Архитектура маньеризма: Маньеризм в европейской архитектуре XVI — первой трети XVII века — Искусствоед.ру – сетевой ресурс о культуре и искусстве

Содержание

История Маньеризма в архитектуре • Архитектура

Собор Св.Петра

Посещая разные города, вы наверняка обращали внимание на декоративные фасады старинных зданий, на которых изображено множество разнообразных скульптурных и архитектурных деталей в виде неповторимых орнаментов.

Среди них бросаются в глаза живописные композиции с фрагментарными и световыми эффектами, золотыми и серебряными инкрустациями, скульптурами людей с непривычными пропорциями.
Этот стиль получил название Маньеризм. Сегодня стилистические тенденции Маньеризма вновь привлекают внимание современных архитекторов к проектам зданий и особняков.

Немного истории

В основе слова «маньеризм» лежат слова «стиль», «манера». Оно пришло к нам из Италии от художника Вазари, жившего в далеком ХVІ веке. Это благодаря ему, великому Вазари, высочайшая в искусстве степень утонченности и грациозности была охарактеризована, как Маньеризм.

Но уже в ХVII веке многие критики присвоили этому стилю иное значение — пристрастие к преувеличению, причудливости, фантастичности, считая, что итальянское искусство этого периода отстало от высокого уровня, достигнутого здесь в эпоху «золотого» века — времени Высокого Возрождения, искусство которого насквозь пропитано гуманистическими идеалами. А потому этот период между эпохами Высокого Возрождения и Барокко в развитии итальянского искусства назвали Маньеризмом.

Основоположником стиля принято считать великого Рафаэля. Это ему пришла идея — отойти от изображения образа человека, как гармонически развитого, высокие моральные качества которого стояли стоящего выше повседневной будничности. И он первым для работы над своими произведениями избрал более изощренную манеру.

В наиболее общем смысле для Маньеризма свойственно доминирование форм над содержанием. В период Высокого Возрождения в Италии искусство развивалось настолько скоротечно, что художники в конкурентной борьбе были вынуждены искать новые идеи выразительности, оригинальные манеры, отходя от механического следования традиционным художественным приемам — эпигонства. В результате каждая отдельная деталь произведения стала важнее целостного. Этот период и стал периодом неординарного Маньеризма на фоне распада великой по своему художественному вкладу эпохи Возрождения.

Маньеризм в архитектуре

В архитектуре маньеризма, в отличие от сбалансированной архитектуры Ренессанса, ее классических подходов, архитекторами нового стиля основное внимание уделялось детализации, усиливая общий колоритный эффект. Одно из важных новшеств и отличий архитектуры стиля — это отход от приоритета симметричного центрического здания, с характерными для него формами.

Здесь стоит вспомнить продольную пристройку к классическому зданию собора Св.
Петра, выполненную в начале XVII в. по проекту архитектора Модерна. Со временем в архитектуре этого периода все больше предпочтений отдается узорно-декоративному подходу с эксцентрическим взглядом на пространство. При этом декорациям отдается внимания намного больше, чем конструкциям. Стены здания как бы превращаются в фон для наложения лепки или выступающего узора. Карнизы, колонны, и даже дымовые трубы — все используется для скульптурных изображений, рельефных фигур и балюстрад.

Стиль Маньеризм вылился и в стремление увязать архитектуру и пейзаж для придания ей силы стихии природы, что отразилось на «сельском стиле» частных загородных вилл, напоминающих порой естественные природные образования: пещеры, гроты со стенами, словно «обросшими мхом», скульптурные изваяния, «вырастающими» из земли, причудливые порталы и фонтаны.

Если вы желаете построить свой дом в стиле Маньеризма, мы коротко рассказали вам о нем. Включайте фантазию, для того, чтобы оригинально увязать архитектуру, пейзаж, воздух и свет. Украсьте фасад декоративными деталями. Это придаст вашему дому живописный привлекательный вид.

Маньеризм в интерьере, особенности стиля, фото-примеры – Rehouz

Многие эксперты не считают маньеризм полноценным художественным стилем. А лишь причудливым явлением – ответом на события тех лет, на потрясения, постигшие Европу, на крушение гуманитарных принципов. Как бы то ни было, маньеризм оставил яркий, загадочный след в монументальном и изобразительном искусстве, предвосхитил барокко и рококо.

Стиль маньеризм в интерьере

Предпосылки и история

В 1527 году могучий папский престол сильно пошатнулся. Гвардейцы Ватикана были перебиты, Рим разграблен, Папа лишен былого влияния. Выдающиеся художники, поэты, архитекторы, цвет и гордость папского двора, покинули Вечный Город. Идеалы Ренессанса оказались попранными, культуру охватил озноб упадка. Так, появился маньеризм – декаданс XVI века, нервное дитя политического кризиса и религиозной нестабильности.
Искусство спряталось от бытия в затейливую раковину – всю из иллюзий и аллегорий. Художники, отринув Ренессанс, его гимн Человеку, культивировали мысль о шаткости судьбы, о том, что каждый – игрушка рока. Теперь они, прежде всего, стремились выразить в своих работах некий умозрительный, метафизический посыл, игнорируя материальную действительность.

Впрочем, утратив рычаги политики и экономики, Италия осталась средоточием искусства. Здесь высились палаццо и соборы, украшенные скульптурами и фресками Микеланджело, Леонардо да Винчи и Рафаэля. Здесь жили обедневшие, но просвещенные и гордые аристократы. Разрыв между их запросами и возможностями, между культурой и экономикой весьма способствовал расцвету маньеризма с его ложной, напыщенной роскошью. К концу XVI века новое течение, выплеснувшись за рамки литературы и живописи, стало господствующим в дворцах Италии, их экстерьере и интерьере.

Суть маньеризма

Чтобы представить сущность маньеризма, вспомните последние произведения Рафаэля, алтарную живопись Эль Греко, барельефы, статуэтки Бенвенуто Челлини – их экспрессию, красочность, высокопарность. Отрицание античных канонов и классических пропорций, пренебрежение реальностью в угоду скрупулезной и чувствительной эстетике, – вот что видится в работах маньеристов.

Новое течение решало несколько задач. Во-первых, превратить сюжет в метафору, выразить абстрактную, мистическую, порой заумную идею, понятную только художнику. А во-вторых, что называется, пустить пыль в глаза: создать ощущение несметного богатства и надменного величия. Отсюда – выразительные средства стиля, его субъективизм и экзальтация, трюки и уловки. В погоне за мнимой роскошью маньеризм необычайно усложнился: пожалуй, ни одному другому методу не присуще такое количество и разнообразие художественных приемов и декоративных подробностей.

В архитектуре и дизайне основа маньеризма – отсутствие стандартов при организации пространства, планировке, декоративном оформлении. В этом смысле маньеризм превзошел не только рококо, но и эклектику.

Маньеризм в интерьере: особенности

Их немало, благодаря чему «манерный стиль» не путают с похожим на него барокко. Маньеризму, в частности, присущи:

  1. Подчеркнутая пышность. Стены украшают не только орнаменты, лепнина, инкрустация, но и обилие скульптурных композиций. Для последних характерна нарочитая удлиненность – «лебединые» шеи персонажей, вытянутые конечности.
  2. Иллюзорные предметы и детали: нарисованный мрамор, фальшивые окна, арки и ниши, ложные межкомнатные двери, поддельные портьеры, имитация статуй.
  3. Применение особых эффектов – игры света, перехода одного оттенка в другой (эффект омбре), перетекание орнамента в орнамент.
  4. Метафоры и аллегории, заметные в декоре. Лепнина, горельефы состоят не просто из узоров, а всевозможных эмблем и символов.
  5. Яркая, пестрая цветовая палитра, багровые, лазурные, золотые тона.
  6. Внутренние стены дома часто как бы распадаются на отдельные цветовые пятна, контрастирующие друг с другом.
  7. Роспись: масштабными, многоцветными фресками покрыты подчас все стены и потолки.
  8. Избыток вычурных деталей, украшений и предметов отточенной, ажурной работы.
  9. Эклектичность. В одном помещении могут сочетаться мебель и аксессуары, принадлежащие различным эпохам. Связующее звено между ними, пожалуй, одно: изощренность формы и отделки.

Подробности воплощения

Интерьер, созданный в духе маньеризма, непременно живописен. Не только в смысле визуальной красочности, но и потому, что для его оформления широко использовали живопись – мотивы и копии работ модных в ту пору художников. Огромные фрески покрывают потолки и стены, заставляя человека чувствовать себя внутри грандиозной картины, одним из её героев.

Живопись маньеристов легко распознает даже дилетант: персонажей множество, обнаженные тела изящно деформированы, позы напряжены и неестественны, жесты слишком жеманны, лица бледны, а палитра состоит из многих, достаточно ярких фрагментов. Барочная живопись тоже прихотлива, но, в отличие от маньеризма, в ней больше прямолинейности, анатомической правды и меньше подтекста.

Кроме картин на стенах можно заметить псевдоскульптуры, псевдобарельефы, псевдониши с псевдовазами. Ложные двери в ложных портьерах и «слепые» венецианские окна выглядят особенно реалистично в обрамлении витиеватой мебели, украшенной бронзой, накладками из серебра и позолотой.

В орнаментах, покрывающих фасады и спинки мебели, сквозят иносказательные, гротескные, саркастические образы. Это аллегории грехов, химеры, медузы, фантастические твари с рогами и крыльями.

Убранство в стиле маньеризм выглядит немного хаотично; в подобной обстановке человек ощущает беспокойство и даже тревогу, но в то же время – желание рассматривать формы и линии, пытаться постичь тайну, зашифрованную в деталях.

Стремление преувеличить, поразить, быть может, даже напугать – вот что мниться в интерьерах, созданных в конце XVI века, когда в Европе властвовал маньеризм. То, что нынче кажется манерностью, бесполезной витиеватостью, апологеты стиля считали утонченностью, истинным, возвышенным искусством.
Маньеризм был призван убедить любого в сказочном богатстве домовладельца, в его исключительном статусе: каждая деталь излучала шик, великолепие, намек на «особенность». Однако маньеристы так яростно отрицали «старые» эталоны, что сегодня их труды выглядят искусственно, а интерьеры кажутся нагромождением диковинных предметов и деталей.

***

Маньеризм в интерьере доминировал недолго. И это понятно: чрезмерность, внутренний накал изрядно утомляют, даже если выглядят красиво, филигранно. Уже к началу XVII века маньеризм потеснило барокко – стиль, который стал и продолжением маньеризма, и выходом из него. Быть может, даже бегством – из этой немного абсурдной «комнаты иллюзий».

1 1 голос

Рейтинг статьи

Западная архитектура | История, стили, примеры и факты

Джеймс Пейн и Роберт Адам: Кедлстон Холл

Просмотреть все медиа

Связанные темы:
заказ Классическая архитектура Архитектура эпохи Возрождения живописный Неоклассическая архитектура

Просмотреть весь связанный контент →

Западная архитектура , история западной архитектуры от доисторических культур Средиземноморья до 21 века.

История западной архитектуры отмечена рядом новых решений структурных проблем. В период от зарождения цивилизации до древнегреческой культуры методы строительства прогрессировали от односкатной крыши и простых ферм к вертикальным стойкам или колоннам, поддерживающим горизонтальные балки, или перемычки (

см. стоечно-перемычная система). Греческая архитектура также формализовала многие структурные и декоративные элементы в три классических ордера — ионический, дорический и коринфский, — которые в большей или меньшей степени повлияли на архитектуру с того времени. Римляне эксплуатировали арку, свод и купол и шире использовали несущую каменную стену. В период позднего средневековья постепенно появились стрельчатые арочные, ребристые и опорные системы. К этому моменту многие проблемы строительства кирпичной и каменной кладки были решены, и, помимо декоративных достижений, до промышленной революции было достигнуто мало инноваций. Не раньше 1920-го века, с появлением чугунных и стальных конструкций, наступила новая архитектурная эпоха, и стали возможными более высокие, широкие и легкие здания.
С развитием технологий 20-го века новые структурные методы, такие как консольные, получили более широкое распространение. На рубеже 21 века компьютеры еще больше расширили возможности архитекторов по осмыслению и созданию новых форм.

Для целей данной статьи «западная архитектура» означает архитектуру в Европе, а также в регионах, которые разделяют европейские культурные традиции. Например, в этой статье рассматриваются ранние архитектурные традиции в таких областях, как Египет, Сирия, Малая Азия, Северная Африка и Иерусалим, которые, начиная с эллинистического и римского периодов и продолжаясь в период Византийской империи, были тесно связаны с архитектурой. развития в Европе. К концу 15 века европейские архитектурные стили распространились на Америку. В этой статье также рассматривается североамериканская архитектура; для обработки латиноамериканской архитектуры,

см. Латиноамериканская архитектура. (Архитектурные традиции коренных американцев, как правило, не подвергались влиянию европейцев; об этой истории см. Искусство коренных американцев.)

Технические и теоретические аспекты среды исследуются в другом месте; см. архитектуру .

Викторина «Британника»

Викторина по истории архитектуры

Уильям ФлемингДэвид Джон УоткинРедакция Британской энциклопедии

Европейские культуры эпохи металла

Эгейское море и восточное Средиземноморье

Острова восточного Средиземноморья и Эгейского моря образуют естественную связь между массивами суши Ближнего Востока и Европы. Экспансия цивилизаций Западной Азии и Египта на запад началась около 3000 г. до н. э. и привела к появлению поселений на Крите, Кикладах и материковой Греции. Принципиальное отличие этих культур от более ранних, неолитических, заключается в том, что каменные орудия труда и оружие были заменены медными, а позднее и бронзовыми. Энеолитический (медно-каменный) век, продолжавшийся в районе Эгейского моря с начала 3-го тысячелетия до н.

Отличительной чертой эгейских цивилизаций была легкость, с которой азиатские мотивы и техники были адаптированы для формирования оригинальных местных стилей. В архитектуре, безусловно, наиболее важными достижениями были цивилизации минойского Крита и микенской Греции.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту.

Подписаться

Минойский Крит

Великая морская цивилизация Крита кристаллизовалась вокруг дворцов, таких как Кносс, Фест, Айя-Триада, Маллия и Тилисос. Чрезвычайно важный Дворец Миноса в Кноссе, раскопанный и реконструированный в начале 20-го века сэром Артуром Эвансом, представляет собой свидетельство непрерывного архитектурного и художественного развития с начала неолита, кульминацией которого является блестящая демонстрация строительной деятельности во время третьей фазы среднего минойского периода. период (1700–1580 гг. до н. э.) и продолжавшийся до нашествия ахейцев в XII в. Однако дворец, по сути, является сооружением двух последних среднеминойских периодов (1800–1580 гг. до н. э.). По своей монументальности он, несомненно, соперничал с ближневосточными и египетскими дворцами. Следуя примеру таких построек, Дворец Миноса представляет собой четырехугольный комплекс комнат и коридоров, сгруппированных вокруг большого центрального двора, размером примерно 175 × 100 футов (50 × 30 метров). В северной части, обращенной к морю, большой портик из 12 пилястр давал доступ к центральному двору. В этом конце также расположена большая театральная площадь, прямоугольный театр под открытым небом, который, возможно, использовался для ритуальных представлений. Восточное крыло дворца разделено на две части длинным коридором, идущим по оси восток-запад; первоначально он возвышался на четыре или пять этажей над склоном долины. В юго-восточной части дворца находятся жилые помещения, искусно снабженные сантехникой и смывом, а также святилище. Широкая лестница вела на верхний этаж, которого больше нет. Северо-восточная часть дворца занята офисами и складскими помещениями. Западная часть снова разделена главным коридором длиной более 200 футов (60 метров), идущим с севера на юг. За этим коридором, вдоль западной стороны, была обнаружена серия длинных узких кладовых, содержащих большое количество пифоев, или сосудов для хранения масла в человеческий рост. На другой стороне коридора, обращенной к центральному двору, расположены парадные залы, в том числе тронный зал с уникальным гипсовым троном и всемирно известными фресками с изображением грифона. Ярко окрашенные фрески играли важную роль как во внутреннем, так и во внешнем убранстве дворца. Свет поступал сверху через хитроумную систему световых колодцев, а несколько портиков с колоннадами обеспечивали вентиляцию в жаркое критское лето.

Развитие других минойских дворцов (Фест, Маллия, Айя-Триада, Тилисос) примерно совпадает с развитием Кносса. Каждый из них примечателен, а Фест особенно интересен благодаря обширным итальянским раскопкам. Морская гегемония позволила критским морским царям построить эти дворцы в низких и незащищенных местах; следовательно, бросается в глаза отсутствие крепостных стен по сравнению с большими стенами месопотамских дворцов. Поскольку критские богослужения, по-видимому, проводились в основном под открытым небом, здесь нет настоящих храмов, как на Ближнем Востоке. Тем не менее, расположение различных частей дворца вокруг центрального двора и максимально возможное избегание внешних окон являются характеристиками, которые, по-видимому, указывают на ранний контакт с Ближним Востоком. Вкус к длинным прямым дворцовым коридорам, а также к высокоразвитой системе водоснабжения, возможно, также был унаследован от более древних цивилизаций на востоке. Колонна впервые появилась в Европе в критском дворце, где ее часто использовали отдельно для разделения входа.

Развитие погребальной архитектуры на Крите происходит от древних камерных оссуариев раннеминойского периода (2750–2000 гг. конец среднеминойского периода.

На гребне минойского процветания произошел великий крах. Вторжение с материка около 1400 г. до н. э. разрушило дворцы и привело к отстранению власти от микенской Греции. Архитектурные остатки на Крите сооружений догреческого дизайна, но построенных после этой катастрофы, очень редки. Несколько загородных святынь относятся к этому периоду после разрушения, а в Приниасе уникальное храмовое здание может быть датировано 700 г. до н.э. Дверной проем этого храма имеет барельефы на архитектурных элементах. Отверстие над перемычкой обрамлено сидящими фигурами, а сама перемычка на нижней стороне вырезана фигурами богини и животных. Колонна, которая, кажется, стояла посреди этого дверного проема, как и во дворце Миноса, указывает на то, что минойская традиция не исчезла полностью.

Что такое маньеризм в архитектуре | by Regia Marinho

Что такое маньеризм в архитектуре | от Regia Marinho | MediumThe Vleeshal в Харлеме, Нидерланды.

Отличительное качество или стиль.

Чтение через 4 мин.

·

1 апреля 2022 г.

«Архитектура должна говорить о своем времени и месте, но стремиться к вневременности».

Архитектура маньеризма характеризовалась неожиданными элементами, которые бросали вызов нормам эпохи Возрождения.

Автор Regia Marinho

17,6 тыс. подписчиков

Я пишу об идеях, технологиях, будущем и вдохновляю мир через искусство. Художник. Инженер-строитель. https://regiaart.com

Еще от Regia Marinho

Regia Marinho

Жизнь подражает искусству или искусство подражает жизни?

Я оставляю вам решать.

·5 минут чтения·11 декабря 2021 г.

Regia Marinho

в

В поисках RegiaArt

Что такое геометрическое искусство?

Любителям всего, что связано с искусством…

·4 минуты чтения·28 сентября 2019 г.

Regia Marinho

Абсурдизм в жизни и искусстве, Сальвадор Дали, Рене Магрит тэ и др.

Философские и художественное движение.

·5 минут чтения·23 марта

Regia Marinho

Использование ChatGPT для вашей маркетинговой стратегии: руководство

Пример

·Чтение через 4 минуты·8 февраля

Просмотреть все из Regia Marinho

Рекомендовано на Medium

Aleid ter Weel

в

Better Advice

9 0038 10 вещей, которые можно сделать вечером вместо просмотра Netflix

Привычки без устройств для повышения продуктивности и счастья.

·5 минут чтения·15 февраля 2022 г.

Zulie Rane

in

The Startup

Если вы хотите стать творцом, удалите все (кроме двух) платформы социальных сетей

В октябре 2022 года, во время всего фиаско с Илоном Маском, я наконец-то удалил Твиттер со своего телефона. Примерно в то же время я также вышел из…

·8 мин чтения·19 апреля

Списки

Истории, которые помогут вам расти как дизайнеру

11 историй·21 сохранение

Плейлист Visual Storytellers

25 этажей ·5 сохранений

Хорошее мышление о продукте

11 историй·36 сохранений

Список чтения вне офиса компании

8 историй·4 сохранения

Непристойность

10 секунд, которые закончились моим 20-летним браком

В Северной Вирджинии август, жарко и влажно. Я до сих пор не принял душ после утренней пробежки. Я ношу свою домохозяйку…

·Чтение через 4 мин·16 февраля 2022 г.

Добавить комментарий

*
*

Необходимые поля отмечены*