Архитектура раннего возрождения: Архитектура раннего Возрождения в Италии
Архитектура раннего Возрождения в Италии
Широкое строительство, развернувшееся во Флоренции, меняет облик города и прежде всего его центра, сохранившегося до настоящего времени. Основное внимание сосредоточивается на разработке центрально-купольной храмовой постройки и городского дворца богатеющей буржуазии и аристократии.
Новое направление в итальянской архитектуре при своем возникновении было связано с переработкой античных традиций и ордерной системы применительно к местным строительным материалам и конструкциям. В постройках этого времени вновь подчеркивается плоскость стены, ее материальность; четко ограничивается внутреннее пространство, приобретающее единство. Достигается и соразмерность пропорций опорных и давящих частей, в ритмическом членении здания устанавливается равновесие горизонталей и вертикалей.
Брунеллески. Родоначальником ренессансной архитектуры был Филиппо Брунеллески
(1377–1446), уроженец Флоренции. Пройдя ученичество в ювелирном цехе, Брунеллески начал свою творческую деятельность как скульптор,
приняв участие в конкурсе на создание рельефа для бронзовых дверей флорентийского баптистерия (крещальни).

Если при сооружении купола Брунеллески должен был учитывать характер ранее построенных частей собора, то полностью новое понимание
архитектурного образа он дал в Воспитательном доме (Оспедале дельи Инноченти) во Флоренции (1419–1444) на площади Аннунциаты – первом
гражданском сооружении эпохи Возрождения, отвечающем прогрессивным идеям времени. Двухэтажный фасад дома отличается простотой и
легкостью пропорций, четкостью горизонтальных и вертикальных членений. В нижнем этаже он оформлен изящной лоджией, полуциркульные
арки которой опираются на стройные колонны. Они подчеркивают приветливый, гостеприимный характер здания. В промежутках между арками
размещены круглые керамические медальоны работы Андреа делла Роббиа с изображением спеленатых младенцев. Своей жизнерадостностью и
ясностью, нежной прелестью образов детства эти рельефы тонко гармонируют с архитектурой сооружения и его предназначением.
Найденные в Воспитательном доме конструктивные и декоративные приемы были развиты Брунеллески в капелле Пацци при церкви Санта-Кроче во Флоренции (начата
в 1430 году). Эта поразительная в своей гармонической целостности, небольшая по размерам капелла находится в глубине узкого монастырского
дворика; прямоугольная в плане, она завершена легким куполом. Фасад ее представляет собой шестиколонный коринфский портик с большим
средним пролетом, перекрытым аркой. Стройные пропорции колонн, высокий аттик над ними в сочетании с новыми элементами декора говорят
о чувстве меры, о творческом применении античного ордера. С помощью ордерной системы решено и внутреннее пространство капеллы. Стены ее,
расчлененные пилястрами на равные отрезки, украшены нишами и круглыми медальонами. Пилястры завершаются карнизом, несущим свод и
полуциркульные арки. Скульптурная декорация и керамика, графическое изящество линий, контрастность цветового решения подчеркивают
плоскость стен, сообщают цельность и ясность светлому просторному интерьеру.
Одной из важнейших проблем итальянской архитектуры 15 века явилась разработка основных принципов сооружения палаццо (городского дворца), послужившего прототипом общественных построек позднейшего времени. В это время создается тип величественного здания, прямоугольного в плане, с единым замкнутым объемом, со множеством помещений, расположенных вокруг внутреннего двора. С именем Брунеллески связывают сооружение центральной части палаццо Питти (начато в 1440 году) во Флоренции, выложенного из громадных, грубо отесанных каменных блоков (кладка блоками получила название руста). Шероховатость фактуры камня усиливает мощь архитектурных форм. Горизонтальные тяги-пояса подчеркивают членение здания на три этажа. Огромные восьмиметровые окна-порталы завершают впечатление горделивой суровой силы, производимое этим дворцом.
Альберти. Следующим этапом в развитии ренессансной архитектуры было творчество
Леона Баттиста Альберти (1404–1472), энциклопедиста-теоретика, автора ряда научных трактатов об искусстве («Десять книг о зодчестве»).
Росселлино. Античное наследие (римская архитектура) получило в его трактовке новую пластическую выразительность. Впервые в композиции фасада палаццо введены основные элементы ордерной архитектуры, выявлены несущие и несомые части, способствующие также выражению масштаба здания и включению его в окружающий ансамбль. Исполнение замысла Альберти принадлежит Бернардо Росселлино.
Бенедетто да Майано. Развитие типа раннеренессансного дворца в 15 веке завершает
палаццо Строцци во Флоренции (начат в 1489 году) Бенедетто да Майано (1442–1497). Этот величественный дворец отличается гармонией
основных масс. Ясный, правильный по композиции плана и объема, своими тремя рустованными фасадами он выходит па улицу и проезды.
Брунеллески Филиппо Творчество ►
Альберти Леон Баттиста Творчество ►
Росселлино Бернардо Творчество ►
Бенедетто да Майано Творчество ►
Роббиа Лука и Андреа Творчество ►
История зарубежного искусства ►
Архитектура Ренессанса. Раннее Возрождение
У каждого архитектора Раннего Возрождения был свой подход, поэтому здания так сильно отличаются. В этой части узнаем, что их объединяет.
Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории
и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan. ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Дмитрий Беззубцев
Историк архитектуры, сопредседатель историко-культурного общества «Московские древности»
Все здания эпохи Ренессанса чем-то похожи — но не настолько, чтобы приписывать их к одному стилю. Почему так? 👇
🏛 Все вдохновлялись античностью, но делали это по-разному. Ренессанс — не стиль, а эпоха, когда идеи черпались из одних источников. В итоге получались очень разные здания.
Сходство было на уровне отсылок и выбора деталей; но какими их сделать и как сочетать между собой в композиции здания — каждый архитектор решал сам.
1, 2. Капелла Пацци, Флоренция, Италия, 15 век
3, 4. Чертоза ди Павия, Италия, 15 век
5, 6. Капелла Коллеони, Бергамо, Италия, 15 век
Телеграм-канал
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
Архитектура раннего Ренессанса очень разнообразна: каждый архитектор искал свою формулу. Вот несколько направлений поисков 👇
〰️ Минимализм. Пример — капелла Пацци во Флоренции: четыре угла, арки, сверху купол, есть колонны для понимания масштаба. Это простая базовая геометрия с предсказуемыми линиями.
➰ Много декора. Пример — церковь Чертоза ди Павия. Здесь есть разделение на ярусы по вертикали и уравновешенная композиция, но при этом используется цветной мрамор, разноцветный фасад — не здание, а шкатулка. Древний Рим виден только в отдельных деталях.
➿ Еще больше декора. Пример — капелла Коллеони в Бергамо: ярусы с многослойными карнизами и антаблементами, колонны классических пропорций, треугольные фронтоны. И, в то же время, — почти готическая розетка, дробные мелкие детали.
1, 2. Капелла Пацци, Флоренция, Италия, 15 век
3, 4, 5. Чертоза ди Павия, Италия, 15 век
6. Церковь Сан Лоренцо, Флоренция, Италия, 15 век
7, 8. Капелла Коллеони, Бергамо, Италия, 15 век
Почему все эти очень разные сооружения относят к Ренессансу?
Поищем общие черты.
🏛 Античные детали. Можно разместить эти детали как угодно, но все равно мы увидим колонны, ордера, разделения на ярусы, треугольные фронтоны — хоть некоторые заметно отличаются от древнеримских образцов.
🔲 Простая геометрия. Фасад можно украсить любым количеством декора, добавить ему цвета, мелких деталей — но все равно это будет ограничено симметричными прямыми линиями. Здание не рвется в небо, как в готике, а крепко стоит на земле.
1, 2. Чертоза ди Павия
3. Палаццо Фарнезе
курс Level One
Курс москвича
Курс из 8 лекций о том, как понять столицу через историю и архитектуру. Узнаем главное о средневековой, царской, авангардной, сталинской, модернистской и современной Москве, будем больше видеть сами и станем надежными проводниками для друзей в любом районе.
Сегодня можно купить со скидкой 50%
4900₽
2450₽
подробнее о курсе
Возрождение готики | Определение, стиль, архитектура, примеры и факты
Возрождение готики: Собор Святого Имени, Чикаго
Смотреть все медиа
- Дата:
- 1750 — 1880
- Похожие исполнители:
- А.
В.Н. Пугин Роберт Адам Джаспер Фрэнсис Кропси Эжен-Эммануэль Виолле-ле-Дюк Генри Айвз Кобб
Просмотреть весь связанный контент →
Возрождение готики , архитектурный стиль, вдохновленный средневековой архитектурой и конкурирующий с возрождением неоклассицизма в США и Великобритании. На континенте можно найти только отдельные образцы этого стиля.
Самый ранний задокументированный пример возрождения использования готических архитектурных элементов — Strawberry Hill, дом английского писателя Горация Уолпола. Как и во многих зданиях раннего готического возрождения, готика использовалась здесь из-за ее живописных и романтических качеств без учета ее структурных возможностей или первоначальной функции. Еще одним ранним примером тенденции к орнаменту и украшению было аббатство Фонтхилл, спроектированное Джеймсом Вяттом, загородный дом с башней высотой 270 футов (82 метра). Ничто не могло более ясно проиллюстрировать как непрактичность использования, так и романтические ассоциации со средневековой жизнью.
Еще из Британники
Западная архитектура: неоготика, ок. 1730–ок. 1930
Самые ранние проявления интереса к средневековью были в частной собственности, но к 1820-м годам общественные здания в Англии также проектировались в готическом стиле. Возможно, нет более знакомого примера, чем новое здание парламента (1840 г.), спроектированное сэром Чарльзом Барри и А.В.Н. Пугин. В этом большом скоплении зданий бессистемная живописность раннего возрождения была заменена более добросовестной адаптацией средневекового английского стиля. Другие постройки, построенные примерно в середине века, соответствовали этому основному образцу. Позже стремление к более элегантным и роскошным достопримечательностям привело к последнему расцвету стиля.
В США стиль также можно разделить на две фазы. Примером ранней, богатой, но сравнительно необразованной, была Троицкая церковь Ричарда Апджона (Нью-Йорк, 1840 г.). Этот стиль, как и в Англии, предпочитали богатые для своих загородных поместий. Более поздний стиль, археологически более правильный, вдохновил такие сооружения, как собор Святого Патрика Ренвика (Нью-Йорк, 1859–79), и должен был доминировать в общественном здании.
Было несколько причин смены направления с неоклассицизма на готическое возрождение, но три из них выделяются как наиболее важные. Первым, вызванным общей романтической революцией, был литературный интерес к средневековью, породивший готические сказки и романы. Размещая свои истории в средневековье, такие авторы, как Уолпол и особенно сэр Вальтер Скотт, помогли создать чувство ностальгии и вкуса к тому периоду. Руины средневековых замков и аббатств, изображенные на пейзажных картинах, были еще одним проявлением этого духа. Вторым было сочинение теоретиков архитектуры, которые были заинтересованы в рамках церковной реформы в переносе литургического значения готической архитектуры на свое время. Третьим, усилившим этот религиозный и нравственный импульс, были труды Джона Рёскина, чьи «Семь светильников архитектуры» (1849 г. ) и «Камни Венеции» (1853 г.) были широко прочитаны и уважаемы. Раскин заявил, что качество средневекового мастерства отражает морально превосходный образ жизни средневекового мира, и призвал вернуться к условиям, существовавшим в более ранний период.
Работы французского архитектора Эжена-Эммануэля Виолле-ле-Дюка послужили источником вдохновения для поддержки движения готического возрождения. Однако его собственная работа часто была слабой готикой, а его реставрации часто были причудливыми.
Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас
Готическое возрождение должно было оставаться одним из самых мощных и долгоживущих стилей возрождения 19-го века. Хотя он начал терять силу после третьей четверти 19 века, такие здания, как церкви и высшие учебные заведения, строились в готическом стиле в Англии и Соединенных Штатах вплоть до 20 века. Только когда появились новые материалы и забота о функционализме, готическое возрождение исчезло.
Редакторы Британской энциклопедии Эта статья была недавно отредактирована и дополнена Адамом Августином.
Возрождение готики | Архитектурные стили Америки и Европы
Готика
Нью-Бедфорд, Массачусетс. Дом Уильяма Дж. Ротча, 1844 г. Архитектором был Александр Джексон Дэвис, главный сторонник готического стиля возрождения в стране в то время, вместе со своим коллегой Эндрю Джексоном Даунингом. Этот дом является воплощением плана дома Дэвиса, опубликованного в «Архитектуре загородных домов» Даунинга в 1848 году, в частности, представляющего проект № 24.
ПЕРИОД ПОПУЛЯРНОСТИ: Примерно 1840-е – 1860-е годы. Запад США до 1890-х гг. Церкви по всей стране до 1940 года.
ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ПРИЗНАКИ: Крутая скатная крыша, крестообразные фронтоны, декорированные гранитные доски, стрельчатые окна, иногда витражи, как у церквей. Готическое окно над входом, одноэтажное крыльцо с уплощенными готическими сводами. Первое появление живописных (асимметричных и непредсказуемых) планов этажей, указывающее на подъем эпохи романтизма в Америке к 1840-м годам.
ПРЕДПОСЫЛКИ И ВДОХНОВЕНИЕ: Готика никогда не была популярна как греческий или итальянский стили, но удивительно, как часто этот стиль проявляется в церквях, домах и некоторых общественных зданиях. Он был в основном популярен между 1840-1860 годами для домов, обычно в форме деревянного каркаса, называемых готикой плотника. Он оставался популярным стилем для церквей на национальном уровне вплоть до 1940-х годов (Вторая мировая война), в первую очередь из-за его связи с европейской церковной архитектурой. Его больше всего на северо-востоке США. Возрождение готики можно проследить до Англии 1749 года.романтизировать там средневековые стили и романтизированную простоту средневековья. Первый американский готический дом был построен Александром Джексоном Дэвисом в Балтиморе, штат Мэриленд. в 1832 году. Дэвис был первым американским архитектором, продвигавшим готический стиль, в частности, в своей книге «Сельские резиденции». Эта публикация 1837 года также считается первой книгой о планах домов, изданной в США. Эндрю Джексон Даунинг, друг и садовод, который способствовал популяризации живописного движения Америки, способствовал популяризации этого стиля посредством своих публикаций и публичных выступлений. Готика в основном продвигалась как сельский стиль для ранних пригородных загородных домов; его уникальный дизайн обычно не подходил для стандартных городских участков. Этот стиль стал популярным, в частности, благодаря книге Даунинга 1842 года Cottage Residences, которая до 1887 года выдержала 13 последовательных изданий.0003
Больше фотографий готического возрождения на Flickr Тома: Щелкните здесь
Вудсток, Коннектикут. Дом Боуэна, 1846 г. Местные жители называют его «Розовым домом». Отличный образец столярной готики с использованием сайдинга из досок и реек и многочисленных вертикальных элементов.
Саванна, Джорджия. Церковь в готическом стиле с ярко выраженной вертикальной ориентацией (сложно сфотографировать!), стрельчатыми проемами, круто скатной крышей и окном-четырехлистником в шпиле (похоже на клевер, обычный элемент европейской готики).