Архитекторы классицизма в россии: всё, что нужно знать о стиле
Русский классицизм в архитектуре XVIII века.
В 60-ые годы 18 века Россия, подобно другим странам Европы, ступила на последовательный путь смены стилей и направлений в искусстве. На смену пышному барокко пришел строгий и рациональный стиль классицизм. К этому времени в русском обществе сложились основные черты мировоззрения, способствующие развитию данного стиля: рационалистическая философия, идея разумной организации мира, интерес к античности.
Другая важнейшая предпосылка появления нового стиля – формирование абсолютистского государства, просвещенной монархии в России.
Освободившись от обязательной службы по «Указу о вольности дворянской», дворяне селятся за городом, и в результате расцветает тип загородного строительства. Складывается тип дворца-усадьбы, расположенного посредине парка. В городах в эту эпоху, в первую очередь в Санкт-Петербурге и Москве, будут возведены грандиозные комплексы государственного и культурного назначений.
Периодизация русского классицизма.
- ранний классицизм — 1760-1780
- строгий классицизм — 1780-1800
- высокий классицизм и ампир — 1800-1840
Архитекторы — иностранцы, осуществившие «прихоть» императрицы Екатерины II , построив в Петербурге и пригородах классические здания:
- Антонио Ринальди (1709 — 1794)
- Джузеппе Кваренги (1744 — 1817)
- Винченцо Бренна (1745—1820)
- Ж.-Б. Валлен-Деламот (1729-1800)
- Георг (Юрий) Фельтен (1730—1801)и многие другие
Основоположники русского классицизма в России:
В. И. Баженов (1738 – 1799)
М.Ф. Казаков (1738 – 1812)
И.Е. Старов (1748 – 1808)
На раннем этапе развития русского классицизма большую роль играли Ж. Валлен-Деламот и А.Ф. Кокоринов, связанные с Академией художеств в Петербурге.
Академия художеств в Петербурге (1764 – 1788)
Академия занимает целый квартал набережной на Васильевском острове.

В плане – четкий квадрат с вписанным в него кругом – двором для прогулок.
Внешне объем вытянут и спокоен. Очень небольшой купол, углубленный в основание. Четыре этажа сгруппированы попарно: 1 и 2 – тяжелые, 3 и 4 – облегченные. Интересна средняя часть, напоминающая времена барокко: выпуклые и вогнутые элементы, колонны и статуи. Но на самом фасаде колонны заменяются пилястрами, а сами колонны, еще не собраны в шести и восьмиколонные портики с фронтоном, а рассредоточены по всему фасаду.
В эти же годы Нева «оделася в гранит». Дворцовая набережная стала сдержанной и строгой, нужно было и соответствующим образом изменить обрамление Летнего сада.
В 1771 – 1786 годах была возведена знаменитая решетка Летнего сада.Архитекторы – Фельтен и Егоров.
Фельтен Юрий Матвеевич,художник ХРИСТИНЕК Карл Людвиг
Пётр Егорович Егоров
Цветовая гамма, как и в эпоху барокко, черно-золотая, но если барочная решетка искривлена, рисунок ее напоминает живые побеги зелени, завершение сплетено в узор, то решетка Летнего сада четко геометрична: вертикальные пики пересекают вытянутые вверх прямоугольные рамы. Основу решетки составляют чередующиеся через определенные промежутки цилиндрические, похожие на колонны столбы, завершенные вазонами.
Архитектор Антонио Ринальди построил Мраморный дворец в Санкт-Петербурге, 1768—1785).
Архитектор решил, что Мраморный дворец будет привлекать внимание не только размерами, благородством форм и пропорций, но и красотой каменных облицовок, выполненных из полюбившихся ему русских мраморов, которые добывали в карьерах вблизи Ладожского и Онежского озер. Благородная сера гамма Мраморного дворца с розовым цветом пилястр великолепно сочетается со свинцовыми водами Невы, на набережной которой он стоит.
В. И. Баженов (1735 – 1799)
Баженов Василий Иванович
Сын бедного псаломщика, поступивший в Москве в ученики к живописцу, Баженов примкнул к школе Ухтомского, закончил гимназию при Московском университете, затем – Академию художеств в Петербурге. Пенсионером Академии отправлен за границу, где за создание проектов и моделей архитектурных сооружений стал профессором Римской, затем Болонской и Флорентийской академий Вернулся на Родину, где его ждали трудности.
В Академии Баженова учили Чевакинский, Кокоринов, Деламот и Растрелли. Из этих преподавателей на позициях классицизма стоял только Деламот.
Екатерина Вторая, вступив на престол, разыгрывала из себя просвещенную государыню. Она поддержала идею превратить Кремль в древнеримский Форум – в место народного волеизъявления. Так продолжалось до пугачевского восстания, после чего Баженов должен был свернуть все работы. Сохранились только чертежи и проект, но и они оказали огромное влияние на всю русскую архитектуру. Среди соратников Баженова был Казаков и другие московские архитекторы. Даже в модели, созданной Баженовым, Дворец поражает воображение: здесь и грандиозные по протяженности фасады, то идущие по прямой, то огибающие кремлевский холм, и великолепные колоннады на очень высоких рустованных цоколях.
В это время в Европе в искусстве возникает некоторое увлечение готикой – предвестие романтической эпохи. Баженов нашел свой путь и здесь. Его задача – сделать из готики не игрушку – увлечение, а глубокое, оригинальное направление, суть которого в том, чтобы почувствовать старину. Именно красно-белый декор московских башен и называл Баженов русской готикой. Так возник замысел Царицынского комплекса (1795 – 1785).
Екатерина купила Царицынскую усадьбу у Кантемира, усадьба располагалась на высоком обрывистом берегу пруда.
Белый камень декора и красный цвет кирпича – традиционная русская цветовая гамма. Именно в этой гамме и был решен комплекс. Стрельчатые арки, фигурные проемы окон, порталы входов, тонкие колонки, раздвоенные зубцы – все эти детали преображены архитектурой мастера. Их-то он и сумел увидеть в архитектуре Кремля. Но в Царицинском комплексе немало загадок, связанных в первую очередь с масонской символикой, которая обильно украшает стены зданий. Это или что-либо другое стало причиной недовольства императрицы, но, посетив строительство, Екатерина спросила: «Что это: дворец или тюрьма?» Судьба комплекса была предрешена. Частично его перестроил позже Казаков. Но работа над Царицынским комплексом не прошла и для Казакова даром. Сооружая Петровский дворец на Петербургском шоссе, Казаков решит его именно в стиле баженовского Царицына.
Поразительное по мощи, оригинальности, совершенству исполнения это здание является истинным украшением Москвы. Фасадом оно обращено к улице, находилось в глубине на холме и было отделено от улицы небольшим садом (это было совершенно новое решение). Вход и двор дома находятся с обратной стороны и открываются торжественными воротами. Замечательны баллюстрада с вазами, орнамент, пилястры ордерной системы, руст с арками цокольного этажа. Прекрасен богато декорированный круглый купол с парными колоннами. В архитектуре боковых флигелей видно влияние античной традиции: они решены как портик с фронтоном.
Разнообразны ордерные решения разных этажей, флигелей и главного корпуса. Переплетение барочной живописности и классицистической строгости делает это здание неповторимо красивым.
Церковь Владимирской Богоматери в Быково под Москвой
Замечателен дом Юшкова на углу Мясницкой улицы в Москве: оригинальна его полукруглая ротонда, выходящая на улицу.
В 19 в. этом здании будет расположено Училище живописи, ваяния и зодчества, которое окажет огромное влияние на русское искусство. Павел Первый нашел отставленного от дел зодчего, и Баженов принял участие в работе над Михайловским замком в Петербурге. Он спроектировал въездные флигели со стороны Садовой улицы. Павел дал зодчему имение Глазово под Павловском, где архитектор и скончался в год рождения Пушкина. Могила его затерялась.
Казаков Матвей Федорович
Наиболее яркий выразитель идей московского классицизма. Он учился только в школе Ухтомского, работал помощником Баженова на строительстве Кремлевского комплекса, где прошел великолепную школу у великого архитектора. Казаков не закончил ни Академии, ни университета, но позже сам основал первое архитектурное училище.
Крупнейшие постройки Казакова:
Здание Сената в Кремле (1776 – 1787)
Церковь Митрополита Филиппа (1777 – 1788)
Здание Благородного собрания (80-ые годы)
Голицынская больница (1796 – 1801)
Старое здание университета (сгорело)
Петровский подъездной дворец на Петербургском шоссе.
Всего Казаков построил около 100 зданий.
Здание Сената в Кремле
Треугольная форма вписана в комплекс уже имеющихся зданий Кремля.
Вершина треугольника стала круглым залом с огромным куполом (в диаметре – 24 метра и высота 28 метров). Купол ориентирован на Красную площадь, определив центр всей площади. Протяженный фасад равномерно расчленен крупными деталями ордера. Портал оформлен в виде портика со сдвоенными колоннами и треугольным фронтоном. Сочетание портика с фронтоном и круглым куполом станет традиционным для русского классицизма.
Голицынская больница (Первая градская) на Калужской улице.
Соединены здание больницы и церкви. Боковые крылья здания ничем не обработаны, а в центре мощная колоннада дорического ордера, треугольный фронтон, над которым возвышается барабан церковного купола.
В здании Благородного собрания (Дворянское собрание) наиболее оригинален Колонный зал. Он отличается обширностью и высотой. Это главное помещение интерьера. Облик зала определяет коринфская колоннада, повторяющая очертания зала. Она выделяет центральное пространство, предназначенное для балов и приемов. Колонны сделаны из искусственного белого мрамора, который сияет белизной. Это придает залу радостный характер.
Петровский дворец
В решении этого дворца казаков воплотил свои искания в мавританско-готическом стиле, начатые еще Баженовым. Облик этого здания определяют красный цвет кирпича и белый декор в восточном стиле.
Имя М.Ф.Казакова прочно связано с классицистической Москвой, потому что именно его лучшие здания создали образ города екатерининской эпохи — барского, «допожарного».
Наиболее известными казаковскими усадьбами были дом на Гороховой улице богача-заводчика Ивана Демидова, сохранивший великолепную золочёную резьбу парадных интерьеров, дом заводчика М.И.Губина на Петровке, усадьба Барышниковых на Мясницкой.
Казаковская городская усадьба — большое, массивное, почти лишенное декора здание с колонным портиком — дом, доминирующий над остальными хозяйственными и надворными постройками. Обычно он располагался в глубине обширного двора, а флигели и ограды выходили на красную линию улицы.
И. Е. Старов (1745 – 1808)
Вместе с Баженовым в Петербург в академию из Москвы приехал Иван Старов. Вслед за Баженовым он отправился в Италию. Затем вернулся и работал в Петербурге.
Это была эпоха «золотого века» дворянства. Идея представительной монархии рухнула, и все большее значение приобретает строительство загородных усадеб, дворцов, особняков.
Самое знаменитое строение Старова – Таврический дворец на Шпалерной улице в Петербурге (1783 – 1789).
Тип трехпавильонного жилого дома. Состоит из главного корпуса и боковых флигелей. Эта схема станет основной для строительства учебных заведений и царских дворцов времен классицизма.
Фасад дворца суров и строг. Проста дорическая колоннада шестиколонного портика (колонны без канеллюр), портик увенчан куполом, метопы пустые. Эта строгость контрастирует с роскошью интерьера.
Из прямоугольного вестибюля через торжественные «врата» зритель попадал в восьмиугольный зал, затем в поперечно ориентированную огромную галерею с закругленными торцами галерею, обнесенную двойным рядом колонн. Позади дворца был разбит сад.
Собор святой Троицы в Александро-Невской лавре
Однокупольный храм с двумя двухъярусными башнями-колокольнями решён в формах раннего классицизма. Внутреннее пространство собора, крестообразное в плане, разделено на три нефа массивными пилонами, поддерживающими своды. Собор увенчан куполом на высоком барабане. В общую композицию включены две монументальные колокольни, возвышающиеся по сторонам лоджии главного входа, оформленной портиком из 6 колонн римско-дорического ордера. Фасады обработаны пилястрами и неглубокими филёнками.
Князь-Владимирский собор
Под руководством архитектора И. Е. Старова, который внёс изменения в оформление фасадов храм был перестроен. 1 октября 1789 года новый собор освятили в честь святого князя Владимира.
Храм — памятник архитектуры в стиле, переходном от барокко к классицизму. Главный объём собора увенчан мощным пятиглавием, интерьер разделен пилонами на три нефа, стены расчленены пилястрами дорического ордера.
Архитектура конца XVIII века России.
К концу 18 века классицизм оставался господствующим стилем в русской архитектуре. В это время формируется строгий классицизм, ярчайшим представителем которого был Джакомо Кваренги.
Джакомо Кваренги (1744 – 1817)
Он приехал в Россию в 80-ые годы. На родине, в Италии Кваренги был поклонником римской античности, идей городских особняков и частных усадеб. Кваренги выступил не только как создатель замечательных архитектурных произведений, но и как теоретик архитекутры.
Главные его принципы следующие:
1.Трехчастная схема жилого или административного здания включает в себя центральный корпус и два симметричных флигеля, соединенных с центральным корпусом прямыми или скругленными галереями.
2.Центральный корпус отмечен портиком. Таково здание Академии наук в Петербурге, построенное Кваренги, новое здание для института благородных девиц – Смольный институт рядом со старым монастырем работы Растрелли.
Академия наук
Смольный институт
3.Здание – параллелепипед, чаще всего в три этажа.
4.Отсутствуют богато декорированные угловые композиции, границы фасада – простые углы, грани объема гладкие, ничем не украшенные плоскости, окна прямоугольные или трехчастные, оконные проемы без обрамления, иногда увенчаны строгими треугольными фронтончиками – сандриками.
5.На фоне гладкой, чистой поверхности – портик большого или гигантского ордера, обнимающего всю высоту здания. Он смотрится как единственная декорация. Портик увенчан фронтоном, крайние точки которого иногда акцентированы вертикалями статуй.
6 .Колонны решительно отодвигаются от стены для большого прохода и плавно поднимающегося к нему пандуса.
7.Колонны лишены каннелюр, мощность воздействия усилена. Иногда колоннада самодовлеет. Такова колоннада Александровского дворца в Царском Селе
Эти принципы Кваренги реализовал в своих постройках в городе и в его окрестностях.
Винче́нцо Бре́нна (1745—1820)
Художник-декоратор и архитектор, по происхождению итальянец. В России работал в 1783—1802 годах. Участвовал в строительстве и отделке помещений дворцов в Павловске и Гатчине (Большой Гатчинский дворец), Михайловского замка в Санкт-Петербурге (совместно с В. И. Баженовым). Был архитектором Румянцевского обелиска на Марсовом поле, теперь на Васильевском острове.
Михайловский (Инженерный )замок
В плане замок представляет квадрат со скругленными углами, внутрь которого вписан центральный восьмиугольный парадный внутренний двор. Главный въезд в замок находится с юга. Три расположенных под углом моста соединяли здание с находящейся перед ним площадью. Через ров, окружавший площадь Коннетабля с памятником Петру I в центре, был переброшен деревянный подъёмный мост, по обоим сторонам которого стояли пушки. За памятником — ров и три моста, причем средний мост предназначался только для императорской семьи и иностранных послов и вёл к главному входу. «Российский император, задумывая его возведение, отталкивался от распространенной в европейских столицах схемы построения прямоугольного в плане замка с прямоугольным же внутренним двором и круглыми угловыми башнями»
Чарльз Камерон (1740 – 1812)
В 1779 году он был приглашен в Россию. Камерон умел сочетать архитектуру и природу, гармонию целого и миниатюрную деталь. Он проявил себя в загородном строительстве, создании дворцовых ансамблей, небольших павильонов, в искусстве интерьера.
В Царском Селе к уже созданному Растрелли дворцу он добавляет комплекс из так называемой Камероновой галереи, Агатовых комнат, висячего сада, к которому ведет специальный пандус большой длинны, холодных бань в первом этаже. Все это вместе создает уголок античности на русской почве, приют вдохновения утонченной просвещенной натуры.
Камеронова галерея и Агатовые комнаты вдали
В здании Камероновой галереи интересны широко расставленные тонкие колонны ионического ордера, они придают необыкновенную легкость верху, вознесенному на тяжелых аркадах, облицованных серым пудожским камнем. Основу образа составляет контраст шероховатой грубой поверхности облицовки и нежно-палевого тона стен, белыми филенками (тонкие доски в раме) и медальонами – контраст силы и хрупкости. В интерьере Большого дворца Камерон впервые использовал в России греческий ордер, что скажется уже в 19 веке.
Другая сторона деятельности Камерона – Павловский ансамбль.
Дворец представляет из себя квадрат с круглым залом в центре, галереи охватывают пространство двора. Дворец поставлен на высоком холме над речкой Славянкой. Кваренги взял за основу распространенный тип итальянской виллы с плоским куполом, но переосмыслил идею в духе русской загородной усадьбы. Дворец создавался вместе с английским парком. Парк пересекают неторопливые воды речки Славянки. Через речку перекинуты мосты. По берегам склоняются темные кроны ив, берега заросли камышом. Лиственные и хвойные породы создают в любое время года новую гамму цвета, а специальные места дают простор для разнообразия видов. Особенной красотой и сочетаемостью с пейзажем отличается мраморная и бронзовая скульптура, украшающая парк, ряд замечательных павильонов, среди которых особое место занимают «Храм дружбы» и павильон «Трех граций».
Русский классицизм и его мастера в архитектуре
1. Русский классицизм и его мастера в архитектуре
Презентация Артема Моджарова 11г2. Зарождение классицизма
С приходом к власти Екатерины II в России началразвиваться классицизм – стиль, заимствованный у Европы.
К середине 18 века в российском обществе
сформировалось мировоззрение, которое способствовало
развитию классицизма в архитектуре России, в моде были
идеи рационализма, возрос интерес к античности.

Пашков дом
Казанский собор, 1896 г.
Параметр
Признак
Преобладающие
и модные цвета
Белый, насыщенные цвета; зеленый, розовый,
пурпурный с золотым акцентом, небесно-голубой
Линии стиля
классицизм
Строгие повторяющиеся вертикальные и
горизонтальные линии; барельеф в круглом
медальоне, плавный обобщенный рисунок, симметрия
Форма
Четкость и геометризм форм, статуи на крыше,
ротонда, для стиля ампир — выразительные
помпезные монументальные формы
Характерные
элементы
интерьера
классицизма
Сдержанный декор, круглые и ребристые колонны,
пилястры, статуи, античный орнамент, кессонный
свод, для стиля ампир военный декор (эмблемы),
символы власти
Конструкции
Массивные, устойчивые, монументальные,
прямоугольные, арочные
Окна классицизма Прямоугольные, удлиненные вверх, со скромным
оформлением
Двери стиля
классицизм
Прямоугольные, филенчатые; с массивным
двускатным порталом на круглых и ребристых
колоннах; возможно украшенные львами, сфинксами
и статуями.

4. Периодизация русского классицизма
1.2.
3.
Ранний классицизм
(Екатерининский ранний
классицизм)— 1760-1780
Зрелый классицизм
(Екатерининский строгий
классицизм) — 1780-1800
Высокий классицизм и ампир
(Александровский
классицизм) — 1800-1812 и
1812-1840
5. Ранний классицизм
Начало положила Академия, она была учреждена в Москвев 1757 г. графом И. Шуваловым, но ее превращение в
подлинно учебное и научное учреждение связано с
екатерининским временем. Дабы исторически утвердить
этот факт, в 1764 г. состоялось официальное открытие
Академии художеств в Петербурге.
Здание Академии художеств (1764-1788 гг.)
6. Ранний классицизм
Классицизм в архитектуре РоссииКлассицизм в архитектуре Франции
В начале 18 в. отмечено творческое обращение (в архитектуре Петербурга) к
градостроительному опыту французского классицизма 17 в.
Архитектуре классицизма в целом присуща регулярность планировки и
четкость объемной формы.

ордер, в пропорциях и формах близкий к античности.
7. Архитекторы, шедевры русского классицизма
Среди ярких представителей русского направлениястиля особого внимания заслуживает творчество: В.
Баженова (1738 – 1799), М.Казакова (1738 – 1812), И.
Старова(1748 – 1808).
В ранний период классцизма в его развитии играли
большую роль Ж. Валлен-Деламот, А. Кокоринов,
построившие Академию художеств в Петербурге (1764
– 1788). В некоторых элементах фасада еще
чувствуется влияние барокко (есть вогнутые и
выпуклые элементы, лепнина, статуи), однако на
фасаде появились пилястры, колонны рассредоточены
вдоль всего фасада.
Архитектор Антонио Ринальди построил Мраморный
дворец в Санкт-Петербурге, (1768—1785).
8. Дворец Г.А.Демидова.
Ж.Б.Валлен-Деламонт. А.Ф.Кокоринов.9. Анто́нио Рина́льди
Ринальди был родом изСреди работ Ринальди нет ни одного
Неаполя или его
сооружения с совершенно гладкой
окрестностей, так как
стеной, прорезанной
Ванвителли брал в ученики
прямоугольниками окон и дверей, и с
только уроженцев этих мест.

портиком-накладкой.
Италии Ринальди участвовал в
строительстве римского
монастыря св. Августина,
руководил возведением
собора монастыря св.
Магдалены в Пезаро.
В Петербург Ринальди
приехал 22 июня 1751
Манера мастера отличалась
рационализмом и в
определенной степени
консерватизмом. Это видно,
например, по ордеру
(колонны, пилястры и
лопатки), основному элементу
«итальянского вкуса.
Антонио Ринальди Орловские ворота в Пушкине
(1777 – 1782 гг)
10. Антонио Ринальди. Мраморный дворец
(1768-1785 гг.)11. Антонио Ринальди. Китайский дворец в Ораниенбауме
(1762-1768 гг.)12. Василий Иванович Баженов
В. И. Баженов (1735 – 1799)получил образование за
границей, где в то время в моду
входил новый стиль.
Вернувшийся в страну Баженов
стал внедрять классицизм в
России.
По приказу Екатерины он
занялся перепланировкой
Большого Кремлевского дворца
в Москве: императрица
планировала превратить
Кремль в подобие римского
Форума.

проектированием продолжалась
до восстания Пугачева, затем
проектирование прекратилось.
По приказу Екатерины он занялся
перепланировкой Большого
Кремлевского дворца в Москве:
императрица планировала
превратить Кремль в подобие
римского Форума. Работа над
проектированием продолжалась до
восстания Пугачева, затем
проектирование прекратилось.
Большой Кремлёвский дворец. Москва.
13. Василий Иванович Баженов
Одно из самых известных сооружений Баженова в стилерусский классицизм – дом Пашкова в Москве (1784 – 1786
гг.). У здания было два фасада: торжественный, выходящий
на проезжую часть, и для внутреннего пользования,
обращенный во двор. Дом оформлен балюстрадой с вазами,
орнаментом, пилястрами ордерной системы, рустами с
арками цокольного этажа.
Здание имело декорированный круглый купол с парными
колоннами. Боковые флигели видно были решены как портик
с фронтоном. Разнообразны ордерные решения разных
этажей, флигелей и главного корпуса.

построено для капитан-поручика лейб-гвардии Семеновского
полка Петра Егоровича Пашкова — сына денщика Петра I. В
романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» терраса дома
Пашкова описана как место встречи Воланда и Азазелло.
14. Дом Пашкова. Москва. 1784 – 1786 гг..
Арх. В. Баженов15. Иван Егорович Старов
Самое знаменитое строение Старова в стиле русский классицизм –Таврический дворец на Шпалерной улице в Петербурге (1783 –
1789). Состоит из главного корпуса и боковых флигелей. Такая схема
проекта станет основной для строительства учебных заведений и
царских дворцов времен классицизма. Фасад дворца выглядит
строгим, украшен дорической колоннадой шестиколонного портика,
портик увенчан куполом.
16. Матвей Федорович Казаков
М.Казаков — яркий выразитель идей русского классицизма вархитектуре (1738 – 1812). Он был помощником Баженова при
проектировании Кремлевского комплекса.
Наиболее известное строение Казакова в стиле русский классицизм здание Сената в Кремле (1776 – 1787).

комплекс уже имеющихся зданий Кремля. Вершина треугольника стала
круглым залом с огромным куполом (в диаметре – 24 метра и высота
28 метров). Купол ориентирован на Красную площадь, определив
центр всей площади. Сочетание портика с фронтоном и круглым
куполом станет традиционным для русского классицизма. Другим не
менее известным заданием, спроектированным М. Казаковым
является Голицынская больница (Первая градская) на Калужской
улице (1796 – 1801) (ныне Лениский проспект). В центре строения
мощная колоннада дорического ордера, треугольный фронтон, над
которым возвышается церковный купол.
17. Матвей Федорович Казаков
Петровский путевой дворец на Петербургском шоссе — не менеезнаменитый шедевр гениального архитектора. Петровский дворец
имеет черты романтического стиля в соединении с русским
классицизмом. Красный цвет кирпичного фасада сочетается с белым
декором в восточном стиле
18. Голицынская больница
(1796 – 1801)19.

20. Схема Здания Сената в Кремле
21. Зрелый классицизм
(Екатерининский строгийклассицизм) — 1780-1800
Пик русского классицизма в
архитектуре характеризует
изысканная простота форм и
имперское величие. На
примере успешных работ
великих итальянцев и
французов в России
сформировалась своя школа
великих архитекторов.
Россия стала не только
Империей, но и вполне
европейской державой с
собственной архитектурой.
Настало время, когда за
новым в архитектурной
практике ехали не из России,
а в Россию.
Пик русского классицизма в архитектуре
характеризует изысканная простота
форм и имперское величие. На примере
успешных работ великих итальянцев и
французов в России сформировалась
своя школа великих архитекторов.
22. Баженов Василий Иванович
В рассматриваемый период выдающимися зодчими России былисозданы архитектурные творения, являющиеся достоянием не только
России, но и всего мира.

Василий Иванович (1737-1799) – строительство Большого
Кремлевского дворца и здания коллегий на территории московского
Кремля. Несмотря на то, что выдающийся замысел осуществлен не был,
его значение для судьбы русской архитектуры было велико, прежде
всего, для окончательного утверждения классицизма как основного
стилистического направления в развитии отечественного зодчества.
Создание в подмосковном селе Царицыно загородной царской
дворцово-парковой резиденции. Все строения ансамбля расположены
на пересеченной местности, части которой соединены двумя
фигурными мостами, благодаря чему сложилась единая,
необыкновенно красивая панорама, не имеющая аналогов в истории
архитектуры. Завершением творчества Баженова был
проект Михайловского замка в Петербурге (1797-1800 гг.). Замок был
выстроен без участия зодчего управляющим строителем был
В.Ф.Бренна, который внес существенные изменения в трактовку
главного фасада.

23. Большой Кремлёвский дворец. Москва.
Архитектор В.И. БаженовПлан реконструкции
Московского кремля.
Архитектор В.И. Баженов
25. Царская резиденция в с. Царицыно.
Архитектор В.И. Баженов26. Двор Михайловского замка. Петербург.
Архитектор В.И. Баженов27. Волков Федор Иванович
Архитектор Волков Ф.И. (1755-1803 гг.) к 1790 году разработалобразцовые проекты казарменных зданий, подчинив их облик
принципам классицизма.
Самыми крупными
произведениями
являются здание
Морского Кадетского
корпуса (1796-1798 гг.)
на набережной Невы.
Ансамбль Главного
Почтамта в
Петербурге(1782-1789
гг.)
28. Высокий классицизм
(Александровский классицизм) — 1800-1812 и 1812-1840Александровский классицизм — историко-региональный стиль
русского искусства начала XIX века. Проявился, главным образом,
в архитектуре и декоративно-прикладном искусстве Петербурга
до начала Отечественной войны 1812 г.

художник и историк искусства И. Грабарь в 1912 г.
Другие историки архитектуры называют этот неповторимый
стиль, следующий за екатерининским классицизмом, либо просто
русским классицизмом, либо «высоким классицизмом».
Последнее определение менее содержательно. Еще неудачнее
называть этот стиль «русским ампиром». Особенности
«довоенного» архитектурного стиля самого начала XIX века
связаны с иными источниками, идеями и деятельностью одного
из самых выдающихся русских государей — императора
Александра I Павловича (годы правления 1801-1825).
29. Казанский Кафедральный собор
architect Voronihin(1801-1811),
В Российской империи этот стиль появился при Александре I. Приглашение
архитекторов-иностранцев в Россию было частым явлением, поскольку среди
титулованных особ это было модно, а в начале XIX века в России существовало
увлечение французской культурой. Для возведения Исаакиевского
собора Александр I пригласил начинающего французского архитектора Анри
Луи Огюста Рикар де Монферрана, впоследствии ставшего одним из
основоположников «русского ампира».

Русский ампир получил разделение на московский и петербургский, причем
такое деление определялось не столько территориальным признаком, сколько
степенью отрыва от классицизма — московский стоял к нему ближе. Наиболее
известным представителем петербургского направления ампира стал
архитектор Карл Росси, среди других представителей этого стиля принято
называть архитекторов Андреяна Захарова, Андрея Воронихина, Осипа
Бове, Доменико Жилярди, Василия Стасова, скульпторов Ивана
Мартоса, Феодосия Щедрина. В России ампир главенствовал в архитектуре до
1830—1840 гг.
31. Замысел Ампира
Ампир относится к так называемым«королевским стилям». Особенность
архитектурного ампира заключается в
обязательном наличии колонн, пилястров,
лепных карнизов и других классических
элементов, а также мотивов,
репродуцирующих практически без
изменений античные образцы скульптуры,
подобные грифонам, сфинксам, львиным
лапам и тп. Данные элементы
располагаются в ампире упорядоченно, с
соблюдением равновесия и симметрии.

Художественный замысел стиля с его
массивными лапидарными и
монументальными формами, прямым
влиянием художественных форм прежде
всего Римской империи, а также Древней
Греции и эллинизма, был призван
подчёркивать и воплощать идеи
могущества власти и государства, наличия
сильной армии.
32. Московские триумфальные ворота в Петербурге.
Московские триумфальные ворота вПетербурге.
1834—1838 гг.
33. Джакомо Кваренги
Д. Кваренги — представитель строгого классицизма в архитектуре России.Итальянец Кварнеги (1744 – 1817гг.р), приехавший в Россию в 80-е гг.
Основные принципы, которых придерживался зодчий в своих
работах:
— Схема жилого или административного здания в его проектах включает
центральный корпус и два симметричных флигеля, соединенных с
центральным корпусом прямыми или скругленными галереями.
— Здание представляет собой параллелепипед и обычно имеет три этажа.
Центральный корпус украшен портиком.

в Петербурге, новое здание Института Благородных девиц.
— Смольный институт. Портик увенчан фронтоном, крайние точки
которого архитектор подчеркивал вертикалями статуй. — В фасадах
отсутствуют богато декорированные угловые композиции. Плоскости ничем
не украшены.
— Окна прямоугольные или трехчастные, оконные проемы без обрамления,
иногда увенчаны треугольными фронтончиками – сандриками.
— Колонны отодвинуты от стены, лишены каннелюр.
Эти принципы Кваренги реализовывал в своих постройках в стиле русского
классицизма.
34. Академия наук в Санкт-Петербурге
Квкаренги35. Екатерининский институт благородных девиц
Кваренги36. Смольный институт
37. Чарльз Камерон
(1740 – 1812) приехал в Россию в 1779 г. К работезодчего в стиле русского классицизма относится комплекс в
Царском селе (пристроенный к дворцу, созданному Растрелли), в
который вошла Камероновая галерея.
Камероновая галерея имеет широко расставленные тонкие
колонны ионического ордера, которые придают легкость верху,
вознесенному на аркадах, облицованных серым пудожским
камнем.

поверхности облицовки и палевого тона стен, белыми филенками и
медальонами. Другая работа Камерона — Павловский ансамбль.
За основу зодчий взял итальянскую виллу с плоским куполом.
Дворец представляет собой квадрат с круглым залом в центре,
галереи охватывают пространство двора. Классицизм в
архитектуре России сыграл большую роль в создании облика
Москвы. Петербурга и провинции. Созданные два века назад
здания до сегодняшнего дня сохраняют свою привлекательность, в
них размещены учебные и государственные заведения, музеи.
38. Павловский ансамбль
39. Камеронова галерея
40. Сталинский Ампир
Возрождение ампирав перерождённых
формах произошло в
России
в советское время, в
период от середины
1930-х до середины
1950-х годов. Данное
направление ампира
также известно как
«сталинский ампир».
Министерство иностранных дел.
41. Главное здание МГУ.

Хряков.
42. Триумфальная Арка
43. Совет Министров СССР
44. Спасибо за внимание!
Наиболее важными прогрессивнымитрадициями русского зодчества, имеющими
огромное значение для практики поздней
архитектуры, являются ансамблевость и
градостроительное искусство. Если
стремление к формированию
архитектурных ансамблей первоначально
носило интуитивный характер, то в
дальнейшем времени оно стало
осознанным.
искусный русский классик — Да!
Римский дом (2006 г.), первый крупный проект Михаила Филиппова в Москве. (YouTube)
Историк Джеймс Стивенс Керл, автор книги « Making Dystopia » (2018), наиболее полной критической истории современной архитектуры, прислал мне чудесное видео классической работы русского архитектора Михаила Филиппова. Его работа была описана как «пиранезианская», что является отсылкой к итальянскому художнику эпохи Возрождения, специализировавшимся на воображаемых классических сооружениях и руинах, которые, кажется, были взяты из его собственных снов. Элементы причудливого стиля Филиппова напоминают об этом качестве, но его законченные работы далеко не руины, и в мире, утомленном нашей унылой застроенной средой, все это кажется сказочным, даже утопическим. Но это реально.
В получасовом видео Филиппов описывает свою работу на русском языке с субтитрами. На нем представлено множество эскизов крупных городских застроек, которые его попросили представить в начале его карьеры, начавшейся в качестве художника и архитектурного визуализатора. Некоторые из его незавершенных проектов находятся на набережной России. Он сочетает свои рисунки с кадрами того, что было на самом деле построено, его видение прокручивается влево вверху с той же скоростью, что и сегодняшний вид, прокручивающийся влево внизу. Это душераздирающие эпизоды. Он говорит:
Мы живем в эпоху, свободную от архитектуры, которая нам нравится, и нам нет дела до архитектуры нашего времени. Нам может понравиться многое в наших современных районах. Мы любим их за обилие зелени, свежий воздух, детские сады, детские площадки, автостоянки и т.
д., но не за архитектуру. Если мы хотим увидеть архитектуру, мы должны ехать в центр или путешествовать по историческим местам, таким как Санкт-Петербург, Венеция, Париж и другие. Там мы можем увидеть настоящую архитектуру, которой не хватает в наших современных местах. Это уникальная ситуация в истории человечества. Во все времена люди предпочитали архитектуру своей эпохи. Сегодня вся архитектура городских центров во всем мире законодательно объявлена памятниками архитектуры. Они должны быть сохранены. И они по-прежнему являются центрами политической, экономической и культурной жизни. Чем ближе к центру, тем выше стоимость жилья. И самое главное, там ничего нельзя снести. Например, тщательно восстановлены все исторические центры, памятники и старые постройки, разрушенные во время Второй мировой войны. Ни одно произведение современной архитектуры не будет восстановлено таким образом, поскольку оно никогда не воспринималось как настоящая архитектура.
Верно. Тем не менее я подозреваю, что описание Филипповым зданий, сохранившихся в большинстве исторических центров городов, особенно по эту сторону Атлантики, несколько оптимистично, но пока оставим это. Он описывает идеал.
В 18:30 видео начинают показывать его законченные работы, дополненные его рисунками. «Римский дом» (2006 г.), «многофункциональный жилой комплекс» (терминология подрывает его элегантность), был первым крупным проектом Филиппова в Москве. «Городской регламент разрешал не выше четырехэтажных домов лицом к Казачьему переулку и семиэтажных домов сзади. Это изменение высоты я отразил в круглом дворе с выступающей вверх колоннадой». Следующий построенный проект заполняет территорию бывшего завода в Москве и выглядит еще более внушительно, а следующий, проект социального жилья для офицеров, повторяет монументальность его первого московского проекта и еще более импозантен. .
В видео Филиппов также описывает некоторые из своих методов изготовления и строительства. Некоторые говорят, что результат получился тонким, недостаточно артикулированным, но то, что они видят на некоторых фотографиях, это, я думаю, не отсутствие глубины в деталях и фенестрации, а влияние на поверхности нехватки времени и погоды.