Ар деко в архитектуре – 10 зданий в стиле ар-деко по всему миру

Ар-деко или арт-деко? Гид по интерьерным терминам

Вы когда-нибудь задумывались, как правильно: ар-деко или арт-деко? А знаете ли вы, что такое фахверк и как возник поп-арт? Отвечая на эти и другие вопросы, мы собрали для вас подборку из интересных и полезных интерьерных терминов

Ар-деко

Стиль, чьё название вызывает так много споров, появился во Франции после Международной выставки декоративного искусства и промышленности в 1925 году. Ар-деко ознаменовал конец эпохи Первой мировой войны и начало нового эпизода в истории декоративного искусства. Эклектичный и эффектный, этот стиль покорил творческую элиту и стал модным в области архитектуры и дизайна. Его отличительная черта – смешение модернизма, неоклассицизма и даже футуризма и конструктивизма. Но этим ар-деко не ограничивается: постепенно в этот стиль вливались экзотические, восточные и исторические мотивы. В 20-х годах были сделаны многие интересные археологические открытия, например, гробница Тутанхамона – и это возродило увлечение европейцев культурой древности.

В ар-деко сочетаются кубизм, модернизм и даже экзотика – так что же объединяет этот стиль? Использование дорогих современных материалов, геометрические линии и изящный шик. Именно свобода мысли и размытые правила сделали этот стиль таким неповторимым и запоминающимся. Как воплотить ар-деко в интерьере? Выбирайте мебель на стыке модернизма и неоклассики, избегайте ярких цветов, используйте благородные металлы и этнические мотивы в декоре.

Так почему же правильно говорить ар-деко, а не арт-деко? Ответ прост: название стиля пришло в русский язык из французского, а там буква «т» не произносится.

Фахверк

Незнакомое название? Тем не менее, оно означает привычный дизайнерский приём – открытые балки в интерьере. Это направление возникло в архитектуре в XIV веке, и с тех пор к нему не раз возвращались. Вы наверняка видели такие дома, с выступающими наружу балками, в городах и деревнях северной Европы.

Сейчас фахверк стал самостоятельным интерьерным направлением. Чем он привлекает дизайнеров? Натуральными материалами, простотой и, конечно, оригинальным декоративным решением – выступающими балками. Их можно использовать при организации сценариев освещения, покрасить в контрастный цвет или оставить без дополнительного оформления.

Кому подойдёт фахверк? Во-первых, тем, кто живёт загородом – в квартире такой приём реализовать сложно. Во-вторых, тем, кто любит природные материалы и простоту отделки. Фахверк отлично впишется в кантри, бохо и может стать элементом интерьера в стиле лофт.

Ваби-саби

Как вы уже догадались, это течение в дизайне интерьеров пришло к нам из Японии. Ваби-саби – это и искусство, и способ понимания мира. Сторонники философии ваби-саби призывают отказаться от погони за новым и сосредоточиться на старых и проверенных временем вещах. Ищите красоту в несовершенстве: в чашке со сколами, в пожелтевшей фотографии, в потёртой мебели.

С японского ваби-саби переводится по-разному, одно из наиболее частых толкований – «скромная красота». Основные принципы этого направления: простота, функциональность и несовершенство. Посмотрите на окружающий мир и полюбите его таким, какой он есть, со всеми недостатками – в этом заключается дух ваби-саби.

Как создать интерьер в духе ваби-саби? Всё достаточно просто. Начните с расхламления и избавьтесь от всего лишнего. После этого наполните свой дом милыми сердцу предметами. Если вам захочется добавить в обстановку мебель или декор, сначала поищите среди старых вещей. Если ничего не нашли, то попробуйте создать нужное своими руками – даже если результат не будет похож на то, что вы видите на страницах модных интерьерных блогеров. С точки зрения ваби-саби, такая несовершенная вещь будет иметь гораздо большую ценность, чем то, что вы можете купить.

Разумеется, если вы не готовы делать мебель, посуду и декор своими руками, то заставлять себя не нужно. При выборе ориентируйтесь на простоту и скромность предметов, отдавайте предпочтение натуральным материалам и спокойной цветовой гамме.

Поп-арт

Полная противоположность ваби-саби – поп-арт. Этот стиль критиковали за излишнюю любовь к китчу и эксцентричности, называли вульгарным и потакающим прихотям общества потребления, но он всё же вдохновлял многих деятелей искусства. Поп-арт возник в конце 50-х годов прошлого века в США и Западной Европе. Он стал воплощением бунта против абстрактного экспрессионизма – его сюрреалистичности и беспредметности. Художники, скульпторы и декораторы, творившие в стиле поп-арт, использовали обычные предметы массовой культуры – и помещали их в необычный контекст, меняли размеры, в общем, ломали привычные представления о действительности.

Как создать интерьер в стиле поп-арт? Экспериментируйте. Попробуйте добавить красочные картины и постеры в качестве декора, используйте предметы необычной формы. Особенно хорошо будет смотреться игра контрастов: разместите в светлой комнате яркую мебель. Поп-арт не боится оригинальных сочетаний и нестандартных решений – ваша фантазия ничем не ограничена.

Вам также будет интересно:

5 правил стиля, которые работают в интерьере

Интерьер от Chanel: 5 приемов, которые вне времени

Кинфолк: стиль жизни

www.westwing.ru

Теория стилей: арт-нуво vs арт-деко (2)


В одном из нынешних журналов по архитектуре этот стиль назвали в описании новейших интерьеров «оригинальным и нерастиражированным стилем ар-деко». На самом деле стиль переживает уже не первое возрождение. Т.н. «последний роскошный стиль европейских столиц» снова в моде. В свое время он подарил людям иллюзию красивой и беззаботной жизни, наполненной прекрасными вещами. Возможно, поэтому интерес к ар-деко не утихает до сих пор. Конструктивизм архитектуры Ле Корбюзье, изысканная мебель Рульмана, красочные костюмы Поля Пуаре, элегантные аксессуары Картье и Бушерона, минимализм дизайна школы Баухауза, небоскребы Америки, обтекаемый, агрессивный дизайн машин, интереры "Титаника" – все это считают приметами одного стиля, именуемого эпохой ар-деко.

Но обо всем по порядку, начиная с истории появления этого стиля.

АР-ДЕКО И АР-НУВО

Стили ар нуво и ар-деко часто путают. Изящная чувственность стиля ар нуво царила в искусстве 20 лет, начиная с 1890-х гг. до 1-й мировой войны 1914 г., а стиль ар-деко датируется 1914 - 1938 годами. Ар нуво черпал свои формы в живой природе, вдохновляясь капризными силуэтами и контурами растений, цветов, насекомых, птиц.

Война вытеснила эту чувственность. В искусстве стали использоваться новые технологии и новые материалы, мягкая линеарность уступила место стремительной геометрии. Стиль ар-деко не всегда было принято обозначать как самостоятельный. Его истоки естественным образом трансформировались из стиля ар нуво. Стиль отчасти продолжил традиции ар нуво, вместе с тем на него оказали влияние кубизм, народное американское искусство и дизайн бурно развивавшегося в то время машино- и самолетостроения.

Законы построения жилого пространства в ар-деко следуют тем же принципам, что и обстановка дома в стиле модерн. Его особенностью было и остается наличие композиционного центра интерьера. Как правило, эту роль выполняли гостиная и рабочий кабинет, позволявшие задействовать множество предметов и аксессуаров, на первый взгляд не обладающих особой функциональной значимостью. С одной стороны, ар-деко «ратовал» за очищение от декоративности «растительного» модерна, с другой – конкурировал с эстетикой целесообразности и строгих утилитарных форм.

Для ар-деко, как и для стиля модерн в целом, характерны сложные переходы с этажа на этаж и винтовые лестницы, наличие нескольких уровней в одном и том же помещении и обнаруживаемые внезапно потайные комнаты, замысловатой формы оконные переплеты и обязательно изломанная крыша. Что уж говорить про зимний сад в доме, который считался едва ли не обязательным элементом, или просторную застекленную террасу?

НОВЫЙ СТИЛЬ

Ар-деко, варианты: ар деко, арт деко, арт-деко (фр. art déco букв. «декоративное искусство», название происходит от Exposition Internationale des Arts Décoratifs et Industriels Modernes - «Международная выставка современных декоративных и промышленных искусств (Париж, 1925 г., где демонстрировались последние достижения архитектуры и прикладного искусства) - течение в декоративном искусстве первой половины XX века, проявившееся в архитектуре, моде и живописи.

Термин «ар-деко» возник спустя 30 лет после того, как сам этот стиль захватил Европу и Америку. До шестидесятых об ар-деко во Франции говорится как о «ретро», в Америке оно определяется как «джаз модерн» или «стримлайн модерн». В свое время он назывался - современный стиль, «обтекаемый модерн», шведский, голландский, итальянский, чешский, английский, позднее «стиль Риц». Через несколько лет популярность Ар-деко дошла до Голливуда и появился «стиль звезд», так произошло всемирное признание стиля. Считается, что термин «ар-деко» придумала Hilary Gelson, написавшая для The Times статью, озаглавленную «Ар-деко» и вышедшую в свет 2 ноября 1966 года.

Представлял собой синтез модерна и неоклассицизма. Данное направление пришло на смену конструктивизму. В Европе ар-деко становится популярным вместе с ростом послевоенного строительства, охватывает целые кварталы, где живут состоятельные люди. Стиль возник и развивался в трудные годы «потерянного поколения» между двумя мировыми войнами: времени духовной растерянности, пустоты первых послевоенных лет, предчувствия ужасов 2-й мировой войны, разочарования в современной цивилизации и утраты эстетических идеалов (вспомним произведения Э. Хэмингуэя, У. Фолкнера, Э. М. Ремарка). Альтернативой этим настроениям и стал новый стиль, призванный создавать иллюзию благополучия и «роскошной жизни». Это был последний «шикарный стиль» европейских столиц, сознательно ориентированный в прошлое.

В то же время после 1-й мировой войны подъем индустрии, развитие науки и техники изменили темп жизни, ее стиль, материальное окружение и в целом мироощущение человека. Немыслимая до этого скорость машин, поездов, строительство мощных заводов, появление самолетов, радиоприемников, кинематографа – все это не могло не действовать на сознание художника, рождало новую эстетику промышленного века. Эти годы отмечены необычайной творческой активностью, смелыми новаторскими проектами в области дизайна, поисками новой художественной формы. Отсюда и противоречивые сочетания прогрессивных и классических форм в рамках одного стиля. Некоторые исследователи считают ар-деко вариантом или ранней формой модернизма.

В Италии и Германии элементы стиля ар-деко, соединяясь с формами неоклассицизма, переросли в архитектуру «нового ампира» - стиля третьего Рейха. Ар-деко оказал влияние на художников французского стекольного завода Баккара и английской керамической мастерской Даултон. В России ар-деко проявил себя в работах скульпторов Н. Данько, И. Ефимова, В. Мухиной. «Советский ар-деко» представляли произведения из фарфора, металла, стекла с необычной для того времени обобщенностью и геометризацией формы, а также пышная декоративность набивных ситцевых тканей. В более поздних формах стиль сближается с геометрическим конструктивизмом. Правда в СССР это не стало течением в архитектуре, но все же некоторые образцы позднего ар-деко имеются - многие станции метро в Москве и Санкт-Петербурге выполнены именно в нем.

Стиль проявился в архитектуре коммерческих зданий, мест развлечений и отдыха, например, кинотеатрах и универмагах. Затем он стремительно распространился за море в столицы колоний, а также США. Ар-деко незаметно исчез после подъема массового производства, когда к нему стали относится как к кричащему, безвкусному и поддельно-роскошному. Окончательный конец этому стилю положили лишения 2-й мировой войны.

ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ЧЕРТЫ

Ар-деко объединил настолько разные явления в искусстве межвоенных лет, что не всегда просто свести их воедино. Потому в среде искусствоведов этот термин окончательно утвердился только в последней четверти ХХ в. Это единственный из стилей, у которого нет четких границ, его создатели черпали свое вдохновение из разных источников. Поль Ириб и Жак-Эмиль Рульманн по-новому увидели стиль Людовика XVI, Жюль Леле «приспосабливал» под европейские вкусы искусство Востока, а для Андре Гру моделью служила мебель эпохи Реставрации. Корбюзье написал об ар-деко: «Его создатели строят шикарный дворец, чтобы показать, как цветочный бутон, украшавший некогда ручку зонтика, красуется теперь на спинке кресла». Стиль представлял широкий диапазон всех возможных форм ретро и был открыт для индивидуальных решений. Здесь можно встретить элементы ампира, этнические африканские и египетские мотивы, соединение находок живописцев-постимпрессионистов, экспрессионистов, сюрреалисто

golden-twenties.livejournal.com

Выставка «Элегантность и роскошь ар-деко»: разбираемся в сложностях стиля.

Где и как возник стиль ар-деко, кто его основал, был ли он в молодом Советском Союзе — разбираемся в хитросплетениях стиля вместе с Софьей Багдасаровой.

Что такое ар-деко?

Ар-деко для «чайников». Галерея 6

Лист из альбома Feuillets d'Art. 1919

Ар-деко для «чайников». Галерея 6

Лист из альбома Les choses de Paul Poiret vues par Georges Lepape. 1911

Ар-деко для «чайников». Галерея 6

Лист из альбома Modes et Manières d'Aujourd'hui. 1914

Ар-деко, что по-французски значит «декоративное искусство», — название художественного стиля, который царил в Европе и Америке после модерна, между двумя мировыми войнами. Причем царил в основном в промышленном дизайне — моде, украшениях, плакатах, фасадах, интерьерах, мебели. Происходило это, пока «большое искусство» той эпохи экспериментиро­вало с экспрессионизмом, абстракционизмом, конструктивизмом и прочими -измами, которые, безусловно, гениальны, только видеть их постоянно в своей квартире не каждый сможет. А вещи ар-деко предназначены именно для повседневной жизни — очень богатой, роскошной и вальяжной, но все-таки повседневной.

Как узнать предмет в стиле ар-деко?

Ар-деко для «чайников». Галерея 5

Портсигары, пудреницы. 1930-е. Институт моды Киото

Ар-деко для «чайников». Галерея 5

Обложка журнала Vogue с «оптическим» платьем от С. Делоне. 1925. Пресс-служба Музеев Кремля

Ар-деко для «чайников». Галерея 5

Сумочки. Ок. 1910. Институт моды Киото

Эта вещь обязательно будет красивой — стильной, элегантной. Она сделана из материала с дорогой текстурой, но не кричаще роскошной, а просто ценной. Цвета будут сложных оттенков, черного — много. Нередко автор явно использовал линейку — но при этом умудрялся весьма изысканно скруглить все углы. Геометрические узоры строятся по тщательным пропорциям и умеют гипнотизировать. Еще зачастую есть вкрапления чего-то древнеегипетского или японского, но в каком-то странном дизайне: ар-деко любило перетолковывать экзотические культуры. (Кстати, «русская экзотика» тоже ценилась.) Нравился стилю и технический прогресс — поэтому тут и стилизованные поезда, летящие на огромной скорости, и винты самолетов и пароходов.

Стиль в моде

Ар-деко для «чайников». Галерея 1

Вечернее платье. Модельер Мадлен Вионне. 1927. Пресс-служба Музеев Кремля

Ар-деко для «чайников». Галерея 1

Вечернее платье. Модный дом Ланвэн. Около 1925. Пресс-служба Музеев Кремля

Ар-деко для «чайников». Галерея 1

Платье. Франция. Зима-1922. Модный дом «Сестры Калло»

Заметней всего ар-деко — в женской моде. В эпоху, когда царил этот стиль, женщины начали коротко стричься, окончательно освободились от жестких корсетов и кринолинов, талия то сползала на бедра, то задиралась под самую грудь, а юбка укоротилась до высоты совершенно неприличной, по мнению тех, кто помнил викторианскую мораль.

Создатели стиля — великие модельеры Поль Пуаре, Мариано Фортуни — цитировали кимоно, арабские тюрбаны и шаровары, античные хитоны и столы, средневековые плащи. Появились цельнокроеные вещи, везде были драпировки, тяжелые ткани, шик и блеск. В таких свободных вещах, расшитых переливающимся жемчугом, стеклярусом, стразами, бисером, было здорово танцевать новые бойкие танцы — фокстрот, чарльстон, танго. В общем, вспомним эпоху «Великого Гэтсби».

Стиль в ювелирных украшениях

Ар-деко для «чайников». Галерея 2

Брошь Van Cleef and Arpels. 1930

Ар-деко для «чайников». Галерея 2

Колье-воротник Van Cleef and Arpels. 1929

Ар-деко для «чайников». Галерея 2

Брошь в египетском стиле Van Cleef and Arpels. 1924

Фирмы Cartier и Van Cleef & Arpels, а также другие ювелирные дома в своих работах целенаправленно работали по принципам ар-деко. После текучих форм и поэтических цветочков эпохи модерн (он же ар-нуво) их ювелирные украшения казались кричащими и эпатирующими.

Легкая платина для оправ позволила драгоценностям отказаться от «тяжелого доспеха» — золота. Чистые геометрические формы, абстрактные узоры, новаторское сочетание зеленого и синего, контрастный подбор камней, например черный оникс и красный рубин, использование не граненых, а резных камней, а также вкрапление подлинных древних артефактов (египетских скарабеев и т. п.) — вот узнаваемые черты. Черный оникс вообще стал любимым камнем этого периода, в особенности в сочетании с бриллиантами. Их сопровождали яркими аккордами кораллов, лазуритов, нефритов, эмали.

А в России ар-деко было?

Ар-деко для «чайников». Галерея 3

Высотный дом на Котельнической набережной. Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени А.В. Щусева: culture.ru/institutes/7985

Ар-деко для «чайников». Галерея 3

Станция метро «Маяковская»

Ар-деко для «чайников». Галерея 3

Павильон СССР на Международной выставке в Париже. 1937. Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени А.В. Щусева: culture.ru/institutes/7985

Блестящий стиль ар-деко, конечно, глубоко «буржуазный». Это символ потерянного поколения, мода персонажей Фицджеральда, Хемингуэя (а также Вудхауса и довоенных книг Агаты Кристи). Молодому Советскому государству в ту эпоху было не до этого внешнего блеска. Впрочем, у них были «ревущие двадцатые», а у нас — нэп. Помните Эллочку Людоедку: «…сверкающая фотография изображала дочь американского миллиардера Вандербильда в вечернем платье. Там были меха и перья, шелк и жемчуг, легкость покроя необыкновенная и умопомрачительная прическа». Советские нэпманы в своих повадках, конечно, подражали свободному западному соседу, хотя официально это не одобрялось.

С другой стороны, отпечаток ар-деко заметен в одном из самых официальных искусств — архитектуре. Воздействие импортного стиля легко найти в сталинском классицизме: фотографии фрагментов московских высоток с некоторых ракурсов трудно отличить от видов довоенных манхэттенских небоскребов. Любовь ар-деко к геометризму, использование абстракций — все это легко усваивалось русскими мастерами на родине супрематизма. Уместным было и воспевание технических достижений человечества. Есть и более забавные приметы — помните, мы говорили об обращении ар-деко к египетским мотивам? Именно благодаря ему перед зданием МИДа на Арбате возникли обелиски-фонари, а сам подъезд здания стал похож на портал древнего храма. Этот же стиль находят в некоторых станциях московского метро («Кропоткинская», «Маяковская», «Аэропорт»), здании Российской государственной библиотеки и т. д.

Мастера ар-деко русского происхождения

Ар-деко для «чайников». Галерея 4

Соня Делоне. Похожие платья (Три женщины). 1925. Музей Тейт Модерн

Ар-деко для «чайников». Галерея 4

Эрте. Держатели драгоценностей. Фоли-Бержер, 1927

Ар-деко для «чайников». Галерея 4

Тамара Лемпицка. Автопортрет в зеленом бугатти. 1929. Частная коллекция

Но гораздо весомее вклад, который внесли в развитие ар-деко русские эмигранты. Годами модные журналы Vogue и Harper's Bazaar выходили под обложками, нарисованными Эрте, настоящее имя которого — Роман Петрович Тыртов. Его «Симфония в черном» — одна из ключевых работ стиля.

Виртуальный музей государственного музея архитектуры им. А.В. ЩусеваВиртуальный тур по Музеям Московского Кремля

Художница-абстракционистка Соня Делоне, которая работала в модной индустрии, обогатила ар-деко красочностью и энергетикой, которую мы видели и у других «амазонок авангарда». Главная портретистка ар-деко, одна из немногих художников, которая сумела использовать этот стиль для станковых полотен, — Тамара Лемпицка, уроженка российского царства Польского, до революции жившая в Петербурге. (А вот главный скульптор эпохи Дмитрий Чипарус, несмотря на такое родное нам имя, — румын.) Наконец, Леон Бакст, оказавшись в эмиграции, помимо театра, успел поработать и в модной индустрии — явно в стиле ар-деко.

Историки искусства вообще пишут, что стиль ар-деко изначально был вдохновлен Русскими сезонами, которые потрясли парижский художественный мир в 1900-х. Так что — спасибо Дягилеву и за ар-деко!

www.culture.ru

Ар-деко | Энциклопедия моды

Ар-деко (фр. «art deco») – направление моды, в основе которого лежит одноименное течение в искусстве, зародившееся в первой половине ХХ века. Дословно название стиля можно перевести на русский язык как «декоративное искусство». Для этого стиля характерны роскошь и шик, использование дорогих материалов, геометрические линии. Ар-деко синтезировался благодаря слиянию неоклассицизма и модерна.

История возникновения

Само название ар-деко возникло благодаря сокращению названия парижской выставки 1925 года Exposition Internationale des Arts Décoratifs et Industriels Modernes, Международной выставки современных декоративных и промышленных искусств (Arts Décoratifs трансформировалось в art deco). Впрочем, само направление, правда, не имевшее пока собственного названия, существовало и до выставки: в 20-х годах прошлого века элементы ар-деко четко прослеживались в европейском искусстве.

После окончания Первой Мировой войны в Европе ожидаемо царила экономическая и социальная нестабильность. Выставка декоративных искусств 1925 года стала первым мостиком на пути к воцарению привычной мирной жизни. Франция хотела показать всему миру, что даже война не помешала Парижу остаться главным средоточием стиля.

Поствоенность ар-деко – самая главная причина вычурности и помпезности этого стиля. Люди, истосковавшиеся по нормальной  жизни, буквально вычеркнули четыре года жизни из истории собственных стран и собственных судеб. И теперь наступало время компенсировать себе все то, что волей-неволей было потеряно.

На парижской выставке 1925 года были представлены грандиозные архитектурные проекты, поражающие своей помпезностью. Кроме этого, на выставке демонстрировалось множество народных промыслов, кинолент и прочих предметов искусства. Кстати, одну из золотых медалей на ней получили работы советских вологодских кружевниц.

Ар-деко в одежде

Стиль ар-деко предполагал обязательную вычурность и яркость, которая проявляла себя не только в масштабах изделий и произведений искусства, но и в их исполнении, в материалах, которые были использованы при изготовлении. Таким образом, одежда в стиле ар-деко предполагает роскошный вид.

Первые модели одежды ар-деко сочетали в себе большое количество стилей и мотивов: восточных, элементов старины, русский конструктивизм, абстракционизм, кубизм, модерн. Яркие и необычные для того времени цветовые сочетания, этника, геометрические узоры делали одежду ар-деко помпезной и претенциозной.

Балетные «Русские сезоны», представленные миру благодаря знаменитому творческому деятелю и театральному меценату Сергею Дягилеву, стали истинным источником вдохновения для тех, кому идеи ар-деко пришлись по вкусу. Необыкновенные декорации и костюмы актеров поражали зрителей красотой и изысканностью, цветами и украшениями. В создании этих «форпостов» ар-деко в одежде принимали участие Александр Бенуа, Наталья Гончарова, Лев Бакст. На протяжении 20 лет, с 1909 по 1929 год «Русские сезоны» покоряли мир и задавали свой тон в области моды.

Первым модельером, который стал использовать «чистый» ар-деко в своих модных шедеврах, считается Поль Пуаре (Paul Poiret). Он обожал русский театр, а потому «Русские сезоны» не могли не оставить след в его душе. Модели одежды Пуаре позволяли женщинам быть роскошными, утонченными.  Точные геометрические линии, сочетание простых силуэтов и сложных драпировок, изысканные украшения платьев – такой ар-деко познал мир высокой моды благодаря выдающемуся французскому кутюрье.

В дальнейшем опыт Поля Пуаре стали перенимать многие другие коллеги по цеху. Одежда ар-деко пользовалась колоссальной популярностью у обеспеченных слоев населения. Модный дом Шанель, Агнесс, Мартиаль и Арманд стали создавать свои шедевры модного искусства в этом стиле.

Прогремев в 20-е годы на весь мир, стиль ар-деко остался популярным и сейчас. Более того, он снова находится на пике своей популярности. Многие современные дизайнеры, создавая коллекции haute couture, берут за основу все главные особенности этого стиля.

Для создания подобных коллекций модельеры используют натуральный шелк, бархат. Украшаются модели жемчугом, стеклярусом, серебром. В оформлении одежды присутствует характерная геометрия, четкость линий.

Платья в стиле ар-деко – настоящие произведения искусства. Их нельзя надеть просто так, чтобы выйти на прогулку на улицу. Они годятся только для торжественной обстановки, дорогих ресторанов и светских мероприятий.

Как создать образ в стиле ар-деко?

Создание образа в стиле ар-деко требует внимательности и щепетильности в деталях. Не только наряд должен быть продуман до мелочей, но и прическа и макияж.

Единственно правильным выбором для создания образа в стиле ар-деко станет платье. Поскольку ар-деко напрямую связан со стилем 20-х годов ХХ века, вам необходимо выбрать платье соответствующего фасона. Никаких пышных юбок, линия талии также не должна быть ярко выражена. Прямой покрой и четкие линии. Длина, как правило, средняя или чуть ниже колена, но встречаются и варианты платьев в пол.

Очень важно, чтобы выбранное платье не только имело правильный фасон, но и было декорировано подходящим образом. Первоначально платья данного стиля украшали геометрическими рисунками, характерными для одноименного направления в искусстве. Однако с годами наряды в стиле ар-деко становились все ярче и роскошнее. Выбирайте модели, декорированные стеклярусом, россыпью камней, бахромой и жемчугом. Цвет платья может быть любым.

Еще один предмет одежды, который, несомненно, относится к стилю ар-деко, и может сделать ваш образ завершенным, это пальто. Пальто должно иметь необычную форму, а его длина должна быть чуть выше колена. Рекомендуемый цвет – насыщенный черный.

Главным видом обуви для стиля ар-деко являются туфли. Причем носить туфли следует не только с платьем, но и с пальто.

Чтобы туфли гармонично вписывались в стиль ар-деко и выгодно дополняли образ, их дизайн должен быть достаточно оригинальным. Туфли в стиле ар-деко должны иметь небольшой устойчивый каблук и перепонку. Кроме того они могут быть украшены бисером, ремешками и другими декоративными элементами. Если же вы выберете туфли-лодочки, которые также относят к стилю ар-деко, то в данном случае количество украшений должно быть минимальным.

Неплохо будут смотреться и модные в последние годы ботильоны.

Без аксессуаров стиль ар-деко немыслим. В первую очередь речь идет о всевозможных головных уборах: шляпках, стильных беретах и котелках. Выберете тот вариант, который вам больше подойдет. Ваш головной убор может быть украшен перьями (одно-два), может иметь стильную сеточку-вуаль, закрывающую часть лица или же небольшой бант. Чем оригинальнее будет шляпка, тем больше вы будете соответствовать стилю.

Украшения выбирайте броские и сложные. Широкие браслеты, украшенные множеством камней, ожерелья. Однако великолепно будут смотреться и длинные бусы с жемчугом.

Стиль ар-деко подразумевает короткую женскую прическу и аккуратно уложенные волнами волосы. Используйте для этих целей лак, ведь волосы не должны быть растрепанными. Если у вас длинные волосы, то закрепите их с помощью заколки таким образом, чтобы можно было полностью спрятать под шляпкой.

Макияж должен быть выполнен в темных тонах. Черные, серые, серебряные тени и темно-бордовая помада на фоне белого лица будут выглядеть прекрасно.

wiki.wildberries.ru

Стиль ар-деко - Этот удивительный мир... — ЖЖ

? LiveJournal
  • Main
  • Ratings
  • Interesting
  • Disable ads
Login
  • Login
  • CREATE BLOG Join
  • English (en)
    • English (en)
    • Русский (ru)
    • Українська (uk)
    • Français (fr)
    • Português (pt)
    • español (es)
    • Deutsch (de)
    • Italiano (it)
    • Беларуская (be)

renatar.livejournal.com

Ар-деко в архитектуре Нью-Йорка

31 мая 2016 г.

Ар-деко, как стиль, появился в 1908–1912 годы, а своего расцвета достиг между 1925 и 1935 годами. Годом рождения ар-деко принято считать 1925 год – год проведения Международной выставки современных декоративных и промышленных искусств во Франции.   

Берегов Америки ар-деко достиг за несколько лет до начала Великой Депрессии и был принят из-за своей простоты и практичности – он как нельзя лучше символизировал американскую мечту о лучших временах.  В Америке он стал более массивным, появились стремительные линии, передающие скорость, динамику. Так появился новый термин – «стримлайн модерн», именно это направление принято считать «поздним ар-деко». В нём возводились гостиницы и концертные залы, театры и кинотеатры, его использовали и для оформления интерьеров и экстерьеров зданий, транспорта (например, океанские лайнеры «Нормандия» и «Иль Де Франс»). 

Каждый построенный на Манхэттене небоскрёб как будто стремился превзойти предыдущие сооружения по высоте и декоративному убранству. Каталог нью-йоркского ар-деко насчитывает сто двадцать памятников, основная часть которых была построена в 1929 и 1930 годах. 

К XX столетию население Нью-Йорка начало увеличиваться быстрыми темпами. Из-за этого резко поднялась стоимость земли в городской черте, а это привело к вынужденному увеличению этажности строящихся зданий. К тому же, американские инженеры и архитекторы накопили достаточный опыт строительства высотных зданий.  И если первые «высотки» декорировали элементами готики, классицизма и других исторических стилей, то с начала 1920-х гг. в их облике возобладали простота и прямолинейность. 

Вплоть до 1974 г. Нью-Йорк сохранял звание города, обладающего самым высоким небоскрёбом. Строительство грандиозных домов-башен особенно широко развернулось здесь с середины 1920-х гг. Это был «золотой век» небоскрёбов стиля «ар-деко», героических по замыслу и романтических в воплощении. Яркими примерами являются Эмпайр-Стейт-Билдинг и Крайслер-Билдинг. 

Empire State Building (1929-1931) 

Серый каменный фасад этой 103-этажной башни украшают тянущиеся ввысь полосы нержавеющей стали, верхние этажи расположены тремя уступами. 

«Эмпайр Стейт Билдинг» находится на Пятой авеню – одной из главных улиц Манхэттена. В течение 40 лет постройка удерживала за собой звание самого высокого здания мира. Первоначальная высота небоскрёба составляла 381 метр, а после установки на нём в 1950-е гг. шпиля, она увеличилась до 443 метров. Башня получила своё название от обиходного наименования американского штата Нью-Йорк, который называют «имперский штат», поэтому её название можно также перевести как «Дом Имперского Штата». 

Начало строительства здания 

Закладка небоскрёба состоялась в октябре 1929 года, строительство было завершено в мае 1931 – спустя 20 месяцев. Соответственно, скорость возведения здания в среднем – 1 этаж в неделю, но в самую активную фазу строительства составляла 4 этажа в неделю. 

Строительство вступило в завершающую фазу 

Примечательно, что общий вес «Эмпайр Стейт Билдинг» – 365 тысяч тонн, на сооружение здание ушло 10000000 кирпичей, 700 км. кабеля, 60000 тонн стали. В общей сложности, на строительство было потрачено 40 миллионов долларов. 

Вестибюль здания 

Для современников небоскрёб стал не просто высотным зданием – об этом свидетельствуют украшающие 30-метровый холл семь панно с изображениями семи древних чудес света, а на восьмом панно представлен «Эмпайр Стейт Билдинг». 

Лифтовый холл 

Chrysler Building (1930-1931) 

Небоскрёб «Chrysler Building» высотой в 77 этажей был самым высоким зданием очень недолго – всего 11 месяцев. Жестокая гонка за звание высочайшего небоскрёба мира в итоге завершилась в пользу «Empire State Building». Однако благодаря своему выразительному силуэту, сверкающему арочным шпилем, оформленным нержавеющей сталью, с характерным лишь для него узором из треугольных окон, «Крайслер Билдинг» был и остаётся одним из узнаваемых зданий в мире. 

«Крайслер Билдинг» стал одним из последних небоскрёбов Нью-Йорка  в стиле ар-деко. По настоянию Крайслера – заказчика, архитектор Ван Ален украсил его декоративными элементами, связанными с автомобилями. Само завершение из нержавеющей стали призвано напоминать решётку радиатора; а на каждом из четырёх углов главного здания стоят изготовленные из нержавеющий стали горгульи в виде орлов – символа концерна «Крайслер». 

Главный вход в здание находится на Лексингтон-авеню и  раскрывается в роскошный вестибюль треугольной формы. Его великолепный интерьер входит в резкий контраст со строгим фасадом. 

Вестибюль

Лифтовый холл 

Строитель этого выдающегося сооружения Уильям Ван Ален, который вложил огромное количество сил в строительство «Крайслер Билдинг», в конечном итоге остался ни с чем – Крайслер отказался оплачивать работу, обвинив Ван Алена в сомнительных финансовых связях с одним из подрядчиков строительства.

Городское пространство Нью-Йорка создавалось не художниками, а коммерсантами, и только огромные инвестиционные возможности заказчиков были причиной тому, что памятники ар-деко по своей архитектуре были так богаты и сложны. Они поражают и дают ощущение абсолютной недостижимости этого уровня. Количество труда, вложенного в эти сооружения, невероятно и достойно уважения. 

В небоскрёбах Нью-Йорка заключён особый дух. Это не просто мания величия, не просто погоня за американской мечтой.

Перерыв в популярности ар-деко в США был вызван Великой депрессией (1929–1939гг.), когда стремление экономить на всём проникло и в дизайн. После начала Второй мировой войны мир изменился бесповоротно, и стиль ар-деко стал частью истории.

Явление ар-деко рассматривается как одна из  ключевых фаз стилевого развития ХХ века. Становится всё более очевидным значение ар-деко как самостоятельного стиля, влияние его на массовую культуру: дизайн, рекламу, моду, архитектуру. Многие искусствоведы вполне справедливо считают этот стиль одним из самых изысканных и привлекательных во всём ХХ веке. 

Ар-деко в настоящее время снова набирает популярность, новая эпоха добавила в него последние достижения, оставив всё лучшее, что было создано в прошлом.  Мы вдохновляемся лучшими образцами этого торжественного стиля, во главе которого стоит роскошь.

Осознание прошлого необходимо перед его возвращением. Получается, мы снова живем в эпоху ар-деко – период между двумя войнами. Ощущение надвигающейся третьей мировой превращает любой акт искусства в «пир накануне чумы», символ пышной жизни, роскоши и шика. Век уже новый, а ар-деко никуда не делся. 

www.berlogos.ru

Ар-нуво и ар-деко: сравнение дилетанта

Заполняла я тут по случаю одну анкету. И в ней, помимо других вопросов, у меня вежливо так поинтересовались, а к какому, собственно, художественному стилю принадлежат мои работы? Вопрос выбил меня из седла… Мало того, что у моих работ, вне моего внимания стиль художественный прорезался (как зубки прям!), но его еще и идентифицировать нужно. То есть — «займись, Птица, самоанализом, будь добра, не ленись»!

И я была бы добра (и даже рада!) разобраться в том списке, который в окошке висит, и названиями манит. В силу своего образования я, в общих чертах, в стилистических особенностях художественных направлений разбираюсь (Муху от Пикасо отличу, да и от Климта тоже).

Но среди перечисленных направлений были два, которые у меня в мозгу сцепились, как капуцины хвостами — не разорвать, не растащить: ар-нуво и ар-деко… Что их отличает? В каком-то закоулке моего мозга расположилась личность, которая вообще в голос орала, что «это одно и то же, и не видит она никаких отличий»!

Ну, куда отправляется современный дилетант, когда его припечет разобраться? Здравствуй, Интернет, твое величество!

И тут вредная личность из закоулка возликовала — сколько ж людей в интернете тоже отличий в этих двух стилях не видят. Они даже перечисляют эти слова как названия одного стиля, через запятую — «модерн, ар-нуво, ар-деко»! Пришлось личность из закоулка призвать к ответу, усовестить, и даже слегка придушить 🙂 И пойти в тишине разбираться со стилями.

И вот перед вами отчет дилетанта:

Чуть хронологии для начала.

Стиль ар-нуво (из французского, дословно «новое искусство»), он же модерн (из французского, дословно «современный»), художественное направление в искустве наиболее распространённое в последней декаде 19 — начале 20 века (до начала Первой мировой войны).

Его отличительными особенностями является отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных, «природных» линий, интерес к новым технологиям (например, в архитектуре), расцвет прикладного искусства.

Модерн стремился сочетать художественные и утилитарные функции создаваемых произведений, вовлечь в сферу прекрасного все сферы деятельности человека

Стиль ар-деко, так же, арт-деко (из французского, дословно «декоративное искусство») свое название получил от названия парижской выставки 1925 года.

Это влиятельное течение появилось во Франции в 1920-х годах, а затем стало популярно в 1930—1940-е годы в международном масштабе, проявившееся в основном в архитектуре, моде, живописи и переставшее быть актуальным в период после Второй мировой войны. Это стиль, представляющий собой синтез модернизма и неокласицизма. Стиль ар-деко также испытало значительное влияние таких художественных направлений, как кубизм, конструктивизм и футуризм.

Отличительные черты — строгая закономерность, смелые геометрические формы, этнические геометрические узоры, богатство цветов, щедрые орнаменты, роскошь, шик, дорогие, современные материалы (слоновая кость, крокодиловая кожа, алюминий, редкие породы дерева, серебро).

С хронологией, филологией и историей покончили, будем со всем остальным разбираться!

Очень многие люди путают предметные примеры этих стилей между собой, например:

Ар-нуво и ар-деко: сравнение дилетанта, фото № 1

Ар-нуво и ар-деко: сравнение дилетанта, фото № 2

Эти два здания приводят в пример, как иллюстрации стиля ар-нуво, а они, несмотря на свою похожесть, принадлежат к разным стилям! Эйфелева башня — нуво, Крайслер-башня — деко!

А эти картины нередко встретишь в статьях об ар-деко:

Ар-нуво и ар-деко: сравнение дилетанта, фото № 3

Ар-нуво и ар-деко: сравнение дилетанта, фото № 4

А они — икона ар-нуво!

А вот эта, хоть и похожа на них, явно испытала влияние Климта и Мухи, но сама принадлежат стилю ар-деко:

Ар-нуво и ар-деко: сравнение дилетанта, фото № 5

Так как нам, людям творческим, все дается проще на примерах — буду иллюстративна!

Ар-нуво — часть, продолжение, вырост более раннего и широкого стиля модерн. Модерн так никогда и не стал мировым течением (в отличии от ар-деко, влиянию которого поддался весь мир).

Ар-деко — своеобразное продолжение ар-нуво, с применением кубизма и футуризма не пошутишь...

Смотрим!

Ар-нуво в архитектуре:

Ар-нуво и ар-деко: сравнение дилетанта, фото № 6

Ар-нуво и ар-деко: сравнение дилетанта, фото № 7

Ну, конечно, весь прекрасный Гауди — ар-нуво, и русский модерн — ар-нуво. Как я обожаю этот стиль!

Ар-деко в архитектуре:

Грандиозные головы орлов по углам башни небоскреба Крайслер (Это его фото стоит заглавным к статье):

Ар-нуво и ар-деко: сравнение дилетанта, фото № 8

И шедевр ар-деко — принадлежащая нам станция метро «Маяковская»:

Ар-нуво и ар-деко: сравнение дилетанта, фото № 9

Можем поехать — полюбоваться, хоть сейчас!

Продолжаем!

Ар-нуво в живописи (ура! — тихо-тихо себе в кулачек — люблю их несказанно):

Ар-нуво и ар-деко: сравнение дилетанта, фото № 10

Ар-нуво и ар-деко: сравнение дилетанта, фото № 11

Обоих обожаю! И Климта, и Муху!

Ар-деко в живописи:

Ар-нуво и ар-деко: сравнение дилетанта, фото № 12

Ар-нуво и ар-деко: сравнение дилетанта, фото № 13

Ар-нуво в интерьере и мебели:

Ар-нуво и ар-деко: сравнение дилетанта, фото № 14

Ар-нуво и ар-деко: сравнение дилетанта, фото № 15

Ар-нуво и ар-деко: сравнение дилетанта, фото № 16

Ар-нуво и ар-деко: сравнение дилетанта, фото № 17

Ар-деко в интерьере и мебели:

Ар-нуво и ар-деко: сравнение дилетанта, фото № 18

Ар-нуво и ар-деко: сравнение дилетанта, фото № 19

Ар-нуво и ар-деко: сравнение дилетанта, фото № 20

Ар-нуво и ар-деко: сравнение дилетанта, фото № 21

Ар-нуво в ювелирном искусстве:

Ар-нуво и ар-деко: сравнение дилетанта, фото № 22

Ар-нуво и ар-деко: сравнение дилетанта, фото № 23

Ар-нуво и ар-деко: сравнение дилетанта, фото № 24

Ар-деко в ювелирном искусстве:

Ар-нуво и ар-деко: сравнение дилетанта, фото № 25

Ар-нуво и ар-деко: сравнение дилетанта, фото № 26

Ар-нуво и ар-деко: сравнение дилетанта, фото № 27

В первой и последней работе прослеживается влияние модерна на ювелирное ар-деко 🙂

Ар-нуво в орнаменте:

Ар-нуво и ар-деко: сравнение дилетанта, фото № 28

Ар-нуво и ар-деко: сравнение дилетанта, фото № 29

Ар-нуво и ар-деко: сравнение дилетанта, фото № 30

Ар-деко в орнаменте:

Ар-нуво и ар-деко: сравнение дилетанта, фото № 31

Ар-нуво и ар-деко: сравнение дилетанта, фото № 32

Ар-нуво и ар-деко: сравнение дилетанта, фото № 33

Ар-нуво в одежде:

Ар-нуво и ар-деко: сравнение дилетанта, фото № 34

Ар-деко в одежде:

Ар-нуво и ар-деко: сравнение дилетанта, фото № 35

Вот собственно, и все сравнение, так как число фотографий в статье конечно, а мне еще хочется несколько шедевров показать.

К концу сравнительного анализа я поняла несколько вещей:

1. Их нельзя перепутать: женственный, текучий, струящийся ар-нуво, с его лилиями, цветами и бесконечно плавными линиями, и мужской брутальный страстный и активный ар-деко, с его львами орлами и углами! Их нельзя перепутать!

2. Мы с дочерью поделили ровно поровну (простите за тавтологию) — она — ар-деко, я — ар-нуво. Это выражается во всем — одежде, музыке, наших работах.

3. Я, сама того не понимая, страстно люблю ар-нуво: Климт, Муха, Бердслей, русский модерн начала 20 века, Бакст, Врубель. А Гауди! Люблю нуво, а творить хочу научится, как дочь в деко... Вот такой парадокс!

Очень надеюсь, что вам не наскучил мой долгий самоанализ, и он будет, возможно, вам полезен.

И на посошок — любимое:

Ар-нуво и ар-деко: сравнение дилетанта, фото № 36

Ар-нуво и ар-деко: сравнение дилетанта, фото № 37Ар-нуво и ар-деко: сравнение дилетанта, фото № 38

Ар-нуво и ар-деко: сравнение дилетанта, фото № 39

Ар-нуво и ар-деко: сравнение дилетанта, фото № 40

Ар-нуво и ар-деко: сравнение дилетанта, фото № 41

Ар-нуво и ар-деко: сравнение дилетанта, фото № 42

Ар-нуво и ар-деко: сравнение дилетанта, фото № 43

И в финале вам от меня — «Поцелуй»:

Ар-нуво и ар-деко: сравнение дилетанта, фото № 44

Хотя, репродукции Климта — дело абсолютно бесполезное — он писал на светящихся фонах, на золоте, например, и ни одна репродукция не может передать, что пока ты идешь вдоль картины, она меняет свою колористику, свечение, и смысл...

Но это уже другая история! История для следующей статьи!

www.livemaster.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о