Архитектура романского стиля примеры: Архитектура романского стиля. Романское искусство :: SYL.ru

Содержание

Архитектура романского стиля. Романское искусство :: SYL.ru

Мир европейского Средневековья отличался замкнутостью своего быта, что привело к сосуществованию нескольких независимых и параллельных друг другу культурных направлений. В редко встречающихся городах зарождались новые обычаи, рыцарские замки жили своей жизнью, крестьяне придерживались сельских традиций, а христианская церковь стремилась распространить богословские идеи. Эта пестрая картина средневековой жизни породила в плане архитектуры два направления: романский и готический. Архитектура романского стиля зародилась в Х веке, ознаменовав период затишья после многочисленных междоусобных войн. Этот стиль считают первым общеевропейским, что выделяет его на фоне других послеримских направлений архитектуры.

Романское искусство

Романский стиль — европейский стиль архитектуры и искусства XI-XII вв., отличающийся массивностью и величественностью. Его возникновение связано с возрождением церковного строительства. Когда период упадка завершился, начали появляться монашеские ордена, возникали сложные формы литургий, что требовало возведения новых просторных зданий и усовершенствования строительных техник.

Таким образом, одновременно с развитием раннего христианства развивался и романский стиль в архитектуре Средневековья.

Романский и готический стили

Готический стиль считается преемником романского. Его родиной стала Франция, а возникновение относят к середине XII в. Готика быстро распространилась по Европе и господствовала там вплоть до XVI в.

Наименование стиля произошло от названия готских племен. В эпоху Ренессанса считалось, что именно ими была создана средневековая архитектура. Романский и готический стили разительно отличаются, несмотря на близкое время существование.

Готические здания знамениты своей воздушностью и легкостью, крестовыми сводами, шпилями, устремленными в небо, стрельчатыми арками и ажурным декором. Часть этих особенностей появилась еще в поздний период романского искусства, но наивысший расцвет получила именно в готике. Вплоть до XVI в. преобладала в Европе и активно развивалась готическая архитектура.

Романский и готический стили, таким образом, – два этапа архитектурного развития Средневековья, отразившие в себе особенности жизни и государственного устройства того времени.

Культовые постройки в романском стиле

Романская архитектура носит суровый крепостнический характер, ее образцы — это крепости, монастыри, замки, расположенные на возвышенностях и предназначенные для обороны. Росписи и рельефы подобных сооружений обладали полусказочными сюжетами, отражали божественное всемогущество и во многом были заимствованы из народного фольклора.

Романский стиль в архитектуре, как и все искусство Средневековья, отражает в себе культурный и экономический застой западноевропейских стран. Связано это с тем, что достижения римлян в строительном ремесле были утеряны, и уровень техники значительно снизился. Но постепенно, по мере развития феодализма, стали складываться новые типы построек: укрепленные феодальные жилища, монастырские комплексы, базилики. Последние выступали как основа культового строительства.

Многое базилика Средневековья взяла из позднеримской архитектуры периода формирования раннехристианского храма. Подобные здания представляют собой архитектурную композицию с вытянутым пространством, которое на несколько нефов разделяют ряды колонн. В среднем нефе, который был шире остальных и лучше освящен, устанавливали алтарь. Часто здание двора было окружено галереями – атриумом, где размещалась чаша для крещения. Базилики святого Аполлинария в Равенне и святого Павла в Риме — это и есть ранняя архитектура романского стиля.

Романское искусство постепенно развивалось, и в базиликах стали увеличивать пространство, предназначенное для алтаря и хора, появились новые помещения, нефы стали делить на ярусы. И к XI в. сформировалась традиционная схема строительства такого рода сооружений.

Приемы строительства

Совершенствования в строительстве были вызваны рядом насущных проблем. Так, страдающие от постоянных пожаров деревянные перекрытия были заменены сводчатыми конструкциями. Над главными нефами стали возводить цилиндрические и крестовые своды, а это потребовало усиления стеновых опор. Главным достижением романской архитектуры стала разработка конструктивной схемы, которая предполагала направление основных усилий — с помощью подпружных арок и крестовых сводов — в определенные точки и разделение стены на собственно стену и контрфорсы (столбы), размещающиеся в местах, где распорные усилия достигали наибольшего давления. Подобная конструкция и легла в основу готического зодчества.

Особенности романского стиля в архитектуре проявляются в том, что зодчие стремятся основные вертикальные опоры размещать за пределами наружных стен. Постепенно этот принцип дифференциации становится обязательным.

Материалом для строительства чаще всего служил известняк, а также другие породы, которыми была богата окружающая местность: гранит, мрамор, кирпич и вулканический бут. Процесс укладки был прост: раствором скреплялись некрупные обтесанные камни. Сухие техники никогда не применялись. Сами камни могли быть разной длинны и высоты и тщательно обрабатывались только с лицевой стороны.

Примеры романского стиля в архитектуре: замки Дадли (Англия) и Сюлли (Франция), Церковь святой Марии (Германия), замок Стерлинг (Шотландия).

Строения в романском стиле

Романский стиль в архитектуре Средневековья отличается большим многообразием направлений. Каждая область Западной Европы внесла свои художественные вкусы и традиции в развитие местного искусства. Так, романские строения Франции отличны от немецких, а немецкие в той же мере не похожи на испанские.

Романская архитектура Франции

Огромный вклад Франции в развитие романской архитектуры связан с организацией и планировкой алтарной части церковных строений. Так, появление венца капеллы связывают с установлением традиции ежедневного чтения мессы. Первым зданием с таким нововведением считается церковь при бенедиктинском монастыре «Сен-Флибер», построенная в XII в.

Романский стиль в архитектуре Франции постепенно приспосабливался к условиям окружающей действительности. Например, чтобы защитить постройки от постоянных набегов мадьяр, создали огнеустойчивые конструкции; для размещения большого числа прихожан постепенно перестроили и переделали внутреннее и внешнее пространство соборов.

Романская архитектура Германии

Романский стиль в Германии развивали три основные школы: рейнская, вестфальская и саксонская.

Саксонскую школу отличает господство строений типа базилики с плоскими перекрытиями, характерных еще для периода раннего христианства. Часто использовался опыт церковной архитектуры Франции. Так, в качестве прообраза многих сооружений брали монастырскую церковь в Клюни, выполненную в базиликанской форме и имевшую плоские деревянные перекрытия. Подобная преемственность обуславливается влиянием французского ордена бенедиктинцев.

Интерьеры отличались спокойными и простыми пропорциями. В отличие от французских церквей, в саксонских постройках не было обхода в хоре, а опоры чередовались: между квадратными столбами устанавливались колонны или два столба сменялись двумя колоннами. Примерами таких сооружений могут послужить церковь святого Годенхарда (Гильдесгейм) и собор в городе Кведлинбурге. Такое размещение опор делило внутренне пространство храма на несколько отдельных ячеек, что придавало всему убранству самобытность и неповторимый шарм.

В исполнении саксонской школы архитектура романского стиля обретала простоту и четкость геометрических форм. Декор был мал и скуден, интерьер отличался строгостью, окна располагались редко и на большой высоте – все это придавало строениям крепостной и суровый характер.

Школа Вестфалии специализировалась на возведении церквей зального типа, которые представляли собой пространство, разделенное на три равные по высоте нефа с каменными сводами. Примером такого сооружения может служить капелла святого Варфоломея (Падерборн), построенная в XI в. Храмы вестфальской школы строились без четкого и пропорционального деления пространства на части, то есть в композиции фасадов не отражалось сопоставление частей здания и его объемов. Также строения отличались отсутствием каких бы то ни было скульптурных украшений.

Характеристика романского стиля в архитектуре была бы неполной без упоминания о рейнской школе. Здесь главный упор делается на особенности строения перекрытий. Они конструировались по «связанной романской системе», суть которой состояла в том, что своды боковых нефов опирались на распор среднего. Таким образом, опоры чередовались: массивные столбы держали свод главного зала, а на легкие промежуточные опоры приходился вес боковых.

В соборах и церквях рейнской школы архитектурный декор также был максимально скуп. Часто снаружи строились декоративные аркады как, например, в Шпейерском соборе, внешний вид которого, невзирая на простоту, отличается очень выразительными формами. Одним словом, суровое величие и мощь олицетворял собой немецкий романский стиль.

Архитектурный романский стиль был воплощением феодального периода в истории. И именно в памятниках средневековой Германии достигла вершин монументальность и мрачная незыблемость этой эпохи.

Романская архитектура Италии

Как и в случае с зодчеством других европейских стран, архитектура Италии была различной. Все зависело от традиций и условий жизни региона, в котором строилось сооружение. Так, провинции северной части страны создали свой стиль, отличавшийся монументальностью. Возник он под влиянием романского стиля Франции, дворцовой архитектуры Германии и связан с появлением техник строительства из кирпича.

Архитектура романского стиля североитальянских провинций характеризуется мощными аркадными фасадами, карликовыми галереями, расположенными под карнизом, порталами, колоны которых стояли на скульптурах животных. Примерами таких сооружений являются церковь «Сан-Микеле» (Падуя), соборы Пармы и Модены XI-XII вв.

Архитекторы Флоренции и Пизы создали самобытный и жизнерадостный вариант романского стиля. Благодаря тому, что эти области были богаты мрамором и камнем, почти все конструкции выполнялись именно из этих надежных материалов. Флорентийский стиль во многом стал наследником римской архитектуры, и часто соборы были декорированы в античном стиле.

Что же касается самого Рима и юга Италии, то эти области практически не сыграли роли в формировании романской архитектуры.

Зодчество Нормандии

После принятия христианства Церковь установила четкие требования к строительству храмов и соборов, которые воплощали в себе романское искусство. Романский стиль, отличающийся громоздкостью строений, не привыкшие к излишествам и непрактичности викинги стремились свести к необходимому минимуму. Строители сразу отвергли массивные цилиндрические своды, отдав предпочтение стропильным перекрытиям.

Ярким образцом романской архитектуры в Нормандии являются церкви аббатств «Санте-Трините» (женский монастырь) и «Санте-Этьен» (мужской). При этом церковь «Трините» (XI в.) считается первым в Европе зданием, где был сконструирован и установлен двухпролетный крестовый свод.

Наибольшая заслуга нормандской школы в том, что она, сообразно с многовековыми традициями и опытом каркасного строения, творчески переосмысливала заимствованные конструкции и схемы сооружений.

Романская архитектура Англии

После того как норманны завоевали Англию, они сменили стиль своей политики на созидательный. И в знак политического и культурного единства придумали два типа зданий: замок и церковь.

Архитектура романского стиля была быстро освоена англичанами и ускорила строительную активность в стране. Первым возведенным зданием стало Вестминстерское аббатство. Это сооружение включало башню средокрестия, парные башни, расположенные на западе, и три восточные апсиды.

XI век для Англии ознаменовался строительством множества церковных сооружений, среди которых значатся Винчестерский, Кентерберийский соборы, аббатства святого Эдмонда и еще множество других зданий в романском стиле. Многие из этих построек позднее были реконструированы и переделаны, но по сохранившимся документам и остаткам древних конструкций можно представить внушительную монументальность и облик зданий.

Норманны оказались искусными строителями замков и крепостей, и башня «Тауэр» — одно из ярчайших тому доказательств. Это построенное по приказу Вильгельма укрепление стало самым впечатляющим строением той эпохи. Впоследствии такое совмещение жилого здания и оборонительного укрепления получило широкое распространение в Европе.

Романский стиль в Англии обычно называют нормандским из-за того, что строительство вели именно викинги, реализуя свои архитектурные замыслы. Но постепенно ориентирование создаваемых конструкций на оборону и укрепление сменялось стремлением к декорированию и роскоши. А к концу XII в. романский стиль уступил свое место готике.

Романская архитектура Беларуси

Романский стиль в архитектуре Беларуси возник после принятия христианства, когда византийские архитекторы стали возводить храмы сообразно европейской традиции.

Начиная с XI в. в стране стали появляться башни, замки, храмы, монастыри, городские дома, выполненные в рассматриваемом нами стиле. Эти постройки отличались своей массивностью, монументальностью и суровостью, а украшались скульптурами и геометрическими орнаментами.

Однако на сегодняшний день памятников романской архитектуры сохранилось очень мало. Связано это с тем, что многие строения были разрушены во время частых войн, или же в последующие годы их реконструировали. Так, например, Софийский собор (Полоцк), возведенный в середине XI в., дошел до нас в сильно перестроенном виде, и определить его изначальный облик сегодня не представляется возможным.

Архитектура Беларуси того времени отличалась использованием большого количества строительных техник и приемов. Самыми известными и яркими образцами служат собор Спасо-Ефросиньевского монастыря (Полоцк), церковь Благовещения (Витебск), церковь Борисоглебская (Гродно). Эти постройки совмещают в себе особенности древнерусского зодчества и присущую романскому стилю базиликальность.

Таким образом, уже в XII в. романский стиль начал постепенно проникать на славянские земли и преобразовывать архитектуру Беларуси.

Заключение

Таким образом, начал зарождаться романский стиль в архитектуре в период Средневековья (V — X вв.), а проявлялся он в разных странах Европы по-разному, в зависимости от географических, политических и национальных особенностей. В течение всей той эпохи параллельно, практически не соприкасаясь, существовали и развивались разные архитектурные направления, что привело к самобытности и неповторимости сооружений в различных странах Европы.

В эпоху Средневековья романский стиль оказал большое влияние на формирование монастырских комплексов, которые включали храм, больницы, трапезные, библиотеки, пекарни и еще множество других построек. В свою очередь, эти комплексы повлияли на структуру и расположение городских построек. Но непосредственное развитие городских укреплений началось в последующий период, когда уже царствовала готика.

Романская архитектура: обманчивая суровость камня

Дикие варварские племена будоражили всю Европу в течение нескольких веков. В конце концов они отреклись от язычества в пользу христианства, низвергли Рим и разрушили его. Не имея своих традиций и навыков каменного строительства, бывшие язычники вынуждены были обратиться за римским наследием к величественным руинам.

Романский стиль. Сопротивление римских традиций

На протяжении довольно долгого времени в западной части бывшей Римской империи шли междоусобные войны. Около X века наступил период относительного затишья. Начался романский период европейского Средневековья.

Термин «романский стиль» очень условный. Он появился в первой половине XIX века — когда были обнаружены общие черты у средневековой и римской архитектуры. Но романская архитектура имела более строгий вид, в котором не было места декоративным излишествам.

Замок в Вюртемберге, пример романского стиля в архитектуре

Церковь стала главным заказчиком и произведений искусства, и храмовых сооружений. Ее влияние на духовную жизнь того времени было практически безграничным. Одной из основных задач для архитекторов стало создание каменного, в большей степени монастырского храма. Постройки должны были отвечать всем требованиям церковной службы. Согласно новой христианской идеологии, храму полагалось быть «образом вселенной», символизирующим торжество новой религии.

Наружный вид романского храма очень суровый, простой и ясный. Главным его типом стала базилика. В плане это латинский крест. Суровость и мощь сравнительно небольших романских сооружений была обусловлена прежде всего заботой об их прочности. Строители ограничивались простыми массивными формами из камня, делая оконные и дверные проемы очень узкими. Любопытно, но именно в романскую эпоху появились первые витражи. Со временем храмы увеличивались в размерах, и внутренним помещениям потребовались дополнительные источники света. Для этого стали увеличивать окна и украшать их витражами.

Капитель (от лат. caput — голова) — венчающая часть колонны. Капители романских храмов украшались аллегорическими изображениями добра, зла и нечистой силы. Встречались и различные фантастические персонажи, значение которых остается неразгаданным.

Романский храм сильно различался внутри и снаружи. Если внешне он был скорее мрачным, похожим на крепость, то внутри должен был напоминать о Царстве Божьем. Фресками покрывались практически все стены. Расписывались даже скульптуры и колонны, причем особенно прихотливо и разнообразно украшались капители. Здесь можно было увидеть сцены из Священного Писания, Житий святых, персонажей светских литературных произведений. Зло часто изображалось в виде нечистой силы. И почти всегда капители были украшены растительным или животным орнаментом. А подчас, как и в книжных миниатюрах, верхние части колонн украшались причудливыми дролери — гротескными изображениями фантастических существ.

Символика романского храма. По радуге в небо

В романском храме нет ничего случайного. Каждая деталь и каждый конструктивный элемент имеют глубокий смысл. Суровые сооружения были разделены на три части: притвор, или нартекс; корабли, или нефы; алтарь — как предписывала идеология христианства. При этом части храма символически уподоблялись человеческому, ангельскому и божественному мирам — или телу, душе и духу.

Восточная — алтарная — часть храма символизировала рай и была посвящена Христу. Западная — ад и предназначалась сценам Страшного Суда. Северная олицетворяла смерть, мрак и зло. А южная была отдана Новому Завету.

Романские капители собора монастыря Сан-Доминго в Силосе, Бургос. Конец XI в.

Символика храма разрабатывалась на основе Священного Писания. В повествовании было сказано, что Христос есть «путь, истина и жизнь». По этой причине проход верующего от западного портала — входа в храм — к алтарю символизировал путь его души из мрака и ада к свету и раю.

Интересно, что в романских соборах вход, или портал, устраивали часто не в западной стене храма, а в северной. Тогда и путь верующего пролегал из смерти и зла к добру и вечной жизни. Впрочем, заходя в христианский храм, каждый мог быть уверен, что в какую бы сторону он ни шел, он непременно придет к свету и Богу.

Таким образом, самыми важными пунктами на символическом пути верующего в храме становились начало пути — портал и цель этого пути — престол. Форма средневекового портала уже сама по себе символична. Квадрат двери, перекрытый полукруглым тимпаном, похожим на арку, символизировал землю, перекрытую небом. Арка напоминала радугу, а по средневековым понятиям радуга — мост между землей и небом.

Входной портал символизировал силу и могущество, переход из мирской жизни в священную. Круглое окно на фасаде над порталом, которое назвали розой, появилось уже в романское время и часто символизировало солнце, Христа или Деву Марию, про которую говорилось, что она — «роза без шипов».

Романская архитектура сыграла очень важную роль в развитии западноевропейского искусства. Этот стиль, живший сравнительно короткое время, подготовил переход к следующей, более высокой ступени средневековой художественной культуры — к искусству готики.

Поделиться ссылкой

Романская архитектура: agritura — LiveJournal

Церковь аббатства Жюмьеж (ныне руинирована)

Что вы представляете себе при слове «средневековье»? Скорее всего, образный ряд стандартный: Босх, чума, Крестовые походы, костры инквизиции, готика. Естественно, готика! Ведь это один из самых ярких и монументальных символов средневековья. Прекрасные соборы, украшающие знаменитые города Европы, устремленные в небеса шпилями многочисленных башен и стрелами вытянутых окон. Однако, на мой взгляд, есть еще один архитектурный стиль, незаслуженно обойденный вниманием обывателей и не выделяемый в отдельный тип объектов обычными туристами – романская архитектура.

«Романский словарь»

Я сама обратила внимание на этот стиль совсем недавно и поняла, что то, что я раньше принимала за готику, чаще всего таковой не является. Меня оправдывает то, что по Европе я разъезжала в своей жизни не так много, как мне хотелось бы, образцов как готической, так и романской архитектуры своими глазами повидать практически не довелось – так, парочка буквально.  Так что, вы уж извините, своих фотографий таких объектов у меня нет. Фотографий романских зданий в Сети очень много, но использовать для своего поста чужие фото я не решилась. Мою самолекцию я решила украсить гравюрами и рисунками (из старых путеводителей, например), найденных мною на разных общедоступных сайтах. Этот стиль архитектуры очень живописный, поэтому в рисованном виде он смотрится ничуть не хуже, чем на фотографиях.


План типичной романской церкви

Итак, что же определяет романский стиль? Начнем с  самого термина. Его использовать стали поздно – в 19 веке. Придумал его археолог  Арсисс де Комон. Надо сказать, термин  весьма условен. «Романский» — значит, подобный римскому. Однако, по большому счету,  от настоящего римского стиля он отличается также, как и от греческого или, скажем, древне-китайского. Те элементы, которые взяты из римского стиля,  преобразованы до неузнаваемости. Например, колонны стали приземистыми и утратили всю свою декоративность.


Церковь Сан-Феликс де Барруэра, долина Валь-де-Бои, Испания

Церковь Сен-Хуан-де-Бои, долина Валь-де-Бои, Испания


Церковь Санта-Мария-де-Таюли, долина Валь-де-Бои, Испания (этот и два предыдущих рисунка — работы неизвестного мне испанского художника с ЭТОГО САЙТА).

За редкими, уточним, исключениями – например, Пизанский собор Пресвятой Девы Марии со знаменитой Падающей башней – вот уж где колонн в изобилии!  В подавляющем большинстве других строений колонны были маловыразительными – короткими, толстыми, не особо выразительными.  Капители поначалу вообще были лишены декора и имели сугубо утилитарную, т.е. поддерживающую функцию.  В период зрелости стиля и его расцвета их стали украшать  растительным орнаментом и скульптурными композициями, однако выглядело это настолько своеобразно и самобытно, что сравнивать эти капители с капителями римских колонн  в голову не приходит.


Пизанский собор

Отбрасывать римское влияние полностью мы все-таки не будем. Так, основной и самый типичный элемент – полуциркульная арка – все-таки позаимствована из римского строительства, этот элемент можно встретить везде – в сводах, в дверных и оконных проемах и т.д.  Тут, однако, надо уточнить, что если и говорить о римском влиянии, то это было скорее поздне-римское влияние, а еще точнее – византийское. Это особенно видно по итальянским образцам романской архитектуры. Ведь расположенная на адриатическом побережье Равенна была второй, западной, столицей Византийской империи. Безусловно, мы видим некоторые византийские черты в ряде построек романского периода – это и своеобразное чередование второстепенных объемов и приделов, и многоярусные аркады,  и даже наличие куполов – это, правда, встречается очень редко.


Аббатство Лонпон, Франция (худ. Жан-Пьер Леопольд)

Из римско-византийского наследия и доминирующий план построек (речь идет о храмовых в первую очередь) – базилика. В подавляющем большинстве случаев основной объем храмов – прямоугольный. В поздних крупных  храмах – очень вытянутый от портала к апсиде. В первую очередь, это связано с теми простейшими технологиями, которые в те времена были доступны. Строительство было каменное, скрепляющие растворы примитивные, строительные знания и опыт – минимальные. Кроме того, вытянутый в плане храм, удлиняющий путь от входа к алтарной части, символизировал торжественный и длительный путь грешного человеческого существа к Богу. Вот так вот: под недостаток мастерства всегда можно подвести эффектную идею. Итак, мы определились, что византийские влияния, несомненно, имели место. Кроме того, в ряде построек можно проследить и исконные  местные влияния. Видимо, также проявлялись и вкусы заказчика, и мастерство строителей. Таким образом, готические постройки, щедро усыпавшие Европу с конца 10 по конец 13 века, весьма разнообразны и неоднородны, имеют территориальные черты, однако ряд признаков их все же объединяет.

Собор в Ангулеме, Франция (рек. Поля Абади)

Рассмотрим отдельные типичные элементы.
Тяжелая кровля опиралась на стены, вес ее распределялся сверху вниз, опоры практически не использовались. Наружные опоры – широкие контрфорсы и аркбутаны – стали применять позже, это как раз элементы готической, каркасной, архитектуры. В романский период иногда применяли внутренние, «встроенные» контрфорсы, куцые и не особенно эстетичные, смахивающие на ребра батареи центрального отопления. По причине отсутствия дополнительных опор стены делали толстыми, массивными. Оконные проемы были небольшими, чтобы не ослаблять конструкцию. Завершение окон было также арочно-полуциркульное – это укрепляло проем. Если вы видите высокие окна со стрельчатым завершением – это, скорее всего, уже готика, либо собор, изначально романский,  но перестроенный в готическом стиле. А пока все было монументально, прочно и практично, хоть по-своему и живописно.
Не стоит забывать и о том, что холодный климат Европы и постоянные междоусобицы вынуждали строителей возводить такие массивные надежные здания. В случае набегов агрессивных соседей в церкви могла укрыться большая часть селения.


Собор в Ангулеме

Поначалу большой проблемой была кровля. В первых постройках перекрытия делали деревянным, а крыши — двускатными. Правда, при частых пожарах кровля непременно обваливалась. Затем научились выкладывать полубочковидный свод – тоже римский прием. Использовали и стрельчатые,  и даже купольные своды. Также использовался стрельчато-крестовый свод. Такой тип свода использовали в крестовых в плане постройках, когда основной прямоугольный неф перекрещивался с поперечным трансептом. В готический период такие своды научились делать виртуозно; перекрестия стали парусными, многокомпонентными, появились очень эффектно выглядящие нервюры (изогнутые ребра каркасной каркасно-крестовой кровли). В романский период первичные крестовые элементы кровли выглядели проще и скромнее.

При всем при этом скатные крыши, как и прежде, использовались очень широко.
Во многих храмовых постройках присутствовали башни-колокольни, иногда по две и больше. Законодателем «башневой» моды в свое время стало аббатство Клюни во Франции. Эта бенедиктинская обитель имела громадное влияние в Европе 10-13 веков, пожалуй, следующее по значимости после папского Рима. Главная церковь аббатства вполне соответствовала этому влиянию. Храм был просто исполинским по тем временам  – в длину 187 метров,  ширина трансепта – 17 метров, высота 30 метров, а украшали ее целых 5 башен! С 13 века аббатство, правда, стало приходить в упадок, а к 19 было практически разрушено. Кровля обрушилась, а между стенами пролегла улица. Потом эти стены и вовсе разобрали. Сейчас на месте некогда влиятельнейшей обители можно увидеть лишь сохранившуюся часть северного трансепта и одну из башен.


Аббатство Клюни

Аббатство Клюни


Аббатство Клюни


Одна из построек в Клюни на этикетки с шоколадной упаковки

Не все аббатства увлекались зодчеством с таким размахом. Известной личностью, повлиявшей на романскую архитектуру Европы, стал Бернард Клервоский.  Он знаменит тем, что стал вдохновителей Крестовых походов, в том числе и на славян. Из относительно полезных вещей, сделанных им, было создание ордена цистерцианцев (позже их стали называть бернардинцами) . Основанная им обитель в Клерво ключевым образом отличалась от Клюнийского аббатства. Устав Бернарда был очень строг, основными добродетелями считалось смирение и скромность, что и отразилось на церковных монастырских постройках. Храмы были небольшими, приземистыми. Их венчала обычно единственная башня, служившая колокольней.

Никакой гигантомании, никакого декора – этому Бернард противопоставил чистоту и строгость линий и тщательность  отделки камня. Романских построек в самом Клерво не сохранилось, зато их можно видеть в Фонтене, еще одной обители, основанной Бернардом.  Орден рос со стремительной быстротой – примерно 400 обителей за неполных 100 лет! До сих пор во Франции можно увидеть массу сохранившихся построек такого типа.


Своды монастырской постройки в Фонтене

Романские церкви есть и в других европейских странах. Практически одновременно с  Францией и в  Германии появились  грандиозные и чудесные храмы – знаменитый собор в Шпеере, церков

Романский стиль | Homy

Романский стиль (от лат. romanus — римский) – стиль архитектуры и искусства раннего средневековья.

Общая характеристика Романского стиля

Для романского стиля характерна массивность, строгость и отсутствие излишеств, а также суровость внешнего облика. Романская архитектура знаменита тяжеловесными замками и храмами, скорее напоминающие неприступную крепость в духе Средневековья. В романском стиле доминируют мощные стены, массивные полукруглые двери, толстые колонны, кресто- или бочкообразные своды, полукруглые или круглые окна. Пол – мрамор, плитка с рисунком. Зеркала – шифоновая бронза. Стены – венецианская штукатурка.  Роспись (религиозные мотивы).

В интерьере романского стиля также скорее мощь, нежели изящество. Все элементы интерьера производят ощущение простоты и тяжести, почти отсутствие декоративных украшений комнат.

Для романских зданий характерны мощные стены и колонны за счет тяжелых сводов. Основной мотив интерьера — полуциркульные арки. В целом заметна рациональная простота конструкций, однако ощущение тяжести романского собора носит угнетающий характер.

Романский стиль в интерьере, фото

Основные элементы Романского стиля:

  • рельефная плоскость, лаконичность и простота;
  • цвета: коричневый, красный, зеленый, белый, серый, черный;
  • бочарные, полуциркульные, прямые, горизонтальные и вертикальные линии;
  • прямоугольные и цилиндрические формы;
  • полуциркульный фриз, повторяющийся геометрический или растительный рисунок; залы с открытыми потолочными балками и опорами по центру;
  • каменные, массивные, толстостенные конструкции;
  • замковая и рыцарская тематика – факелы, доспехи, гербы, бои, оружие.

История Романского стиля

Романский стиль (от лат. romanus — римский) в искусстве возник примерно в 800 году, после падения Римской империи и завершения великого переселения народов. Источником для появления нового стиля послужили Византийский стиль, искусство народов севера Европы и раннехристианские формы. Развивался в западноевропейском искусстве X—XII веков.

Романский стиль впитал многочисленные элементы раннехристианского искусства, меровингского искусства, культуры «каролингского возрождения» (а, кроме того, искусства античности, эпохи переселения народов, Византии и мусульманского Ближнего Востока). В отличие от предшествующих ему тенденций средневекового искусства, носивших локальный характер, Романский стиль явился первой художественной системой средневековья, охватившей (несмотря на вызванное феодальной раздробленностью огромное многообразие местных школ) большинство европейских стран.

Романский художественный стиль, господствовавший в Западной Европе (а также затронувший некоторые страны Восточной Европы) в X—XII вв. (в ряде мест — и в XIII в.), один из важнейших этапов развития средневекового европейского искусства.

Вся эстетика возрождения берет свое начало из искусства Средневековья. Эстетика Средневековой эпохи отличается высокой степенью теологичности. Таким образом, эстетические понятия Средневековья берут свое начало и завершение в Боге. Следует также отметить, что в раннем романском стиле прослеживается влияние римского мыслителя и философа Аврелия Августина, жившего в период с 354 по 430 год нашей эры. Аврелий Августин превосходно чувствовал красоту, был чувственным экспрессивным человеком и при этом, будучи христианином, понимал, что божественная красота намного превосходит зримую, земную красоту. Именно этот мыслитель обратил свое внимание на то, как в мире соотносится безобразное и прекрасное. Для Августина формой красоты было единство, в котором выдерживалось помещение. Романский стиль зародился в период средневековья, в начале X века и продлился ориентировочно до XII века. Наибольшее распространение романский стиль получил в Германии и Франции.

Сам термин Романский стиль появился в начале XIX века, когда была установлена связь архитектуры XI—XII веков с древнеримской архитектурой, от части за счет использования полуциркульных арок и сводов. Термин, хоть и условен, но вошёл в массовое употребление. Развитие Христианской церкви на обломках Римской империи послужило популяризации Романского стиля. Во все уголки Европы двинулась монашествующая братия, возводя церкви и монастыри в Романском стиле. Среди монахов также были художники и ремесленники, которые своим трудом разнесли этот стиль по всей Европе.

Строения, считающиеся образцами архитектуры этого периода, имеют вид крепостей: это замок-крепость и храм-крепость. Романский стиль отличают толстые массивные стены, узкие окна-бойницы и высокие башни. В период междоусобиц романские церкви могли выдерживать осаду и служить убежищем во время войны. Рыцарские замки строились на возвышенных местах, удобных для защиты от противника, а затем обносились высокими стенами и рвом.

Основными постройками в этот период становятся храм-крепость и замок-крепость. Главным элементом композиции монастыря или замка становится башня — донжон. Вокруг неё располагались остальные постройки, составленные из простых геометрических форм — кубов, призм, цилиндров.

Наиболее известными постройками в романском стиле являются: Либмургский собор в Германии; Пизанский собор и частично знаменитая Пизанская башня в Италии; Кайзерские соборы в Шпейере, Вормсе и Майнце в Германии; Романские церкви в Валь-де-Бой; Церковь св. Якоба в Регенсбурге.

Богоугодный, как представляла его церковь, общественный порядок не был направлен на развитие стиля. За примерно 400 лет существования Романский стиль не получал ни развития, ни скачка технологий в производстве.

Предметы домашнего обихода, ткани и мебель для общества, которое базировалось на ведении натурального хозяйства, изготавливались только под нужды этого хозяйства, абсолютно не давая развитию стиля ничего. Однако, с началом Крестовых походов начался прогресс.

Рыцари и паломники, побывав в Святых землях, увидели всю роскошь востока и захотели частично воспроизвести её на родине.Это послужило толчком к развитию Романского стиля, который позже переродился в Готический стиль.

Особенности Романского стиля

Создатели Романского стиля – скульпторы, архитекторы, живописцы – желали одного: воплощения в своих творениях красоты. Эпоха этого стиля рождает особое чувство прикосновения к вечно длящейся истории, чувство значимости христианского мира. В интерьерах и архитектурных постройках того времени обнаруживается тепло и гармония, плавные формы арок и величественно спокойный декор.

Романский стиль в интерьере, фото

Стены в романском стиле: имитация камня – стены замка. Также в романском стиле можно использовать однотонную штукатурку серого, желтовато-коричневого, бежевого цветов. В ванной комнате/туалете плитка в виде каменной стены. Ощущение мрачности можно разбавить вставками из темных пород дерева, фресками и даже витражами из цветных кусочков стекла. Также в стене можно создать декоративное окно полукруглой вытянутой формы, либо в виде фрески, добавив ощущение крепости.

Романский стиль в интерьере, фото

Потолок в романском стиле: чаще как продолжение стены в виде сводов. Цвет потолка в романском стиле совпадает с цветом стены. Для оживления можно использовать вставки из дерева, но в качестве грубых подпорок, нежели резного украшения.

Романский стиль в интерьере, фото

Пол в романском стиле: отличительная черта этого стиля – облицовка пола мозаикой в основном из натурального камня. Возможно использование керамичесой плитки больших размеров, опять же имитирующей камень. Паркет в романском стиле интерьера используется редко. При его использовании старайтесь выбирать массив темных пород дерева, в тон вставкам на стенах с эффектом старины.

Романский стиль в интерьере, фото

Мебель в романском стиле: Простая и даже примитивна. Самая распространенная: грубые столы, табуреты на трех и четырех ножках, скамьи. Мебель для сидения делали дощатой, добавляли резьбу и кованные железные детали. Спинки стульев и сами стулья достаточно высокие, их величина указывала на знатность происхождения. Мебель в романском стиле часто окрашивали в яркие цвета. Материалом для изготовления мебели в романском стиле служили ель, кедр и дуб.

Романский стиль в интерьере, фото

Основной ошибкой при создании романского стиля интерьера является использование мягкой мебели. В те года её не было, а мебель покрывали краской и зачастую обтягивали холстом, затем наносился слой гипса и вся конструкция впоследствии расписывалась красками. Единственным возможным отступлением от правил является кровать. В романский период важная роль отводится кроватям, по конструкции напоминающая рамы на резных ножках. В качестве элегантного дополнения к кровати можно подвесить балдахины, правда в то время их использовали скорее как защиту от холода.

Романский стиль в интерьере, фото

Первое место среди предметов обихода в романском стиле принадлежит сундуку, который использовался как стол, стул и даже кровать, а в основном как место для хранения вещей домашнего обихода. Позже в храмах начинают появляться сундуки с ножками и дверцами, являющиеся своеобразными прародителями современных шкафов. Однако использование шкафов в любом виде считается неприемлемым. Для создания особого штриха в романском стиле интерьера обзаведитесь деревянным сундуком с коваными вставками.

Романский стиль в интерьере, фото

Романский стиль отличается простотой интерьера и материалов, используемых в нем, а также небольшими декоративными деталями. В романском стиле впервые появляется понятие занавесей и штор. Это связано с тем, что пространства во время античности были без окон, а здания в период раннехристианской эпохи имели небольшие окна из цветного стекла, поэтому данные интерьеры не требовали штор. Несмотря на то, что романская архитектура носит тяжеловесный замковый характер и окон там тоже не так много. В ней присутствуют полу- и круглые окна, которые стали украшать поперечными занавесями. Полукруг являлся типичной формой окна в романском стиле, поэтому гардинная жердь или карниз этой эпохи были круглыми. В тоже время резная зигзагообразная линия украшала простую архитектуру внутренних помещений. Карниз или жердь делали из темного дерева, как и мебель. Дополнением к поперечным шторам в интерьере романского стиля присутствовали ковры и тяжелые драпировки, которые служили защитой от холода.

Романский стиль в интерьере, фото

Предметы декора в романском стиле: в качестве украшения стен в романском стиле используются картины, гобелены, настенные светильники в виде свечей.  При выборе люстры акцентируйте внимание на её массивность (тяжелый и кованый метал, цепи и т.п.).  Преобладающим видом скульптуры был рельеф. Рельефные изображения, большие вазы с рисунками, тапаграми (маленькие террактовые статуэтки) служат дополнением расписному кессонному потолку.  Можно дополнить интерьер предметами рыцарского наследия: доспехи, шлем, меч. Отдельным штрихом является наличие камина.

Заключение

Романский стиль – стиль возрождения традиций Древнего Рима. Стилю присущи тяжелые, закрытые, массивные формы, статичность, плавные формы арок и величественно спокойный декор.

Характерный признак архитектуры монументальность оборонительных укреплений – каменный свод, толстые стены, прорезанные маленькими окнами. В декоре преобладают массивные элементы, лишь необходимый для жизни минимум – кровати, преимущественно с пологами, стулья грубые, из дерева и с высокой спинкой, сундуки, скрепленные металлическими накладками. Уют достигался при помощи отделки тканями и коврами. Обязательный элемент – очаг с навесной вытяжкой.

Похожие материалы:

Романская архитектура | История, характеристики и факты

Романская архитектура , архитектурный стиль, распространенный в Европе примерно с середины 11 века до появления готической архитектуры. Сочетание римских, каролингских и оттоновских, византийских и местных германских традиций, это был продукт великого расширения монашества в 10-11 веках. Церкви большего размера были необходимы для размещения многочисленных монахов и священников, а также паломников, которые приходили посмотреть мощи святых.Из соображений огнестойкости каменные своды стали заменять деревянное строительство.

  • Сен-Сернен

    Вид с воздуха на Сен-Сернен в Тулузе, Франция.

    © saiko3p / Shutterstock.com
  • Сен-Сернен

    Неф Сен-Сернен в Тулузе, Франция.

    © Борис Брейтман / Dreamstime.com
  • Сеговия: Церковь Сан-Мильян

    Романская церковь Сан-Мильян в Сеговии, Испания.

    Jose Angel Astor Rocha — iStock / Thinkstock

Подробнее по этой теме

Романское искусство

Романская архитектура возникла около 1000 г. и просуществовала примерно до 1150 г., когда к этому времени она превратилась в готику.Романский …

Романские церкви, для которых характерно наличие полукруглых арок для окон, дверей и аркад; цилиндрические или паховые своды для поддержки крыши нефа; массивные опоры и стены с несколькими окнами, чтобы сдерживать выступ свода наружу; боковые проходы с галереями над ними; большая башня на пересечении нефа и трансепта; и башни поменьше в западной части церкви. Французские церкви обычно расширялись по плану раннехристианской базилики, включая излучающие часовни, чтобы разместить больше священников, амбулатории вокруг апсиды святилища для посещения паломников и большие трансепты между святилищем и нефом.

  • Сент-Этьен

    Западный фасад Сент-Этьен в Кан, Франция.

    © Леонид Андронов / Dreamstime.com
  • Сент-Этьен

    Неф церкви Сент-Этьен в Кане, Франция.

    © Франсиско Хавьер Хиль Ореха / Dreamstime.com

Романская архитектура. Факты для детей

После разрушения аббатства Клюни Шпейерский собор является крупнейшим зданием в романском стиле, сохранившимся до наших дней. Романская архитектура собора Ангулема, Франция.Нотр-Дам-ла-Гранд, Пуатье в церкви в центре Пуатье. Он построен в романском стиле.

Романская архитектура — это термин, описывающий стиль архитектуры, который использовался в Европе с конца 10 века до 12 века, когда он изменился на готический стиль. Романский стиль в Англии называют нормандской архитектурой.

Здания в романском стиле имеют очень толстые стены и круглые арки. В этом стиле были построены замки и церкви или соборы.Некоторые из них все еще стоят.

Образы для детей

  • Аббатство Марии Лаах, Германия

  • Соборная церковь Тум, Польша

  • Портал, Церковь Санта-Мария, Виу-де-Льевата, Каталония, Испания

  • Хранилище церкви аббатства Сен-Фой, Конк, Франция

  • Обитель базилики Сан-Джованни ин Латерано, Рим

  • Колокольня собора Ангулем, Шаранта, Юго-западная Франция

  • Окно и ломбардный пояс ротонды Сан-Томе, Альменно Сан-Бартоломео

  • Ротонда Святого Николая в Цешине, Польша

  • Романский дом в Порече, Хорватия

  • Гражданский зал в Масса-Мариттима, Италия

  • Церковь аббатства Святого Иакова, Лебени, Венгрия (1208)

  • Крепость замка Конисбро, Англия.

  • Многие города, такие как Сан-Джиминьяно, были окружены стенами, что привело к скоплению людей и строительству домов-башен.

  • Многие приходские церкви по всей Европе, например, в Вестре Слидре, Норвегия, построены в романском стиле.

  • Романская церковь аббатства Сенанк и окружающие монастырские здания, Горд, Прованс, Франция

  • Коллегиальные церкви, такие как церковь Святого Хаделина, Целлес, Бельгия, управлялись мирскими канонами.

  • Многие соборы, такие как Трирский собор в Германии, датируются этим периодом с множеством более поздних дополнений.

  • Церковь Гроба Господня в Иерусалиме, одно из главных мест паломничества с 4 века и далее, ее ротонда вдохновила на строительство многих романских круговых церквей.

  • Как и многие замки, построенные рыцарями-крестоносцами, внутренняя крепость Крак-де-Шевалье в Сирии была построена в основном в этот период, а внешние стены были построены позже.

  • На план церкви Сен-Фронт, Периге, Франция, оказала влияние византийская архитектура, которую видели крестоносцы. Нынешний внешний вид во многом обязан реставратору Полю Абади, середина XIX века

    .
  • Монастырь Сан-Витторе-алле-Чиузе, Дженга, Италия, из необработанного камня, имеет типично крепостной вид с небольшими окнами в раннем романском стиле.

  • Castle Rising, England, показывает плоские контрфорсы и арматуру по углам здания, типичную как для замков, так и для церквей.

  • Abbaye Cerisy le Foret, Нормандия, Франция, имеет компактный вид с проходами, поднимающимися через два этажа, поддерживающих свод.

  • Собор Святого Олбана, Англия, демонстрирует типичные изменения, внесенные в ткань многих романских зданий в различных стилях и из различных материалов.

  • Атриум и аркадный нартекс Сант-Амброджо, Милан, Италия, представляют собой гармоничную композицию подобных арок.

  • Фасад Нотр-Дам-дю-Пюи, Ле-Пюи-ан-Веле, Франция, имеет более сложное расположение разнообразных арок: двери разной ширины, глухие арки, окна и открытые аркады.

  • Соборная церковь Святой Гертруды, Нивель, Бельгия, использует тонкие стержни из бельгийского мрамора для обозначения чередующихся слепых проемов и окон. Верхние окна так же разделены колонетами на два проема.

  • Вормсский собор, Германия, демонстрирует большое разнообразие проемов и аркад, включая окна-колеса и розетки, множество небольших простых окон, галерей и ломбардных полей.

  • Южный портал аббатства Сен-Пьер, Муассак, Франция, имеет квадратную дверь, разделенную декоративным дверным косяком, увенчанную резным тимпаном и помещенную внутри огромного арочного крыльца.

  • Простая капитель дорической формы, поддерживающая мозарабскую арку, церковь Сан-Педро-де-Луроза, Португалия

  • Капитель коринфской формы с антропоморфными деталями, Пиза Campanile, Италия

  • Столица коринфской формы с византийским декором и резным дессеретом, Сан-Мартин-де-Тур, Паленсия

  • Капитель упрощенно-вогнутой коринфской формы со стенками, простой дессерет и выделенным кольцом.Церковь Санта-Мария, Сан-Мартин-де-Кастаньеда, Испания

  • Капитель выпуклой кубической формы с абакой, вогнутым дессеретом и полихромной отделкой в ​​виде кабеля. Herina. Капители такой формы часто украшены «варварской» резьбой из листвы и мифических существ.

  • Капитель, сохраняющий коринфскую форму, украшенную переплетенными звериными существами из ирландских рукописей. Аббатство Гранд-Сов, Франция

  • Капитель аморфной формы, возвышающийся над скоплением валов.На фигуративной резьбе изображен крылатый дьявол, направляющий Ирода на заклание невинных. Монастырь Сан-Хуан-де-Дуэро, Сория, Испания

  • Раскрашенный цилиндрический свод церкви аббатства Сен-Савен-сюр-Гартемп поддерживается высокими мраморными колоннами.

  • Неф Лиссабонского собора перекрыт ребристым цилиндрическим сводом и имеет верхнюю арочную галерею (трифорий).

  • Церковь Святого Филиберта, Турню, имеет ряд поперечных цилиндрических сводов, поддерживаемых арками.

  • В проходе церкви аббатства в Мозаке есть свод из паха, поддерживаемый поперечными арками.

  • Проходы собора Питерборо имеют четырехсторонние ребристые своды. (Неф имеет старинный расписной деревянный потолок.)

  • Ребристые своды в Сент-Этьене, Кан, разделены на две части и охватывают два пролета нефа.

  • Перекресток Шпейерского собора, Германия, имеет купол на скосах.

  • План аббатства Святого Галла, Швейцария

  • Германия, Шпейерский собор

  • Франция, Собор Ангулема

  • Испания, Сан-Исидоро-де-Леон

  • Этот рисунок представляет собой реконструкцию Дехио внешнего вида романского собора Констанца до его переделок в готическом стиле.Он имеет типичную высоту нефа и проходов с деревянными панелями на потолке и апсидальным восточным концом.

  • На этом фасаде нефа Арнсбургского аббатства, Германия, показано типичное расположение аркады нефа, прохода, окон в фонарном зале и ребристого свода

  • Сельская церковь Сан-Педро-де-Луроза, Португалия, построенная в 10 веке, имеет самый простой тип квадратной апсидальной восточной части.

  • Маленькая церковь Сен-Пьер Синьесс, Бельгия, уже имеет полукруглое завершение на той же высоте, что и хор и неф.

  • Собор Санта-Мария-д’Уржель, Испания, имеет апсидальный восточный конец, выступающий на нижнем уровне к хору и украшенный аркадой под линией крыши. Эта форма распространена в Италии и Германии.

  • Аббатство Сант’Антимо имеет высокий апсидальный конец, окруженный амбулаторией и небольшими выступающими апсидами

  • Сент-Этьен, Невер, представляет собой круглый алтарь с амбулаторными апсидальными часовнями и сильно выступающими трансептами.

  • Старый собор Коимбры, Португалия, похож на крепость с зубчатыми стенами.Два центральных отверстия глубоко утоплены.

  • Церковь Святого Трофима, Арль, Франция. Орнамент сосредоточен на крыльце и изображении Христа в величии на тимпане, типичных для французских соборов.

  • Церковь Сан-Зено, Верона, Италия. Фасад аккуратно разделен по вертикали и горизонтали. Центральное колесо обозрения и небольшое крыльцо с колоннами, покоящимися на сидящих на корточках львах, типично для Италии.

  • Пизанский собор, Италия.Все здание облицовано мрамором с бело-серой полосой. На фасаде этот узор перекрыт архитектурным декором глухих аркад под ярусами карликовых галерей. Три портала становились все более распространенными.

  • Соборная церковь, Эмполи, Италия, представляет собой ширму. Отделка из полихромного мрамора делит фасад на зоны, но мало указывает на архитектурную форму за ним.

  • Собор Ангулема, Франция.Фасад здесь, богато украшенный архитектурными и скульптурными формами, имеет много общего с фасадом в Эмполи в том, что он скрывает форму здания за ним.

  • Дом главы Санта-Мария-де-ла-Олива, Каркасильо, Испания

  • Боковое крыльцо церкви Сан-Эстебан, Сеговия

  • Монастырь аббатства Лаводье

  • Баптистерий Пармского собора

  • Слепая аркада из кирпича в мосарабском стиле Астурии и Леона на апсиде монастыря Кастро-де-Авелас, уникальный образец в Португалии.

  • Перекрывающиеся арки образуют слепую аркаду церкви Святого Лаврентия Castle Rising, Англия. (1150) Полукруглые арки образуют остроконечные арки, где они перекрываются, мотив, который, возможно, повлиял на готику.

  • Плоские колонны с бороздками (одна из которых образует ось симметрии, разделяя два окна с полукруглыми арками) и богато украшенные слепые окна в апсиде церкви Сан-Хуан-де-Рабанера в Сории, Испания.

  • Карликовые галереи — главный декоративный элемент экстерьера Шпейерского собора в Германии (1090–1106 гг.), Окружающий стены и башни.Это должно было стать чертой рейнского романского стиля.

  • Восточная апсида Кафедрального собора Пармы, Италия (начало XII века) сочетает в себе множество декоративных элементов: слепые аркады, галереи, площадки и скульптурные мотивы.

  • Аркада на фасаде собора Лукка в Тоскане (1204 г.) имеет множество вариаций в своих декоративных деталях, как скульптурных, так и инкрустированных полихромным мрамором.

  • Полихромная слепая аркада апсиды собора Монреале, Сицилия (1174–1182 гг.) Украшение свидетельствует об исламском влиянии как мотивов, так и того факта, что все арки, включая арки окон, остроконечные.

  • Портал Эрмитажа Святого Сегундо, Авила, имеет пары существ. и декоративные ленты из цветов и переплетения. Сочетание существ можно было нарисовать по византийским и кельтским моделям.

  • Резьба на полихромном крыльце часовни Сен-Мишель-Д’Эгий, Эгюий, Верхняя Луара, Франция (11 век), изображает парных русалок и Агнца Божьего

  • На этих лепных украшениях вокруг портала Линкольнского собора есть формальный шевронный орнамент, колющие язык монстры, виноградные лозы и фигуры, а также симметричные мотивы.

  • Церковь Святого Мартина, Женсак-ла-Палю, имеет капители со сложной переплетением.

  • В тимпане внутреннего портала Мадлен Везеле изображена сцена Христа в Величии на Страшном суде. Фигура Христа очень формализована как в позе, так и в обращении. (1130 с)

  • Тимпан Сен-Пьера, Муассак, представляет собой очень сложную, плотно упакованную конструкцию, похожую на иллюминацию рукописи.Христос окружен символами четырех евангелистов

  • Детали портала собора Олорон изображают демона, льва, поглощающего человека, и королей с музыкальными инструментами.

  • Рельеф из Сен-Трофима в Арле, изображающий царя Ирода и трех царей, следует традициям в том смысле, что сидящий Ирод намного больше, чем стоящие фигуры.

  • Раскрашенный склеп Сан-Исидоро в Леоне, Испания, имеет подробную схему, иллюстрирующую библейские истории.

  • Апсида церкви Святого Юста, Сеговия. Христос в величии был общей темой для апсиды.

  • Фриз с фигурами занимает зону под полукуполом в апсиде. Аббатство Святого Переца из Бургала, Каталония, Испания

  • В Англии основная изобразительная тема встречается над аркой алтаря в приходских церквях. Святой Иоанн Креститель, Клейтон, Сассекс

  • Эта фреска с изображением Галена и Гиппократа является частью сложной схемы, украшающей крипту собора Ананьи, Италия

  • Большой зал в замке Окем, Англия, когда-то входивший в укрепленную усадьбу нормандского барона.

  • Замок крестоносцев, Крак-де-Шевалье, Сирия, был построен в основном в этот период, а внешние стены были построены позже.

  • Многие города, такие как Сан-Джиминьяно, были окружены стенами, что привело к скоплению людей и строительству домов-башен.

Романская архитектура и искусство: романское искусство

Искусство романского периода характеризовалось важным возрождением монументальных форм, в частности скульптуры и фресковой живописи, которые развивались в тесной связи с архитектурным декором и демонстрировали мощное и часто строго структурное качество .В то же время на первый план вышел элемент реализма, параллельный первому расцвету народной литературы. Это было выражено в терминах прямого и наивного наблюдения определенных деталей, взятых из повседневной жизни, и повышенного внимания к эмоциям и фантазиям. Во многих аспектах своей богатой образности романское искусство зависело от наследия античности и раннего средневекового искусства, в то время как престиж византийского искусства оставался высоким в глазах Запада. Паломничества и крестовые походы способствовали беспрецедентному расширению формального словарного запаса за счет развития более тесных контактов между региональными культурами и отдаленными народами.

Первые важные памятники романской скульптуры были созданы в последнее десятилетие 11 века. и первые десятилетия XII в. Основным источником художественного покровительства были монастырские учреждения, для которых скульпторы выполнили большую рельефную резьбу для украшения церковных порталов и богато украшенных капителей монастырей. Романская скульптура произвела искусство необычайной орнаментальной сложности, экстатического выражения и изобилующего, казалось бы, бесконечными комбинациями зооморфных, растительных и абстрактных мотивов.

Во Франции темы, изображенные на тимпанах таких церквей, как Муассак, Везеле и Отен, подчеркивали устрашающее величие Христа как правителя и судьи вселенной. Они часто изображали ужасающие зрелища ада. Английская скульптура проявила тенденцию к геометрическому орнаменту. Однако с появлением в Англии континентальных влияний в середине 12 в. также появились ужасные исполнения Страшного суда , , например, в соборе Линкольна. В отличие от демонической природы и анимации скульптуры во Франции и в Англии, в Северной Италии утверждались более массивные и тяжеловесные фигуры, с повествовательными рельефами из Бытие , разработанными Вилигельмо в Модене и Никколо в Вероне.

Еще одним аспектом романского возрождения было производство металлических изделий, многие выдающиеся образцы которых, такие как распятия, реликварии и подсвечники, все еще хранятся в церковных сокровищницах. Наиболее продуктивными центрами этого искусства были регионы, прилегающие к рекам Рейн и Маас, где искусство литья из бронзы достигло уровня технического мастерства, достаточного для выполнения работ значительного размера. Выдающийся образец бронзового литья Мосана — купель св.Бартелеми в Льеже, большое судно, поддерживаемое 12 волами и украшенное рельефными сценами, выполненное Райнером де Ги между 1107 и 1118 годами. Именно в этот период Лимож в центральной Франции стал чрезвычайно активным центром производства металлических изделий. , специализирующаяся на эмалированных работах.

Фресковая живопись более пострадала от случайностей времени, но сохранилось несколько больших циклов, а также множество других фрагментов романской настенной живописи. Большие и относительно непрерывные пространства стен в романских зданиях представляли собой отличную почву для работы художника, а основные формы романской фресковой живописи, как правило, монументальны по масштабу и смелые по колористическому эффекту.Среди выдающихся примеров этого искусства до сих пор в значительной степени сохранились циклы Сен-Савена в западной Франции и Сант-Анджело в Формисе в Южной Италии.

Рукописная иллюминация романского периода характеризовалась значительным расширением традиционного фонда живописных образов, хотя с точки зрения общего исполнения и каллиграфического качества романские иллюминированные книги часто демонстрируют некоторую небрежность и недостаток изысканности. Псалтырь, как и в раннем средневековье, продолжал оставаться наиболее читаемым томом для религиозного использования, и были выполнены многочисленные роскошно освещенные копии этого произведения.Романский скрипторий также издавал большие издания Библии, часто доходившие до нескольких томов. Прекрасным примером такого произведения является Винчестерская Библия, написанная на протяжении нескольких поколений и украшенная многочисленными сценами из Ветхого и Нового Заветов. Романские рукописи оживлены тщательно продуманными и весьма изобретательными начальными буквами, которыми художники этого периода изощряли свое стремление к богатой орнаментальной экспозиции.

Колумбийская электронная энциклопедия, 6-е изд.Авторские права © 2012, Columbia University Press. Все права защищены.

См. Другие статьи в энциклопедии: Архитектура

БЕСПЛАТНОЕ эссе по романской архитектуре


Романская архитектура зародилась в Западной Европе и использовалась примерно с 1000 г. После падения Рима в 476 году христианская церковь распространила римскую культуру. К концу домоманского периода римские стили слились с элементами Византийской империи и Ближнего Востока, а также германцев, кельтов и других северных племен Западной Европы.Эти различные комбинации создали ряд местных стилей, названных романским, что означает «в манере римского». Связка материала.
Необычайным достижением романских архитекторов было использование каменных сводчатых зданий. Это был потолок над комнатой, построенный из множества изогнутых форм. Этот новый тип строения заменил легковоспламеняющиеся деревянные крыши и стены дороманских построек. Хотя хранилища были огромным прорывом, они создавали свои собственные проблемы.Эти проблемы были решены с помощью таких конструкций, как купол, круглые и заостренные своды, а также гладкие и ребристые своды. Чтобы поддержать тяжелые каменные своды, архитекторы использовали массивные стены и опоры, которые создали типичный план здания, в котором вся конструкция рассматривалась как комплекс, состоящий из более мелких единиц, называемых отсеками. Бухты представляют собой квадратные или прямоугольные пространства, окруженные паховыми сводами и используемые архитекторами в качестве основной строительной единицы. .
Ярким примером романского стиля является часовня Фуэнтидуэна, которая в настоящее время находится в средневековом музее Клойстерс.Эта красавица, построенная из известняка, использовалась как часовня для соседнего замка, построенного из более чем двух тысяч массивных каменных блоков. Особенности этой часовни включают купольный потолок, сводчатые стены и возвышенное распятие.
На фреске над апсидой изображены Дева и Младенец (Мария и Христос). На фреске Мария — самая большая фигура. По обе стороны от нее — по одной крылатой фигуре. Эти две крылатые фигуры представляют библейских Михаила и Гавриила. Эти два ангела — вторые по величине фигуры, изображенные на фреске.

Пражская романская архитектура — Livingprague.com

Пражская романская архитектура (или нормандская)


Если вы из Англии, то вы можете увидеть образцы романской архитектуры в большинстве крупных городов. Просто мы не называем это романским, мы называем его «нормандским», так что вы живете примерно в период между 800 и 1150 годами.

Ротонда святого Мартина в Вышеграде

Знаки пражской романской архитектуры (которую также можно назвать Второй романской) включают:

  • Римская полукруглая арка
  • очень толстые стены
  • облицованный камень
  • паховые своды (для аркад)
  • цилиндрические своды (для крыш)
  • ротонда
  • аркады
  • большие башни
  • западный вход
  • большие фрески

Термины «массивный» и «монументальный» часто ассоциируются с этим периодом. Конструкция может быть симметричной, но не обязательно. Украшение может иметь влияние византийской мозаики, но, опять же, не обязательно (помните, что романский период Праги совпадает с крестовыми походами). Цель толстых стен заключалась в том, чтобы выдержать вес остальной части конструкции, но твердый камень был бы слишком тяжелым для обработки, поэтому стены романского здания обычно представляют собой двойную оболочку с заполнением между ними. Это означает, что если есть какие-то окна, они обычно очень маленькие.Несущие стены работают только в том случае, если здание узкое, в противном случае для поддержки крыши требуются массивные центральные каменные «барабанные» колонны или «аркады» (где римские полукруглые арки сложены).

Это действительно был первый стиль в Центральной Европе (в Западной Европе был дороманский период Каролингов), который был архитектурно достаточно сильным, чтобы спроектировать большие здания, и, поскольку наиболее важными зданиями того времени были церкви, неудивительно, что это примеры которые остаются сегодня. Термин «нео» употреблять в романском стиле неправильно. Правильный термин — «Возрождение». Вы можете быть удивлены, узнав, что Музей естественной истории в Лондоне является примером здания в стиле романского возрождения (1879 г.).


Места, чтобы увидеть романскую пражскую архитектуру

Если вы хотите увидеть лучший образец пражской романской архитектуры, отправляйтесь в Пражский Град и проведите время в базилике Святого Георгия Св. Георгия . Цокольный этаж Старого Королевского дворца на Пражском Граде также выполнен в романском стиле.Единственные другие видимые романские пражские строения — это ротонды церкви Св. Лонгина (у Степанской в ​​Новом городе), св. Мартина (Вышеград — на фото вверху) и Святого Креста (пересечение улиц Конвиктска и Каролины Светле).

Это знак удачи района: если там сохранилась романская церковь, то это обычно означало, что район обеднел в готический период, так как реконструкция не проводилась. В случае с Прагой в романском стиле, базилика Святого Георгия осталась нетронутой, так как начались работы над новым готическим собором Святого Вита.


Архитектурный тур по Праге

Я так долго читал, изучал и представлял архитектурные детали города, что решил предложить специализированный тур. Это в основном для людей, которые хотят понять, почему центральная часть Праги выглядит именно так. Узнайте больше о Пражском архитектурном туре .

Добавить комментарий

*
*

Необходимые поля отмечены*