающие в жанре бионики, изучают принципы функционирования природных организмов и создают подобные им конструкции. Например, высотки, строение которых повторяет ствол или полый побег. Их ярусы скрепляются железными кольцами, как злаковый стебель узлами.

Храм Лотоса, Нью-Дели, ИндияХрам Лотоса. Нью-Дели, Индия

Бионический хай-тек в частной архитектуреБионический хай-тек в частной архитектуре

Бионические здания подражают природным объектам и контурам. Дома в стиле био-тек могут быть похожи на кокон, раковину, гриб, паутину, яйцо и даже на медузу.
Бионический хай-тек, больше остальных направлений стиля, зависит от новейших технологий. Здания возводятся из материалов, которые копируют природные структуры – соты, пузыри, волокна, слоистый хитин моллюсков.

Впрочем, пока что био-тек – в большей степени искусство и теория, чем практика и воплощение. В частной архитектуре био-тек фактически отсутствует: в этой сфере его применение и слишком дорого, и эстетически нецелесообразно.

Экологический хай-тек

Продолжением бионики, её развитием можно считать эко-тек. Этот подвид не заимствует идеи у природы. Он сам стремится стать природой, частью безопасной окружающей среды.
— Во-первых, такие здания строят исключительно из экологичных материалов.
— Во-вторых, эко-дома должны быть «умными» – энергоэффективными и энергонезависимыми.

Жилье эко-тек снабжается всевозможными фильтрами, датчиками, коллекторами для дождевой и талой воды, солнечными батареями… И другими «гаджетами», позволяющими человеку не вступать с природой даже в относительный конфликт.

Дом Билла ГейтсаДом Билла Гейтса

Пример эко-тека в частном секторе – дом Билла Гейтса. Особняк построен из пихтовой древесины, бетона и стекла, а система очистки сточной воды настолько идеальна, что в искусственных каналах плещутся лососи.

Эко-тек – привет из идеального будущего. Впрочем, уже сегодня дома в виде автономных, самообеспечивающихся систем появляются в элитных поселках.

Стиль хай-тек в интерьере, варианты дизайна, фото

Хай-тек в архитектуре: общие концептуальные черты

Хай-тек в архитектуре - фото

В целом хай-тек – это мечта. Нет, даже вера: в цивилизацию, в способность человека переоборудовать планету под себя, опередить время.

  1. Фундаментальные признаки стиля – широкое применение новейших технологий и приемов на всех этапах строительства;
  2. широкое применение современных стройматериалов или, если речь об эко-теке, обработанных природных;
  3. четкость, аккуратность линий, чередование простых и сложных геометрических фигур;
  4. высокая рациональность планирования – никаких «лишних» аксессуаров;
  5. господство «техногенных» оттенков – серого, серебристого, черного цвета;
  6. децентрированное, ровное освещение;
  7. использование функциональных систем (лестница, лифт, солнечные батареи) для внешней отделки дома;
  8. в бионическом хай-теке и в эко-теке – вертикальное озеленение.

Частный дом в стиле хай-тек

Обычные профили и балки, которые используются для создания каркаса, в этом случае не применяются. Вместо швеллеров, тавров и двутавров в ход идут трубы с различным сечением, а вместо традиционных рам и ферм – специальные усиленные элементы и тросы.

Частный дом в стиле хай-тек

Проектируют хай-тековскую постройку, делая упор на её функциональности. А возводят, прибегая к бетону, стеклу, прокатному и профилированному металлу.
Экстерьеру присущи нестандартные пропорции, лаконичность очертаний, террасы, нависающие крыши со вставками стекла, огромные панорамные окна, раздвижные прозрачные двери.

Облицовка дома специальным стеклом составляет отдельную тенденцию – так называемый слик-тек. Крупноформатные зеркальные или просто светопрозрачные панели делают постройку похожей на кристалл, прибавляют дому респектабельности. Сочетать такие панели можно и с кирпичной, состаренной кладкой, получая в итоге эффектный контраст.

Кроме этого, дом в стиле хай-тек обязан отличаться высотой, габаритами, экспрессивной сдержанностью цвета. А еще ему потребуется соответствующее обрамление – строгий, но изысканный ландшафт.

Ландшафтный дизайн в стиле хай-тек, фото

Дома в стиле хай-тек — фото

Дом в стиле хай-тек - фото

Дом в стиле хай-тек - фото (10)

Дом в стиле хай-тек - фото (19)

Дом в стиле хай-тек - фото (32)

Все стили в архитектуре, список с фото

+ Похожие стили:

Архитектурный стиль Хай-тек | Деловой квартал

Стиль «хай-тек» сложился в архитектуре и дизайне в 1970-х гг. Ши­рокое распространение получил уже в 1980-е годы, хотя его основы, как считают некоторые искусствоведы, были заложены еще в XIX в. Джозефом Пакстоном (Хрустальный дворец) и Гюставом Эйфелем (Эй­фелева башня).

Хай-тек представлял собой своеобразное отражение всех достижений науки и техники XX в. Его основоположниками были в основном англичане — Норман Фостер, Ричард Роджерс, Николас Гримшоу, Джеймс Стирлинг и итальянец Ренцо Пиано. Большой вклад в становление и развитие концепций хай-тека внесла группа «Аркигрэм», которая применяла идеи поп-арта и научной фантастики 1960-х гг в архитектурных сооружениях. Также важное значение имели работы Б. Фуллера (геодезические купола), О. Фрея (разработка кинетических структур) и Я. Чернихова (здания со стержневыми несущими стальными конструкциями и элементами инженерных систем и оборудования).

Особенности стиля Хай-тек

Чарльз Дженкс относил хай-тек к позднему модернизму со всеми присущими ему чертами: прагматизмом, сложной простотой, технологичностью, гиперболой, монументальностью. Для данного стиля были характерны использование простых линий и фигур, частое обращение к элементам конструктивизма и кубизма, прагматизм в планировании пространства, широкое применение стекла, трубчатых металлических конструкций, лестниц, выведенных за пределы здания, децентрированное освеще­ние. Цветовая гамма представлена в основном белым, серебристым и металлическими цветами.

Штаб-квартира «Фуджи-ТВ» в Токио. Архитектор - К Танге. Строительство 25-этажного здания странного футуристического вида продолжалось в течение трех лет. Самая примечательная часть сооружения металлический шар диаметром 52 метра весом около 1200 т. Шар собрали на земле и подняли на высоту 125 м. Сфера служит смотровой площадкой, откуда открывается живописный вид на Токийский залив.

Штаб-квартира «Фуджи-ТВ» в Токио. Архитектор – К Танге. Строительство 25-этажного здания странного футуристического вида продолжалось в течение трех лет. Самая примечательная часть сооружения металлический шар диаметром 52 метра весом около 1200 т. Шар собрали на земле и подняли на высоту 125 м. Сфера служит смотровой площадкой, откуда открывается живописный вид на Токийский залив.

Архитекто­ры хай-тека часто включали элемен­ты инженерного оборудования, такие как воздуховоды, вентиляционные шахты и трубопроводы в композицию сооружения. Использовались и комбинированные системы из жест­ких и тросовых элементов.

Примером сооружения в стило хай-тек было здание Конгресс холла в Берлине архитекторов Р. Шуллер и У. Шуллер-Витте. Благодаря алюминиевым наружным стенам устройству в них светопроемов это здание напоминало корабль. Продольные фермы – диафрагмы были увеличены по высоте и сечениям элементов. Перед зданием была установлена скульптура в виде соединения алюминиевых «колбас» подчеркивавшая геометрию сооружения.

Берлинский международный конгресс-центр

Берлинский международный конгресс-центр

Еще одной работой  в стиле хай-тек можно назвать здание банка в Мюнхене, построенное в 1982 г. архитекторами В. и Б. Бетц. При его возведении применялись остержневые элементы закрытого сечении с целью подчеркнуть «техничность» проекта. Вертикальные не­сущие трубы большого сечения были вынесены на всеобщее обозрение.

Пожалуй, наиболее ярким и зна­чимым творением в стиле хай тек был построенный в 1972 – 1979 гг. по проекту архитекторов Ренцо Пиано и Ричарда Роджерса Национальный центр искусства и культуры имени Жоржа Помниду на площади Бобур  Париже.

Изначально проект подвергся жесткой критике, но к 1990-м годам, возмущение улеглось, и Центр Жор­жа Помпиду наряду с Эйфилевой башней стал одним из символов города.

Центр Жоржа Помпиду в Париже. Построен по новаторскому проекту Р. Пияно и Р. Роджерса, выбранному из 680 конкурсных работ. Сооружение хоть и имеет строгий прямоугольный объем, но общий силуэт его нечеток. А из-за вынесенных на фасад всех конструктивных, инженерных и транс­портных систем создается впечатление, что здание вывернуто наизнанку.

Центр Жоржа Помпиду в Париже. Построен по новаторскому проекту Р. Пияно и Р. Роджерса, выбранному из 680 конкурсных работ. Сооружение хоть и имеет строгий прямоугольный объем, но общий силуэт его нечеток. А из-за вынесенных на фасад всех конструктивных, инженерных и транс­портных систем создается впечатление, что здание вывернуто наизнанку.

 

При проектировании Центра архитекторы использовали принцип создания свободного пространства Мис вен дер Роэ. Здание имело 50 м в ширину. Каждый его наземный этаж был перекрыт стальной фермой, которая опиралась на наружные решетчатые опоры. Для демонс­трации картин и книг был устроен пятидесятиметровый пролет, из-за чего половину объема здание заняли межферменные пространства. Вит­ражные наружные стены не соответствовали требованиям организации экспозиции, поэтому за ними надо было устанавливать дополнительные глухие стенки. Сооружение хотя и имело строгий прямоугольный объем, но его силуэт был нечеток. Нечет­кости добавляли еще и избыточное число продольных крестовых связей и вынесенные на фасад разноцветные трубопроводы внутренних инженерных систем. Картину довершала размещенная вдоль главного фасада прозрачная пластмассовая труба, в которой нахо­дился эскалатор. Изначально эскала­тор предполагалось использовать для перемещения по этажам, но сегодня он служит для обзора бесчисленных достопримечательностей Парижа.

Из-за вынесенных на фасад всех конс­труктивных, инженерных и транспор­тных систем создавалось ощущение, что здание вывернуто наизнанку.

Первые сооружения в стиле хай-тек появились в Англии лишь в 1980—1990-х гг. (здание компании Ллойда, 1986 г.). Это было связано с тем, что принц Чарльз поддерживал новых клас­сицистов, а не архитекторов хай-тек. Он считал, что подобные сооружения никак не вписываются в облик города.

Постепенно в развитии стиля хай-тек выделились две тенденции: усложнение внешнего облика здания техническими и технологическими эле­ментами и стремление к тектоничес­кой ясности сооружения.

Примером первой тенденции было построенное в 1986 г. архитектором Р. Роджерсом здание страховой компании Ллойда в лондонском Сити. Трехпролетное с металлическим каркасом сооружение имело 12 этажей с четко выделенной объемно-планировочной структурой. Центральный атриум перекрывали стальные полуциркульные арки. Ко­лонны каркаса были выполнены из круглых стальных труб, а между­этажные перекрытия устраива­лись по металлическим балкам.

 Здание «Уиллис» на фоне застройки Сити.

Постепенно к зданию были пристро­ены многочисленные помещения для размещения коммуникаций, лифтов, лестниц и технологических балконов, все это придало зданию задуманный техничный силуэт.

Приверженцем второй тенденции развития хай-тека был английский архитектор Фостер, в 1986 г. в Гон­конге по его проекту было построено здание высотного офиса банковской корпорации Шанхай—Гонконг. Оно имело ствольно-мостовую конструк­тивную систему. Каждая из опор состояла из четырех колонн круглого трубчатого сечения, которые объ­единялись жесткими перемычками в полый стержень — ствол. Стволы объединялись однопролетными двух­консольными выполненными из труб чередующимися фермами высотой в два этажа. Фермы имели пролет в 38,4 м, в середине которого распола­гались стальные подвески и несущие конструкции междуэтажных перекры­тий. Подобная система обеспечила свободу планировки рабочих этажей банка в пролете свыше 38 м.

Внешний вид HSBC Building. Гонконг

Между четырьмя парами стволов были сде­ланы три пространственных слоя без опор. Шанхай—Гонконг представлял собой три одинаковых по толщине сооружения в 28, 35 и 41 этаж с четким структурным образом, что в корне отличало его от Центра Жоржа Помпиду и здания страховой компа­нии Ллойда. Здание даже сравнивали с готовящейся к запуску космической ракетой. Подобное сравнение было неслучайным. Фостер говорил: «Мы пользовались опытом группы, которая проектировала самолет “Конкорд”, практикой военных учреждений, зани­мающихся созданием мостов, спо­собных выдержать нагрузки от тан­ков, достижениями авиастроительных фирм, особенно американских».

К концу 1990-х гг. второе направ­ление развития хай-тека полностью вытеснило первое. В 1997 г. по проекту Роджерса было построено здание Европейского суда по пра­вам человека в Страсбурге. Основ­ным стремлением архитектора стало создание величественного, но не помпезного сооружения, которое бы отражало демократическую направ­ленность организации. Симметрия в композиции здания отсутствовала. Административная часть суда располагалась на берегу водоема и повторяла очертания береговой линии. Сооружение было расчленено горизонтальным поэтажными ленточными тягами, усеченными по высоте к вертикальному объему для соединения административного корпуса с залами судебных заседаний.

здание Европейского суда по пра­вам человека в Страсбурге

здание Европейского суда по пра­вам человека в Страсбурге

 

Центром композиции являлись два зала судебных заседании. Они представляли собой два глухих алюминиевых цилиндра со скошен­ным верхом, обращенных друг к другу повышенными сторонами и поднятых над землей. Несмотря на сложность композиции, в здании Европейского суда четко прослежи­валась лишенная ненужных усложне­ний архитектурная форма. Холодный алюминиевый блеск облицовки сочетался с теплым красным цве­том Ч-образных связей на фасадах залов заседаний и технологических надстроек.

С 1980-х годов здания в стиле хай-тек являлись элитными сооружениями. Ч. Дженкс даже назвал их «банковскими соборами». Престижные фирмы стремились иметь офисы в подобных сооружениях.

Направления стиля Хай-тек

 

В стиле выделялись несколько различных направлений. Например, индустриальный хай-тек. Он основывался на использовании элементов промышленного назначения: сочленений, зклепок, металлических и стеклян­ных деталей, а также арматуры, труб и перемычек, то есть всего того, что применялось при проектировании фабрик, заводов и ТЭЦ. На всеобщее обозрение выносились коммуника­ции и перекрытия.

Другим направ­лением был геометрический хай-тек. Ему было присуще чередование простых и сложных геометрических форм. Архитекторы часто исполь­зовали базовые стержни, тросы и растяжки. Примером подобного стиля была построенная в 1981 г. архитектором Дональдом Кроном и инженером Варгоном Чапмэном трехсотметровая Сиднейская башня.

Сиднейский оперный театр Йорна Утзона

Био-Тек

Самым современным направлением считался био-хай-тек. Подражая жи­вой природе, он пытался не спорить с ней, а найти взаимопонимание. Такая архитектура гармонировала с окружающим ландшафтом, используя природные части как продолжение здания. Например, одна часть дома могла являться естественной скалой а из пола могло расти дерево, являвшееся одновременно и элементом декора и несущей конструкцией.

Однако заимствование природ­ных форм не всегда было умес­тным, т. к. при проектировании сооружений появлялись нефункциональные зоны. На сегодняш­ний день данное архитектурное направление еще до конца не сформировалось. Пока исследо­вательская составляющая преоб­ладает над практической.

Николас Гримшоу

Британский архитектор Николас Гримшоу родился 9 октября 1939 г. Учился в Эдинбургском колледже искусств, а потом в лондонской архитектурной академии. В течение 14лет работал вместе с Терри Фаррелом. Наиболее яркой работой архитектора был ботанический сад  «Эдем» в графстве Корнуолл, расположившийся на рекультивированной территории карьера, где раньше добывался каолин. Идея проекта принадлежала Тиму Смиту, а его практическая реализации легла на плечи инжиниринговой компании «Энтони Хант и партнеры».

Проект «Эдем» в  Корнуолле — садовый комплекс, состоящий из двух оранжерей, представляющих собой соединенные геодезические купола, под которыми произрастали растения со всего мира.

Проект «Эдем» в  Корнуолле — садовый комплекс, состоящий из двух оранжерей, представляющих собой соединенные геодезические купола, под которыми произрастали растения со всего мира.

Купола выполнены из сотен шестиугольников и несколь­ких пятиугольников, каждый из которых изготовлялся из прочного светопроницаемого пластика. В оранжереях были воссозданы определенные природные комплексы: в пер­вой — тропический климат, во второй — средиземноморс­кий. После двух с половиной лет строительства в 2001 г. сад распахнул свои двери для посетителей.

Среди основных работ Н. Гримшоу необходимо отметить международный железнодорожный вокзал Ватерлоо в Лондоне (1993 г.), Национальный космический центр Великобритании в Лестере (2001 г.) и мост Хеермы. в Амстердаме (2001 г.). Архитектор также проектировал для Мельбурна, Парижа, Ливерпуля, Берлина и др.

Башня Мэри-экс

 Башня «Мэри-Эк»

Башня Мэри-Экс была построе­на в 2004 г. в Лондоне по проекту архитектора Нормана Фостера на месте Балтийской биржи, поврежденной в результате теракта 1992 г. Ирландской республиканс­кой армией. В ней расположилась штаб-квартира компании Swiss Reinsurance. Фостер стремился по максимуму использовать природ­ные ресурсы, поэтому на обслужи­вание его 40-этажного здания ухо­дило вдвое меньше электроэнер­гии. Это был первый экологический небоскреб. Его конструкция пред­ставляла собой сетчатую оболочку с центральным опорным основанием. Нижние этажи были доступны для всех посетителей, а верхние — отданы ресторанам.

За зеленоватый оттенок стекла и характерную фор­му небоскреб был прозван «огур­цом». Возведение здания обошлось в 400 млн долларов. В 2003 г. проект удостоился ежегодной пре­мии Emporis Skyscraper Award, а в 2004 г. — премии Джеймса Стир­линга. В 2007 г. компания Swiss Reinsurance продала небоскреб за 1,18 млрд долларов немецкой IVG Immobilien и инвестиционной фирме Evans Randall, оставшись его глав­ным арендатором. (Подробнее про башню Мэри-экс).

Смотрите также:

Хай-тек (hi-tech) в архитектуре /  Блог архитектора Дмитрия Новикова

Хай-тек (англ. hi-tech, от high technology высокие технологии) стиль в архитектуре и дизайне, зародившийся в Великобритании в недрах позднего модернизма в 1970-х, нашедший широкое применение в 1980-х и актуальный сегодня...



 

Главные теоретики и практики хай-тека (по большей части практики, в отличие от архитекторов деконструктивизма и постмодернизма) в основном англичане Норман Фостер, Ричард Роджерс, Николас Гримшоу, Ж. Нувель, Д. Пакстон, на каком-то этапе своего творчества Джеймс Стирлинг и итальянец Ренцо Пиано.

Основные черты стиля хай-тек:
- Использование высоких технологий в проектировании, строительстве и инженерии зданий и сооружений.
- Основой хай-тека становится упор на функциональность.
- Максимально ограничивается использование декоративных элементов.
- Архитектура хай-тек отдает предпочтение стеклу, металлу, пластику, бетону и другим искусственным покрытиям. Стиль противостоит направлениям, использующим натуральные материалы.

- Широкое использование серебристо-металлического цвета.
- Неприглядные технические детали больше не прячут: в век высоких технологий они становятся, скорее, украшением (использование функциональных элементов: лифты, лестницы, системы вентиляции и другие, вынесенных наружу здания). Вентиляционные шахты и трубопроводы декорируются, окрашиваются в разные цвета, а потому подобные конструкции не только не портят общего впечатления от сооружения, но и имеют эстетическую ценность.
- Конструкции в своем большинстве простые, преобладают простые формы и прямые линии. Частое обращение к элементам конструктивизма и кубизма (в противоположность био-теку).
- Архитекторы экспериментируют с освещением, что в сочетании с зеркальными поверхностями зданий создает эффектное мерцание. Децентрированное освещение, создающее эффект просторного, хорошо освещённого помещения.
- Высокий прагматизм в планировании пространства.
- В виде исключения жертвование функционалом в угоду дизайну.

В 70-80-х годах хай-тек был представлен чаще всего зеркальными зданиями (Пасифик дизайн центр в США).
Интерьеры зданий подчиняются тем же принципам: встраиваемая техника, стеклянные полки и полы, металлические каркасы, двери и стулья, настенные обогреватели все элементы глубоко проникнуты технологичностью. Стиль отдает предпочтение приглушенным, спокойным тонам: металлик, белый, серый.
Хай-тек не ставит целью подчеркнуть декоративный аспект сооружения, но, несмотря на это, здания имеют несомненную эстетическую ценность.
Здания а-ля хай-тек создают эффект вывернутых наизнанку (Центр Помпиду в Париже): переходы, опорные конструкции и металлические каркасы расположены с внешней стороны здания.


Сегодня стиль широко используется для офисных зданий. Он конкретный, четкий и деловитый.

(Источник: Большой энциклопедический словарь изобразительного искусства)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Небольшой ликбез по архитектурным стилям. Часть 15: Хай-тек
    Стиль хай-тек стал логическим продолжением и даже завершением (пока что) интернационального стиля в архитектуре.
Здание в Кёльне, сооруженное итальянским архитектором Ренцо Пиано,
является одним из примеров стиля хай-тек:


     Его наиболее характерными чертами, на мой взгляд, являются:

    1. Универсальность (интернационализм). Здания построенные в стиле хай-тек можно увидеть во многих странах мира и если не знать, в какой именно стране находишься, то и сам не заметишь, как перепутаешь Каталонию с Англией (о чем будет немного ниже).
  2. Широкое применение таких материалов как стекло, пластик и металлические конструкции с использованием высоких технологий (из-за чего собственно и возникло название стиля - high technology).
  3. Функциональность, с одной стороны, часто жертвуемая в угоду дизайну, с другой.


Скульптура Евы в ботаническом саду "Эдем"; на заднем плане
видны геодезические купола в стиле хай-тек, спроектированные
английским архитектором Николосом Гримшоу:


    Наиболее авторитетными архитекторами, которые считаются создателями этого стиля считаются британцы Норман Фостер, Ричард Роджерс, Николас Гримшоу и итальянец Ренцо Пиано. Именно их творчество лучше всего демонстрирует, что из себя представляет хай-тек в архитектуре.

    Британский архитектор Норман Фостер (род. в 1935 г.), что интересно, считал своим кумиром русского инженера и архитектора Владимира Григорьевича Шухова (1853 - 1939), впервые в мире применившего стальные сетчатые оболочки. Влияние Шухова на работы Фостера более чем очевидно.


Одно из последних сооружений Нормана Фостера -
Херст-тауэр в нью-йоркском Манхеттене (2003 - 2006 гг.):


    Построенный Норманом Фостером в 1997 - 2004 гг. в Лондоне небоскреб Мэри-Экс (Mari Axe) англичане откровенно недолюбливают, называя его "огурцом" или "корнишоном" ("the Gherkin"):

    Но это еще не самое уничижительное название для сооружений подобного типа, которые, на мой взгляд, только портят общий вид городов. Глобализация шагает по планете! В 2005 году, видимо вдохновившись идеями Фостера, французский архитектор Жан Нувель возвел в Барселонете - приморской части столицы Каталонии 34-этажный небоскреб "Торре Агбар" (Torre Agbar):

    Барселонцы, избалованные архитектурными шедеврами Гауди, Пуч-и-Кадафалька и Доменика-и-Мунтанера, тут же окрестили его "фаллосом" и "тампоном". Часто приходилось слышать даже уточнение, о каком именно предмете женской гигиены идет речь: башня Агбар уже вошла в историю под названием "Tampax".

    Норман Фостер планирировал построить в Москве самый высокий небоскреб в Европе - башню "Россия" высотой в 612 метров. Проект был разработан в 2006 году. а уже в следующем году началось строительство. Но из-за финансового кризиса 2008 года проект заморозили, а в 2009 году и вовсе отменили. Вот один из примеров мудрости русской пословицы "не было бы счастья, да несчастье помогло". Я с ужасом представляю себе это чудовище, превосходящее высотой Останкинскую башню в нашей столице:



    Нет уж, пусть небоскребы "украшают" всякие там ОАЭ и Гонконги. А мне милее Москва с ее традиционной архитектурой. Нет, я совсем не против сооружений в стиле хай-тек в Москве, но только где-нибудь на окраинах, а еще лучше за МКАДом.

    Еще один британский архитектор Ричард Роджерс (род. в 1933 г.), прославился после того, как им, совместно с итальянцем Ренцо Пиано (род. в 1937 г.) в 1971 - 1977 годах было построено здание национального центра искусства и культуры ХХ века в Париже, известное как Центр Жоржа Помпиду.

  Большинство инженерных систем этого здания (водоснабжение, отопление, вентиляция, лестницы и лифты) выведены наружу, чтобы увеличить внутреннее пространство для экспозиций.
    Но из-за этого здание больше похоже на некий промышленный объект, чем на художественный музей:
    Последняя из трех картинок - не Центр Помпиду, а Московская пивоваренная компания, расположенная в подмосковных Мытищах. Но если бы я об этом не написал, многие ли из вас догадались бы о этом?

    Тем не менее, Центр Помпиду является третьей по посещаемости достопримечательностью Парижа (после Лувра и Эйфелевой башни)! Мир явно сошел с ума!!!
    Кстати, кто-нибудь может мне объяснить, зачем Центру Помпиду понадобились большие площади для экспозиций, если в нем демонстрируется такое вот "искусство":



    Кстати, обратите внимание насколько бедна экспозиция. Стоило ли ради этого убожества уродовать здание? Впрочем, это очередной риторический вопрос.

    Гораздо более интересным проектом Ричарда Роджерса является аэропорт Мадрида "Барахас":


    Визуально он, конечно же, очень интересен. Но какому идиоту прошло в голову расположить терминалы главного международного аэропорта Испании таким образом, чтобы от одного до другого нужно было добираться на специальном подземном поезде?! Впрочем, это уже не Р. Роджерсу претензия, это уже личные впечатления и ощущения.
    Хай-тек одной из своих целей провозглашает функциональность? Ну-ну! Побегайте с чемоданами между терминалами безусловно красивого внутри мадридского аэропорта (особенно если вы являетесь транзитным пассажиром), и вы эту функциональность проклянете вместе с Ричаржом Рождерсом, я вас уверяю!

 
    Британский архитертор Николас Гримшоу (род. в 1939 г.) известен прежде всего гигантским комплексом оранжерей, выполненных в виде геодезических сетчатых оболочек в английском графстве Корнуолл, напоминающих футуристические соооружения колоний землян на других планетах из фантастических романов писателей-фантастов:



    Это проект Гримшоу, получивший название "Эдем" (Edem Project) хорош хотя бы тем, что не нарушает городскую среду, поскольку воплощен в 1998 - 2001 годах вдали от каких либо городов (до ближайшего к нему города Сент-Блейзи около полутора километров).


    Возможно, это и есть то, что называется архитектурой будущего.

    Но мне как-то не очень хочется оказаться в таком будущем, особенно если в нем будут такие вот персонажи, населяющие "Райские сады" Николаса Гримшоу:



    Вы можете считать меня ретроградом, но даже "сталинская архитектура" 40 - 50-х годов прошлого столетия (не говоря уже о моих любимых модерне и готике) вызывает у меня намного большую симпатию, чем "устремленный в будущее хай-тек".

  Продолжение следует...

    Благодарю за внимание.
    Сергей Воробьев.

Хай-тек (hi-tech)

Появление:

Появился в позднем модернизме (в 1970-х) и получивший широкое применение в 1980-х годах.

Особенности:

Использование высоких технологий  в проектировании, строительстве и инженерии зданий и сооружений.  Прямые линии и формы. Широкое применение стекла, пластика, металла. Вертикальные функциональные элементы выносятся наружу здания: лифты, лестницы, системы вентиляции и другие. Децентрированное освещение, создающее эффект просторного, хорошо освещенного помещения. Широкое использование серебристо-металлического цвета. Частое обращение к элементам конструктивизма и кубизма (в противоположность био-теку). Редко жертвуется функцией для улучшения дизайна.

Примечание:

Главная особенность Хай-тека — использование высоких технологий, то есть если сделать глянцевые пол, стены металлического цвета и поставить обычную мебель — это не Хай-тек. А вот использование автоматического включателя-выключателя света способом хлопка, само-открывающиеся внутриквартирные двери и другие дорогие примочки — это и есть Хай-тек. Выполнение здания или интерьера в стиле Хай-тек обойдется очень дорого.

Архитекторы, работавшие в стиле модерн:

НиколасГримшоу, Ричард Роджерс, Норман Фостер, частично Ренцо Пьяно и другие.

Примеры Хай-тека:

Национальный центр искусства и культуры имени Жоржа Помпиду, Париж, Франция.

 (люди называют просто Центр Жоржа Помпиду)

Здание страховой компании Swiss-Re («Корнишон»), Лондон.

арх. Норман Фостер (Norman Foster)

Channel 4 Television Headquarters, England, London.

архитектор  Ричард Роджерс (Richard Rogers)

Небоскреб, банк, корпорация Шанхай-Гонконг, Гонконг, арх. Норман Фостер.

Купол Рейхстага в Берлине, арх. Норман Фостер.

Башня Херст, арх. Норман Фостер, 2003-2006.

«Сити-холл», арх. Норман Фостер, Лондон, Великобритания, 2002.

5 домов в стиле хай-тек, попавших с улицы в научную фантастику — Look At Me
Какие здания больше всего вдохновляют писателей-фантастов и благодаря им становятся частью поп-культуры? Мы выбрали 5 знаменитых построек в стиле хай-тек, которые появлялись в фантастических фильмах и книгах. В первой части материала мы рассказали о зданиях — героях фантастики, построенных в стиле брутализм.

Что такое хай-тек?

Центр Джона Хэнкока

Самое важное, что нужно знать о хай-теке — это то, что хай-тек — это не название архитектурного стиля, а эпитет. Относиться он может к постройкам в близкородстенных стилях позднего модернизма, структурного экспрессионизма, постмодернизма и даже неофутуризма. Получившиеся здания в итоге сохраняют формообразующие признаки базового стиля, но приобретают и особые качества, которые заставляют зрителей восклицать: «Вот это хай-тек!»

Часть этих качеств архитектура высоких технологий унаследовала от брутализма — предшествовавшего ей международного wow-стиля. И те и другие стремились выставить конструктив здания напоказ. Но если бруталисты были ограничены возможностями бетона, и максимумом, который они могли обнажить, были плиты перекрытий и лифтовые шахты, то к концу 70-х, когда хай-тек достиг наивысшей популярности, строительные технологии ушли далеко вперед. Стало возможным сплошное остекление фасадов, модульные коммуникации и вентиляция, появился относительно дешевый и прочный пустотелый стальной профиль. Конечно, со всем этим экспериментировали и раньше: отец модернизма Людвиг Мис ван дер Роэ еще в 1949-м спроектировал первую башню из стали и стекла, а британская архитектурная группа Archigram рисовала вполне себе хай-тековские здания в самом начале 60-х. Однако первым настоящим примером хай-тека все же считается центр Джона Хэнкока в Чикаго, построенный в 1969 году бюро Skidmore, Owings and Merrill.

 

Чем хай-тек нравится
художникам?

Метрополис (1929)

Если эстетика брутализма оказалась близка авторам антиутопий, то к хай-теку чаще всего обращались с противоположными целями – чтобы представить светлый мир победившей технологии. Мечты о стеклянных башнях преследовали человечество задолго до того, как их смогли построить: еще у древних кельтов есть похожая легенда. На экране они впервые возникли, естественно, в виде макетов, в «Метрополисе» (1929). С середины 70-х же ставшие реальностью благодаря Норману Фостеру, Ричарду Роджерсу и Майклу Хопкинсу здания начали активно использовать в качестве декораций к научной фантастике. Любопытно, что продолжается это и поныне, правда чтобы усилить впечатление, их обычно виртуально накачивают стероидами, увеличивая в масштабе в два, а то и в три раза.

 

Центр Помпиду, Париж

год постройки: 1971–1979, архитекторы: Ричард Роджерс и Ренцо Пиано

Здание музея современного искусства в Париже было одним из первых примеров реального хай-тека, поразившего воображение всего мира и, естественно, первые годы считавшегося жутким уродством. Выведенные на фасад яркие вентиляционные трубы и лестничные пролёты стали символом утилитарной архитектуры будущего. Первым использовал это здание в кино Льюис Гилберт, режиссер 11 фильма бондианы «Мунрэйкер». В нём пятый этаж центра изображал космическую станцию, на которой укрылся главный злодей. Косвенно архитектура Помпиду повлияла и на облик нуарного мира «Бегущего по лезвию».

 

Sears Tower, Чикаго

год постройки: 1970–1973, архитектор: Брюс Грэм, инженер Фазлур Хан

С момента постройки и до 1998 года (почти 25 лет) Sears Tower удерживала статус самого высокого здания в мире. Это в сочетании с пугающими фасадами из тёмного стекла и чернёного алюминия заставило множество кинорежиссеров обращаться к ней в поисках вдохновения. Башня появлялась в сериале «Звёздные врата», экранизации романа Айзека Азимова «Я, робот». И даже в последние годы, несмотря на давно потерянный статус «Крыши мира», небоскрёб не сходит с экранов: он появлялся во второй части «Трансформеров», «Человеке из стали», а совсем скоро мы увидим его в «Дивергенте».

 

Hearst tower, Нью-Йорк

год постройки: 2003–2006, архитектор: Норман Фостер

Сердце медийной империи Херста на Манхэттене — лучший пример того, что заветы хай-тека живы и сегодня, спустя почти 40 лет после его появления. При проектировании этого небоскрёба Фостер воспользовался такой причудой американского законодательства как «право на воздух», надстроив над старым 6-этажным зданием еще 36 этажей. Но и этого оказалось мало художникам сиквела полнометражного «Стар Трека», которые на панораме Манхэттена будущего увеличили здание еще раза в два. Та же идея почти одновременно пришла в головы архитекторам корейского бюро SOM, которые сейчас строят практически такую же, как в «Стар Треке», башню в Сеуле.

 

World Trade Center, Нью-Йорк

год постройки: 1973, архитектор: Минору Ямасаки

Башни Всемирного Торгового центра обычно относят к так называемому «интернациональному стилю», однако, обилие стекла и наружная стальная обрешётка  позволяют описать и их термином хай-тек. Они не сходили с экранов с самого момента постройки и успели стать узнаваемым символом Манхэттена, которого режиссерам всегда было достаточно, чтобы обозначить место действия. Но и в фантастике их использовали довольно часто. Сид Мид, дизайнер «Бегущего по лезвию», рассказывал, что именно они были для него ключом к образу фантастического города будущего: «Я просто взял башни, увеличил их в три раза, и вышло то, что вышло». По башням лазал Кинг Конг в одноименном фильме 1976 года, с них взлетал Супермэн в 78-м, и даже после разрушения они сумели появиться в экранизации «Хранителей» Алана Мура и одном из фильмов о Человеке-пауке.

 

Bank of China, Гонконг

год постройки: 1985–1990, архитектор: Юй Мин Пей

Хотя формально здание национального банка Китая в Гонконге относят скорее к структурному экспрессионизму, диагридная структура фасада прямо указывает на знакомство архитектора с лучшими образцами хай-тека. Интересно, что за рубежом это здание считается первым, где была применена перекрёстно-стержневая конструкция покрытия, хотя в России подобные структуры проектировал еще Шухов в первой трети двадцатого века. На экране здание появлялось лишь дважды: впервые в ребуте «Стар Трека» от 1995 года в качестве одного из подразделений звёздного флота, а второй – в недавнем «Морском бою», где оно было бесславно разрушено свалившимся с неба кораблем пришельцев. Впрочем, ничего подобного пока, кажется, не ожидается — а значит, у нас есть все шансы увидеть творение Пея еще не раз.

Что такое высокотехнологичная архитектура?

Бенджамином Елисеем Саве 14 июня 2019 года в Обществе

​Lloyd’s Building ​in London, England is a perfect example of high tech architecture. Lloyd's Building в Лондоне, Англия, является прекрасным примером высокотехнологичной архитектуры.

Высокотехнологичная архитектура - это архитектурный метод, характеризующийся интеграцией высокотехнологичных промышленных и технологических компонентов в структуру здания. Архитектурное движение возникло в 1960-х годах и рассматривается как характеристика перехода от архитектуры модернизма к архитектуре постмодернизма.

Высокотехнологичная архитектура отличается предпочтительным применением чистых поверхностей и легких материалов. Архитектурный дизайн был основан на концепции демонстрации того, как технологии могут улучшить мир, разместив технические характеристики здания на внешней стороне здания. Архитекторы Ричард Роджерс и Норман Фостер были ключевыми фигурами внедрения высокотехнологичной архитектуры в 1970-х годах, и элементы можно увидеть в их проектах по всему миру.

Характеристики высокотехнологичной архитектуры

Внешний каркас зданий, построенных с использованием высокотехнологичной архитектуры, состоит из стали и стекла, которые имеют каркасную конструкцию с просторными интерьерами и легким доступом к полам. Материалы, использованные при строительстве здания, в основном легкие, а трубопроводная система - яркая. Высокотехнологичная архитектура была любимым проектом, который использовался при строительстве многих торговых центров, стадионов и коммерческих зданий.

известных примеров высокотехнологичной архитектуры

1. Джон Хэнкок Центр (Чикаго, США)

Джон Хэнкок Центр - небоскреб, расположенный в Чикаго, штат Иллинойс. Это одно из самых высоких зданий города с 100 этажами. Центр Джона Хэнкока в настоящее время является восьмым самым высоким небоскребом в Соединенных Штатах и ​​поднимается на 1128 футов над улицами Чикаго.Строительство здания началось в 1965 году и было спроектировано архитекторами Skidmore, Owings и Merrill совместно с Fazlur Rahman Khan, который использовал высокотехнологичный архитектурный дизайн, который выражен на внешней стороне здания, которая имеет внешнюю X-скобку, используемую в качестве внешнего каркаса для укрепить здание от сильных ветров и даже землетрясений.

2.Центр Помпиду (Париж, Франция)

Центр Помпиду (также известный как Центр Жоржа Помпиду) - это большое здание, расположенное в столице Франции, Париже. Здание занимает 103 305 квадратных метров площади и в нем размещается Национальный музей современного искусства, крупнейший музей современного искусства в Европе, а также библиотека Publique d'Information, большая публичная библиотека. Центр Помпиду был построен с 1971 по 1977 год и был спроектирован несколькими архитекторами, включая итальянца Ренцо Пьяно и Джанфранко Франкини и британца Ричарда Роджерса.Здание является одним из лучших примеров применения высокотехнологичной архитектуры и имеет продуманный внешний каркас из разноцветных трубок.

3. Здание Ллойда (Лондон, Англия)

Здание Lloyd's расположено на Лайм-стрит в Лондоне, Англия, и является штаб-квартирой Lloyd's of London, страховой компании. Здание было построено с 1978 по 1986 год и спроектировано архитектурной фирмой Richard Rogers and Partners.Здание Ллойда демонстрирует высокотехнологичную архитектуру и также известно как «здание изнутри» благодаря своему внешнему виду, где основные конструктивные элементы, такие как лестницы, лифты, электрические системы и водопроводные трубы, находятся на внешней стороне здания, что является отличительной характеристикой высокого техническая архитектура.

Снижение популярности

Высокотехнологичная архитектура была популярна в 1970-х годах, но начала испытывать упадок в 1980-х годах.Основной причиной упадка является появление постмодернистской архитектуры в конце 20-го века, которая вобрала в себя многие характеристики высокотехнологичной архитектуры.

примеров высокотехнологичной архитектуры

9 0049 Чикаго, США
Ранг Название здания Расположение Год постройки
1 Центр Джона Хэнкока Чикаго, США 1969
2 Центр Помпиду Париж, Франция 1977
3 Центр он-лайн Чикаго, США 1986
4 Здание Ллойда Лондон, Великобритания 1978
5 Международный конгресс-центр Берлин Берлин, Германия 1979
6 Улица Леденхолл Лондон, Великобритания 2014
7 Burj Al Arab Дубай, ОАЭ 1999
8 Башня Банка Китая Гонконг 1990
9 Hotel Arts Барселона, Испания 1994
10 Willis Tower 1973
Нажмите, чтобы развернуть ,

Высокотехнологичная архитектура

Высокотехнологичная архитектура , или Поздний модернизм - это архитектурный стиль, возникший в 1970-х годах, в котором элементы высокотехнологичной промышленности и технологий используются в проектировании зданий. Высокотехнологичная архитектура появилась как обновленный модернизм, расширение тех предыдущих идей, которому способствовал еще больший прогресс в технологических достижениях. Эта категория служит мостом между модернизмом и постмодернизмом, однако остаются серые области относительно того, где заканчивается одна категория и начинается другая.В 1980-х годах высокотехнологичную архитектуру стало сложнее отличить от постмодернистской архитектуры. Многие из его тем и идей были впитаны в язык постмодернистских архитектурных школ.

Origins

Предпосылки

Здания в этом архитектурном стиле были построены в основном в Европе и Северной Америке. После разрушения многих исторических зданий в Европе во время Второй мировой войны их ремонт был трудным делом.Архитекторам пришлось выбирать между копированием исторических элементов или заменой их новыми современными материалами и эстетикой.

Научно-технические достижения оказали большое влияние на общество в 1970-х годах. Космическая гонка завершилась кульминацией в 1969 году, когда Нил Армстронг приземлился на Луну, и сопровождался чрезмерными военными событиями. Эти достижения заставляют людей думать, что с помощью передовых технологий можно достичь гораздо большего. В то время технологические инструменты стали обычным явлением для людей из-за использования пандусов, видеоэкранов, наушников и открытых лесов.Эти высокотехнологичные конструкции стали более заметными каждый день для среднего человека.

Имя

Стиль получил свое название от книги «Высокие технологии: промышленный стиль и исходная книга для дома», написанной журналистами-дизайнерами Джоан Крон и Сюзанной Слесин и опубликованной в ноябре 1978 года Кларксоном Н. Поттером, Нью-Йорк. Книга, иллюстрированная сотнями фотографий, показала, как дизайнеры, архитекторы и владельцы домов присваивают классические промышленные объекты - стеллажи для библиотек, химическое стекло, металлическая палуба, принадлежности для ресторанов, светильники для взлетно-посадочных полос на заводах и в аэропортах, стеганые одеяла для двигателей, промышленные ковровые покрытия. и т.п.- найти в промышленных каталогах и использовать их в жилых помещениях. Предисловие к книге архитектора Эмилио Амбаса, бывшего куратора дизайна в Музее современного искусства, отражает тенденцию в историческом контексте.

В результате гласности и популярности книги, стиль оформления стал известен как «Хай-тек», что ускорило появление все еще малоизвестного термина «хай-тек» в повседневном языке. В 1979 году термин «хай-тек» впервые появился в карикатуре журнала «New Yorker», показывающей женщину, ругающую своего мужа за то, что она недостаточно хай-тек: «Ты - средний, средний, средний.«После того, как« Esquire »выписал книгу Крона и Слезина в шести частях, основные розничные продавцы в Соединенных Штатах, начиная с Macy's New York, начали демонстрировать высокотехнологичный декор в окнах и в мебельных отделах. Но кредит должен идти в магазин на 64-й улице и Lexington Avenue в Нью-Йорке, Ad Hoc Housewares, который был открыт в 1977 году, для маркетинга этих объектов среди населения, проживающего в общежитии, прежде чем кто-либо еще. Книга переиздавалась в Англии, Франции и Японии, и, как и оригинал, каждое издание включен каталог локальных источников для объектов.

Цели

Высокотехнологичная архитектура была, в некотором смысле, ответом на растущее разочарование современной архитектурой. Реализация планов городского развития Ле Корбюзье привела к созданию городов с однообразными и стандартизированными зданиями. Энтузиазм к экономическому строительству привел к чрезвычайно низкому качеству отделки, с последующей деградацией, противостоящей ныне исчезающей эстетической новизне. Высокотехнологичная архитектура создала новую эстетику в отличие от стандартной современной архитектуры.В книге «Высокие технологии: промышленный стиль и исходная книга для дома», обсуждая эстетику высоких технологий, авторы подчеркивали использование элементов «ваши родители могут счесть оскорбительными». Этот юмор так удачно демонстрирует мятежное отношение.

Крон и Слесин далее объясняют термин «хай-тек» как термин, который используется в архитектурных кругах для описания растущего числа жилых и общественных зданий с помощью «гайки и болты, открытые трубы, технологический вид». Нет необходимости смотреть дальше, чем Центр Помпиду Роджера в качестве примера этого.Это выдвигает на первый план одну из целей высокотехнологичной архитектуры, чтобы похвастаться техническими элементами здания, извлекая их. Таким образом, технические аспекты создают эстетику здания.

Для дизайна интерьера существовала тенденция использования ранее промышленных приборов в качестве бытовых предметов, например химические мензурки как вазы для цветов. Это было связано с целью использования промышленной эстетики. Этому способствовало преобразование бывших промышленных площадей в жилые помещения. Высокотехнологичная архитектура нацелена на то, чтобы придать всему индустриальный вид.

Другим аспектом целей высокотехнологичной архитектуры было возрождение веры в силу технологий для улучшения мира. Это особенно очевидно в планах Кензо Танге по созданию технически сложных зданий в период послевоенного бума Японии в 1960-х годах, но лишь немногие из этих планов фактически стали зданиями. Высокотехнологичная архитектура нацелена на достижение новой промышленной эстетики, подкрепленной возрожденной верой в прогресс технологии.

Но как бы ни был заметен промышленный облик, функциональный элемент современной архитектуры был сохранен.Части все еще служили цели в функции здания. Функция здания была также направлена ​​на то, чтобы не устанавливать. Это динамическое свойство означает, что здание должно быть «катализатором», «технические услуги предоставляются, но не становятся установленными».

Характеристики

Характеристики высокотехнологичной архитектуры несколько изменились, но все они имеют подчеркнутые технические элементы. Они включали выдающуюся демонстрацию технических и функциональных компонентов здания, а также упорядоченное расположение и использование готовых элементов.Стеклянные стены и стальные рамы были также очень популярны.

Чтобы похвастаться техническими характеристиками, они были выведены наружу, часто вместе с несущими конструкциями. Не может быть более яркого примера, чем Центр Помпиду. Все вентиляционные каналы заметно видны снаружи. Это был радикальный дизайн, так как предыдущие вентиляционные каналы были бы компонентом, скрытым внутри здания. Средство доступа к зданию также снаружи, с большой трубой, позволяющей посетителям входить в здание.

Упорядоченный и логичный способ, которым здания в высокотехнологичном архитектурном стиле спроектированы с учетом их функциональной сущности, демонстрируется в штаб-квартире Norman Foster в Гонконге и Shanghai Bank HQ. Помимо технологии, являющейся главной особенностью здания, его дизайн очень функционально ориентирован. Большое внутреннее открытое пространство и легкий доступ ко всем этажам значительно улучшают функцию банка. Кроме того, элементы зданий очень аккуратно составлены для достижения оптимальной упорядоченности, чтобы логически решить проблему потребностей банка.Это видно по структуре уровней и по эскалаторам.

Высокотехнологичные здания постоянно используют стеклянные навесные стены и стальные конструкции. Это в значительной степени обязано современной архитектуре и находится под влиянием корпоративных зданий Мис ван дер Роэ. SOM Sears Tower демонстрирует, что со стеклянными стенами и стальной каркасной трубой можно построить очень высокое здание. Многие высокотехнологичные здания подразумевали, что их цели были динамичными. Это лучше всего объяснить Гюнтером Бенишом и Мюнхенским олимпийским стадионом Фрей Отто.Эта структура сделала спорт на открытом воздухе возможным и предназначен для использования во многих целях. Первоначально заброшенный аэродром, сейчас это спортивный стадион, используемый для различных дисциплин.

Примеры

* Штаб-квартира HSBC - Гонконг
* Жижковская телебашня - Прага
* Площадка для крикета Господа - Лондон
* Центр Жоржа Помпиду - Париж

ee также

* Высокие технологии

Ссылки

* [ http: // www.archpedia.com/Styles-High-Tech.html Запись в Archpedia: высокотехнологичная архитектура ]

Фонд Викимедиа. 2010.

HIGH-TECH | Технологии и прогресс на службе архитектуры

Высокотехнологичная архитектура, также известная как поздний модернизм или структурный экспрессионизм, включает в себя элементы высокотехнологичной промышленности и технологий в проектировании зданий. Как архитектурный стиль, он возник в 1970-х годах ... но можно найти некоторых предшественников.

Среди высокотехнологичных зданий можно выделить четыре основные типологии: трикотаж (центр распределения Swault «Ниндана Фостера»), однонаправленный туннель (центр «Sainsbury Centre» Нормана Фостера, аэропорт Осака Ренцо Пьяно), геодезический купол (теоретически Бакминстер Фуллер) ) и высотное здание (Swiss Re от Нормана Фостера в Лондоне).

Одним из наиболее эффективных примеров является Центр Помпиду (Париж, 1971-1977), разработанный Ричардом Роджерсом и Ренцо Пиано. В этом проекте система вентиляции свисает с фасада: все ее воздуховоды и трубы заметно видны на высоте. «Концепция труб» также упоминается при доступе к зданию, когда посетители входят через большую трубу.

Ричард Роджерс, благодаря своим модернистским и функциональным проектам, является одним из наиболее представительных высокотехнологичных архитекторов.Среди его проектов: «Купол тысячелетия» в Лондоне, «Сенедд» в Кардиффе, здание Европейского суда по правам человека в Страсбурге и «Ллойдс» в Лондоне.

Высокотехнологичная архитектура также распространяет идею возрождающейся веры в силу технологий для улучшения мира и достижения новой промышленной эстетики. Этот аспект особенно очевиден в зданиях Кензо Танге. Ниже приведены некоторые примеры, иллюстрирующие его архитектуру и концепции дизайна: телевизионное здание Fuji, центр мира в Хиросиме, центр IHD, павильон для Osaka Expo 1970, токийский собор Святой Марии, здание токийского столичного правительства, зал культуры Яманаси и национальная гимназия Йойоги.

Другие важные примеры высокотехнологичной архитектуры включают Torre Agbar Жана Нувеля в Барселоне, Башню Банка Китая И.М. Пея в Гонконге и штаб-квартиру Нормана Фостера в Гонконге и Шанхае Банк.

Но где предшественники, о которых мы говорили?

Характеристики высокотехнологичной архитектуры несколько изменились, но все они имеют технические элементы. Они включают в себя выдающуюся демонстрацию технических и функциональных компонентов здания и использование готовых элементов.Стеклянные стены и стальные рамы были также очень популярны. На этот лейтмотив наверняка повлиял Модернизм, высотные здания Мис ван дер Роэ в Прими.

Давайте переедем в Италию.

Еще одним предшественником высоких технологий является штаб-квартира La Rinascente в Риме, спроектированная итальянским архитектором Франко Альбини в 1957-61 годах. «La Rinascente» буквально означает «возрождение»: дизайн сохраняет основное строение здания 1887 года и преобразует прежнюю геометрию в сталь. Фасад напоминает ренессанс и окружающие здания, но все традиционные манеры переосмысливаются современными технологиями.Структура не скрыта, но она вынесена наружу как по идеологическим, так и по функциональным причинам: не только для того, чтобы показать современный технологический прогресс, но и для того, чтобы иметь внутренний свободный план.

Если мы продолжим наше исследование о происхождении высоких технологий, мы не сможем обойти Антонио Сант-Элию, даже если ни один из его проектов не будет реализован: чертежи и проекты - это все, что осталось от его великой экспериментальной работы. Антонио Сант-Элия был одним из лучших представителей (и единственным архитектором) «Футуристического движения», итальянской школы мысли, развившейся в 20-е годы во времена фашизма.Его концепция заключалась в том, чтобы применять все возможные новые технологии в архитектуре, особенно в области мобильности. Среди его самых известных проектов есть несколько многофункциональных центров, в которых размещались и аэропорт, и железнодорожный вокзал в одной уникальной структуре на разных уровнях. В настоящее время это не кажется таким уж странным, но в то время проекты были действительно новаторскими… слишком много, чтобы их можно было построить по-настоящему.

Нравится:

Нравится Загрузка ...

Похожие

ВЫСОКОТЕХНИЧЕСКАЯ АРХИТЕКТУРА

Высокотехнологичная архитектура выросла из стиля постмодернистского стиля 1970-х и 1980-х годов, чтобы показать повышенное внимание к художественному отображению более высокотехнологичных аспектов строительства. С боевым кличем «форма следует за функцией» ранние современные архитекторы проложили путь в возвышении формальных элементов зданий, убирая все прикладные художественные оформления. Однако в таких зданиях, как Walter Gropius's Fagus Shoe Company, построенная в Альфельде-на-Лейне, Германия, в 1911–1913 годах, Гропиус замаскировал стальную раму здания с помощью тонкого кирпича опор.В 1920-х годах все более сложные структурные аспекты более высоких зданий отодвинули инженерные инновации до предела. Тем не менее, конструктивные элементы этих ранних небоскребов оставались скрытыми, несмотря на их прославление в других типах сооружений, таких как знаменитый стальной Бруклинский мост, построенный в 1867-1883 годах Роблингсом, или Эйфелева башня, построенная Густавом Эйфелем в Париже. в 1887-1889 гг. В архитектуре хай-тека структурные аспекты здания сами принимают эстетический характер, а утилитарные аспекты снимаются с укрытия и размещаются снаружи здания.Стиль был впервые описан в High Tech : «Индустриальный стиль и исходная книга для дома », изданной Джоан Крон и Сюзанной Слесин в 1978 году. Хотя книга демонстрирует, как промышленный дизайн и предметы интерьера могут быть использованы в доме, его Наиболее известными примерами являются общественные здания.

Высокотехнологичная архитектура лучше всего проявляется в крупных городских гражданских сооружениях или высоких офисных зданиях. Национальный центр искусства и культуры Жоржа Помпиду, построенный в Париже в 1971-1977 годах Ренцо Пиано и Ричардом Роджерсом, является одним из самых ранних примеров этого стиля.В этом огромном общественном здании находится музей современного искусства, публичная библиотека, а также центры музыки и дизайна, и, поскольку он интенсивно используется, интерьер должен оставаться как можно более загроможденным. Таким образом, Piano и Rogers разместили не только стальную раму снаружи здания, но и электрические проводки, трубки кондиционирования воздуха и водяные трубы, а также эскалаторы, создав тем самым обширную экзоскелетную структуру, которая ярко контрастирует с окрестностями.Каждый компонент был окрашен в другой цвет, воздуховоды кондиционера окрашены в ярко-синий цвет, лифты - в ярко-красный, водопроводные трубы - в зеленый, а электрические компоненты - в желтый.

Высокотехнологичная архитектура - это не региональный, а международный стиль. Банк Нормана Фостера в Гонконге и Шанхае, построенный в Гонконге в 1986 году, является еще одним примером этого стиля. Этот 47-этажный небоскреб имеет бело-серую стальную раму на внешней стороне с балками, обеспечивающими дополнительную поддержку.У здания нет традиционного сервисного ядра, как у более ранних небоскребов, но вместо этого оно расположено на внешней восточной и западной сторонах. Каждый пол прикреплен к этой внешней структуре, а под стальной рамкой - сплошная линия шторных окон. Сложный компьютер отслеживает солнечный свет и направляет его в здание, уменьшая потребность в искусственном освещении. Высокотехнологичные архитектурные элементы постепенно стали больше ориентироваться на эти виды утилитарных инноваций с желанием повысить энергоэффективность.Например, «Лондонский ковчег» Ральфа Эрскина, массивное офисное здание, построенное в Лондоне в 1992 году, выглядит как гигантский океанский лайнер, но больше всего известен своим инновационным использованием новой, более эффективной системы охлаждения. Высокотехнологичная архитектура, безусловно, будет по-прежнему сосредоточена на этих вопросах, поскольку ее стиль движется в будущее.

Исторические словари по литературе и искусству. Эллисон Ли Палмер. 2008.

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о