Античность период: definition of Античность and synonyms of Античность (Russian)
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ? |
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 7Следующая ⇒ Античная наука — формирование первых научных теорий (атомизм) и составление первых научных трактатов в эпоху Античности: астрономия Птолемея, ботаника Теофраста, геометрия Евклида, физика Аристотеля, а также появление первых протонаучных сообществ в лице Академии. Первый период — период ранней греческой науки, получивший у древних авторов наименование науки «о природе». Эта “наука” была нерасчлененной, спекулятивной дисциплиной, основной проблемой которой была проблема происхождения и устройства мира, рассматривавшегося как единое целое. До конца V в. до н.э. “наука” была неотделима от философии. Высшей точкой развития и, в то же время, завершающей стадией науки “о природе” была всеобъемлющая научно-философская система Аристотеля. Второй период — эллинистические науки. Это период дифференциации наук. Процесс дисциплинарного дробления “единой науки” начался еще в V в. до н.э., когда одновременно с разработкой метода дедукции произошло обособление математики. Работами Евдокса было положено начало научной астрономии. В трудах Аристотеля и его учеников уже можно усмотреть появление логики, зоологии, эмбриологии, психологии, ботаники, минералогии, географии, музыкальной акустики, не считая гуманитарных дисциплин, таких как этика, поэтика и другие, которые никогда не были частью науки “о природе”. Позже приобретают самостоятельное значение новые дисциплины — геометрическая оптика (в частности, катоптрика, т.е. наука о зеркалах), механика (статика и ее приложения), гидростатика. Расцвет эллинистической науки был одной из форм расцвета эллинистической культуры в целом и обусловлен творческими достижениями таких великих ученых, как Евклид, Архимед, Эратосфен, Аполлоний Пергский, Гиппарх и др. Именно тогда, в III — II вв. Третий период — период постепенного упадка античной науки. Хотя к этому времени относятся работы Птолемея, Диофена, Галена и др., но все же в первые века нашей эры наблюдается усиление регрессивных тенденций, связанных с ростом иррационализма, появлением оккультных дисциплин, возрождением попыток синкретичного объединения науки и философии.
Наука в средние века. Средневековое сознание было ориентировано, прежде всего, на межличностные отношения, на эмоциональную сторону жизни. Любая вещь воспринималась с точки зрения ее полезности, без учета ее объективных связей с миром. Точно так же и человек характеризовался не по своим объективным чертам – талант, деловитость, ум и т.д., а через социально-иерархические ценности – власть, авторитет, богатство, престиж. Знание же рассматривалось всего лишь как побочный продукт духовно-религиозной деятельности. Новым словом в истории образования стали университеты. Возникновение таких светских учебных заведений стало возможным только в эпоху развитого средневековья, когда, благодаря успехам агрономии и ряду изобретений возросло сельскохозяйственное производство (трехпольная система, колесный плуг), расширились ремесло и торговля, начали поощряться облегчающее физический труд изобретательство (кривошип, маховик) и инженерное дело. В средневековой науке можно выделить три традиции познания: — Схоластическую традицию, опирающуюся на простейшую логику, предание и умозрение, и ставившую основным вопросом соответствие реального бытия понятиям разума. — Герметическую традицию , опирающуюся на ритуал, магию, рецептурно — манипуляторное и предметно-преобразовательное начала, сверхъестественные силы.Самые яркие воплощения герметизма – средневековые алхимия, астрология, медицина. — Опытно-эмпирическую традицию, в которой критерием истинности и точкой отсчета был личный опыт. Среди средневековых ученых схоластического направления можно назвать немало ярких имен, обладатели которых зачастую непримиримо противостояли друг другу: Иоанн Дунс Скот (1266-1308) – шотландский философ-схоласт, профессор Оксфордского университета, францисканец, автор «Оксфордского сочинения», в котором он утверждал первенство воли над интеллектом и единично-конкретного над абстрактно-всеобщим. Противостоял доминиканской схоластической школе Фомы Аквината. Оккам Вильям (1285-1349) – английский философ-схоласт, профессор Оксфордского университета, автор трудов «Распорядок», «Свод всей логики», «Об истолковании», францисканец. В своих трудах Оккам подчеркивал значение научного знания. Особо известно в современном естествознании правило «бритвы Оккама», звучащее так: «не умножай число сущностей сверх необходимого». Иначе говоря, несводимые к опытному и интуитивному знанию понятия должны удаляться из науки. В 1327 году Оккам был отлучен папой римским от католической церкви за противостояние учению Фомы Аквинского. Фома Аквинский (1225-1274) – монах-доминиканец из Италии, создатель томизма – философской основы католицизма. Фомой Аквинским были сформулированы пять логических доказательств существования Бога. Он рассматривал мир, как иерархическую систему, на нижней ступени которой находится природа, материальный мир, а на высшей – Божественный дух, творящий все сущее. В своих сочинениях «Сумма теологии», «Сумма против язычества» Фома Аквинат утверждал, что природа завершается в благодати, разум в вере, познание – в сверхъестественном откровении. Считал вредной любую науку, которая не направлена на познание Бога. Он сочетал в своем творчестве и исследованиях схоластическое и герметическое направление, будучи философом-схоластом (и даже систематизатором схоластики) и алхимиком. Несмотря на это, в 1323 году был канонизирован, как святой католической церкви. Нострадамус (1503-1566) – Мишель Нотрдам. Легендарный врач, астролог и лейб-медик при дворе французского короля Карла IX.
НАУКА ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ (XIV — XVI вв.) Этот период ознаменован невиданным творческим подъемом в сфере искусства, литературы, науки, социально-политической мысли, давший: Леонардо да Винчи, Микеланджело, Боттичелли, Данте, Петрарка, Дюрер, Мишель Монтень, Джордано Бруно, Томас Мор, Макиавелли, Эразм Роттердамский и др. В формировании ренессансного мышления огромную роль сыграло античное культурное наследие. Важнейшей отличительной чертой мировоззрения эпохи Возрождения является его ориентация на искусство: если Средневековье можно назвать эпохой религиозной, то Возрождение – эпохой преимущественно художественно-эстетической. В эпоху Возрождения в центре внимания оказывается человек. Философское мышление этого периода – антропоцентрическое. РАЗВИТИЕ НАУКИ Развитие естествознания в XIV – XVI вв. нанесло по схоластическому мировоззрению не менее сокрушительный удар, чем гуманистическая мысль Возрождения. Новые концепции, выдвинутые наукой, сильно повлияли на новую философию, хотя и зачастую отрицались и преследовались церковью. Гуманистическая направленность Возрождения проявлялась в том, что научное мировоззрение эпохи было связано с проблемой человеческого существования. В XIV — XV вв. начал зарождаться новый капиталистический способ производства. Он требовал нового притока знаний, и ученые обратились к исследованию природы. В противовес средневековой схоластике с ее опорой на авторитеты стал утверждаться опытный метод в науке. Предпочтение отдавалось наблюдению и точному счету. Царицей наук стала математика. В этот период изобретались и совершенствовались измерительные приборы и инструменты. Если в искусстве Возрождения всеобщим идеалом и естественным критерием стала чувственная телесность, то в науке эта роль отводилась рациональной индивидуальности. Не индивидуальное знание или мнение, а достоверность самой индивидуальности оказывалась истинным основанием рационального познания. Распространение научных знаний, обмен ими между учеными были бы невозможны без изобретения книгопечатания ок. Первые достижения в области математики и астрономии относятся к середине 15 в. и связаны во многом с именами Г.Пейербаха и И.Мюллера. Мюллером были созданы новые более совершенные астрономические таблицы– «Эфемериды» (изданы в 1492), которыми пользовались в своих путешествиях Колумб, Васко да Гама и другие мореплаватели. Существенный вклад в развитие алгебры, геометрии внес итальянский математик рубежа веков Л.Пачоли. В 16 в. Важнейшим научным событием 16 в. стала коперниковская революция в астрономии. Польский астроном Николай Коперник в трактате Об обращении небесных сфер (1543) отверг господствовавшую геоцентрическую картину мира и не только подтвердил вращение небесных тел вокруг Солнца, а Земли еще вокруг своей оси, но и впервые подробно показал, как исходя из такой системы можно объяснить все данные астрономических наблюдений. Коперник объяснил причины попятных движений планет, вычислил расстояния планет от Солнца и периоды их обращений. Опираясь на опыт, некоторые ученые 16 в высказывали сомнение относительно законов аристотелевской механики. Леонардо да Винчи стал основоположником гидравлики. Его теоретические изыскания были связаны с устройством им гидросооружений, проведением мелиоративных работ, строительством каналов, усовершенствованием шлюзов. Английский врач У.Гилберт положил начало изучению электромагнитных явлений, опубликовав сочинение О магните (1600), где описал его свойства. В 16 в. получили развитие минералогия, ботаника, которые в эпоху Возрождения были на стадии собирания фактов. Читайте также: |
Глава 4.
КЛАССИЧЕСКИЙ ПЕРИОД АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ
Классический период греческой философии имел место во второй пол. V — нач. IV в. до н.э. Наиболее значительными явлениями этого периода были софистика и учения трех величайших философов Древней Греции: Сократа, Платона и Аристотеля.
Схема 22. Классический период античной философии: основные школы
4.1. Софистика (Sophistic)
Термины «софистика» и «софисты» происходят от древнегреческого слова «мудрость». В буквальном переводе слово «софист» означает «мудрец, мастер, знаток».
Софисты — это условное наименование ряда древнегреческих мыслителей, живших в V — первой пол. IV в. до н.э. Софистов принято делить на принадлежащих к старшему и младшему поколению («старших» и «младших»).
Софисты в первую очередь — платные «учителя мудрости». Они учили своих учеников побеждать в спорах и тяжбах. Их не интересовала истина, а интересовала только победа над противником. Они были способны убедительно доказать, что белое есть белое, а черное есть черное; но с такой же убедительностью и то, что белое есть черное, а черное есть белое. Поэтому слово «софист» приобрело ругательный оттенок.
Софисты сыграли важную роль в развитии риторики (красноречия) и науки о языке (лингвистики), открытые ими софизмы (парадоксы) стали важнейшим стимулом для разработки логики.
Основные труды. До нас дошел только трактат неизвестного софиста «Двоякие речи».
Философские воззрения. Философией софисты занимались в основном для обоснования своей практики. Они считали, что объективный мир не познаваем, т.е. были агностиками, полагая, что истина у каждого своя и зависит от условий, времени и места (релятивизм). Поэтому объективная истина, общая для всех, невозможна. Не существует и объективного критерия добра и зла: что кому выгодно, то для него и хорошо: «Болезнь есть зло для больных, а для врачей же благо. Смерть есть зло для умирающих, а для продавцов вещей, нужных для похорон, и для могильщиков — благо».
Изучению природы софисты почти не уделяли внимания. Но они первыми стали различать законы природы, как нечто незыблемое, и законы общества, возникающие по человеческому установлению.
Отношение к религии. Многие софисты сомневались в существовании богов или даже отрицали, считая их человеческой выдумкой. Софистика по своей природе антидогматична, а любая религия строится на догмах. Софисты сыграли важную роль в разрушении традиционных религиозных догм.
Софизмы
Софизмами в настоящее время называют логически неправильные рассуждения или доказательства, выдаваемые за правильные. В Древней Греции софизмами называли еще и рассуждения, содержащие логические противоречия, т.е. парадоксы.
Софизм «Рогатый»
Первая посылка: То, что ты не потерял, ты имеешь. Вторая посылка: Ты не потерял рога. Заключение: Следовательно, ты имеешь рога.
Ошибка состоит в принятии первой посылки как истинной. (Но она является истинной только при условии, что некто действительно имел «это» до начала спора.)
Софизм Эватла
Предварительное соглашение: Эватл обучается у Протагора искусству спора, но заплатит за свое обучение только после первого выигранного им судебного процесса.
Ситуация к моменту возникновения софизма: Эватл закончил обучение, но, не желая за него платить, не выступает в суде. Протагор требует заплатить, Эватл отказывается. Тогда каждый из них выдвигает свои аргументы
Аргументы Протагора | Аргументы Эватла |
Я подам на тебя в суд, и ты заплатишь мне при любом решении суда, потому что: | Подавай на меня в суд, но я не заплачу тебе при любом решении суда, потому что: |
• если суд решит, что ты должен платить, то ты заплатишь мне по постановлению суда; | • если суд решит, что я не должен платить, то я не заплачу по постановлению суда; |
• если суд решит, что ты не должен платить, то ты заплатишь мне по нашему уговору.![]() | • если суд решит, что я должен тебе платить, то я не заплачу по нашему уговору. |
Кто прав — Протагор или Эватл?
Проблема возникает из-за неясности того, что весомее: решение суда или соглашение.
Сократ (Sokrates)
Биографические сведения. Время жизни — 470—399 гг. до н.э.; Сократ — первый крупный философ родом из Афин. Сама жизнь Сократа была воплощением его философского учения.
Отец Сократа был каменотесом, мать — повивальной бабкой. Сократ, как и его отец, был скульптором-каменотесом. Сам Сократ любил говорить, что он унаследовал ремесло матери: подобно тому, как она помогала рождаться детям, он помогает рождаться истине. Жена Сократа — Ксантиппа — вошла в историю мировой культуры как образец вздорности и сварливости.
Во время войны между Афинами и Спартой Сократ доблестно воевал; в мирное время добросовестно исполнял гражданские обязанности. Вел простой и непритязательный образ жизни, большую часть времени посвящал беседам с учениками, с которых, в отличие от софистов, никогда не брал денег.
В 70-летнем возрасте был обвинен в нечестии и развращении юношества — за то «что выдумывает новых богов, ниспровергая старых». Суд приговорил его к смертной казни. Ученики подготовили побег, но он отказался бежать. «Хотя меня осудили и несправедливо, — сказал он, — но тем не менее долг гражданина — повиноваться законам». Последний день своей жизни он провел в философских беседах с учениками. Умер он, выпив чашу яда.
Сократ всегда активно выступал против «ложных мудрецов» и в первую очередь — софистов. Он разработал особый способ достижения истины (майевтика): задавая собеседнику наводящие вопросы, заставлял того прийти к правильному выводу.
Дельфийский оракул, отвечая на вопрос почитателя Сократа, сказал, что Сократ — самый мудрый из людей. Это очень удивило Сократа, но, поразмыслив, он пришел к выводу, что это потому, что сам он знает о своем невежестве, другие же не знают даже этого. Отсюда знаменитый тезис Сократа: «Я знаю, что ничего не знаю».
Основные труды. Сократ за свою жизнь не написал ни одного произведения (из принципа).
Философские воззрения. Учение Сократа известно нам только из работ его учеников, но они излагали его по-разному. К числу достоверных сведений могут быть отнесены следующие.
Сократ первым стал утверждать, что основная задача философии состоит в познании человека, а не природы.
Сократ — сторонник учения о переселении душ.
На основании имеющихся данных невозможно точно определить, был ли сам Сократ идеалистом. Но в методе Сократа заложена возможность идеализма, которая была реализована его учеником Платоном.
Сократ разработал учение о добродетели, согласно которому людей делает добродетельными знание1 того, что есть добро и есть зло:
• храбрость — это знание того, как преодолевать свой страх;
• справедливость — это знание того того, как выполнять законы: божественные и человеческие;
• умеренность — это знание того, как обуздывать свои страсти.
Это учение подверглось критике уже в античности (Аристотель и др.).
Судьба учения. Сократ оказал громадное влияние на всю последующую философию, став образцом «мудреца» и «гражданина». Ряд его учеников стали основателями собственных философских школ (сократические школы), относящихся к различным философским направлениям.
Таблица 22. Основные сократические школы
Школа | Крупнейшие представители |
Мегарская | Евклид из Мегары |
Элидо-эретрийская | Федон из Элиды |
Киническая | Антисфен, Диоген Синопский, Кратет, Менедем |
Киренская | Аристипп из Кирены |
Платон (Plato)
Биографические сведения. Платон (427—347 гг. до н. э.) — величайший древнегреческий философ. Родом из афинской аристократической семьи. Подлинное имя Платона — Аристокл, «Платон» — прозвище, означающее «широкоплечий»; в историю философии и историю культуры он вошел под прозвищем. Своим главным учителем Платон считал Сократа. После смерти Сократа, которую Платон тяжело переживал, он несколько лет странствовал, побывал в Египте, Финикии, Вавилоне, Персии и Ассирии. В 399 г. до н.э. приехал в Сиракузы, надеясь осуществить там свой проект по преобразованию государства. Правитель Сиракуз Дионисий Старший сначала обласкал Платона, а затем, рассердившись на него (возможно, после ряда доносов), приказал продать Платона в рабство. Один из поклонников Платона выкупил его.
1 Современному человеку такая точка зрения кажется, по крайней мере, странной: ведь любой легко может вспомнить случай, когда, зная как надо правильно поступить, поступил совершенно иначе. Поясняя позицию Сократа, необходимо отметить, что в его время греки считали, что воля, толкающая нас на совершение тех или иных поступков, является частью интеллекта (разума).
Платон возвратился в Афины, где открыл философскую школу — Академию1.Позднее Платон еще дважды ездил в Сиракузы к Дионисию Младшему, но обе поездки были неудачными.
Основные труды. До нас дошли почти все сочинения Платона, хотя относительно некоторых имеются сомнения: действительно ли они написаны Платоном. Платону приписываются один монолог (Апология Сократа), 34 диалога (23 подлинных, 11 сомнительных), 13 писем (большинство считаются подложными). К числу важнейших философских произведений относятся «Протагор», «Пир», «Менон», «Федр», «Государство», «Законы». Все произведения написаны в художественной форме, в большинстве диалогов главным действующим лицом является Сократ.
Философские воззрения. Платон — основоположник объективного идеализма.Центральное место в философии Платона занимает учение об идеях.
Учение об идеях.
Вслед за элеатами Платон отличает истинный мир — царство идей — от кажущегося и нереального чувственного, телесного мира. Но в отличие от парменидовского бытия = мышления, являющегося цельным и нерасчлененным, платоновское идеальное царство есть духовное множество, состоящее из идей.
Слово «идея» в обыденном языке во времена Платона означало «внешний вид, наружность, видимость, род, качество, образ, форма». Платоновские же идеи, по сути, есть объективированные понятия2, как бы извлеченные из человеческой головы и получающие самостоятельное существование в царстве идей.
Каждая идея вечна и неизменна; число идей очень велико, но не бесконечно. Существуют идеи конкретных объектов (идея кошки, собаки, человека), идеи свойств и отношений (идея белизны, красоты), идеи математических объектов и нравственных явлений (идея единицы, идея мужества), идеи четырех стихий и т.п. Но царство идей — это мир только благих сущностей. Поэтому не существует идеи грязи или идеи преступления.
Царство идей обладает своей иерархией и пирамидальной структурой; между идеями существуют отношения подчинения и соподчине-
1 Название «Академия» возникло потому, что школа Платона помещалась в роще, посвященной мифическому герою Академу.
2 Понятие — это форма мышления, в которой мы по существенным признакам выделяем группу объектов, отвлекаясь при этом от индивидуальных свойств этих объектов. Так, например, когда мы говорим о том, что кошки враждуют с собаками, мы отвлекаемся от того, что существуют кошки и собаки разных пород, что каждая кошка или собака обладает какими-то своими свойствами (размером, окрасом, характером и т.п.). Таким образом, мы оперируем общими понятиями кошки и собаки.
ния. Внизу пирамиды находятся идеи конкретных объектов, например лошади и быка. Выше, над ними, более общие идеи, например идея четвероногого (понятия лошади и быка соподчиняются понятию четвероногого), еще выше — животного. На верху пирамиды находятся абстрактные понятия, такие как идея красоты или идея мужества. Но на схеме 23 они не изображены, поскольку из текстов Платона не ясно, в каком отношении друг к другу они находятся: что выше, что ниже, что на одном уровне.
Венчает пирамиду одна единственная идея, которую в одних работах Платон называл идеей «Блага», а в других — идеей «Единого».
Схема 23. Пирамида идей
Для объяснения чувственного мира с его изменчивостью, множественностью и отрицательными явлениями Платон был вынужден ввести понятие материи(«хора»). Материя телесна, но она мертва, бесформенна и непознаваема, материя вечна. Отсюда идеализм Платона — не строгий, а с элементами дуализма.
Между идеями и вещами чувственного мира существует взаимосвязь: идеи являются прообразами вещей, а вещи причастны идеям, идеи каким-то образом присутствуют в вещах, кроме того, идеи являются целями, определяющими развитие вещей. Поэтому учению Платона присущ телеологизм1.
1 «Телео» на древнегреческом языке означает «цель». Телеология — философское учение, в котором утверждается целесообразное устройство мира, при котором все происходящее в мире трактуется как соответствующее каким-то природным или божественным целям.
Космология и космогония.
Наряду с такими первоначалами, как идеи и материя, Платон признает еще наличие Ума-демиурга.
Ум-демиург (или бог) является творцом — устроителем мира, он порождает Мировую душу и как бы организует материю, вкладывая в нее идеи как целесообразные причины, он же творит и других богов. Космос, по словам Платона, «живое существо, наделенное душой и умом». Тело космоса материально. Космос конечен и имеет форму шара. В центре мира находится земной шар, вокруг него — небесная сфера, где по разным окружностям вращаются Солнце, Луна, планеты и звезды. Небесные тела — это боги, обладающие телом и душой, движение производится душами.
Учение о душе. Человеческие души созданы из остатков Мировой души. После смерти тела бессмертная душа возносится на небо (в царство идей) и пребывает там. Затем падает опять на землю и вселяется в тело новорожденного ребенка и т.д.
Гносеология. Подлинное знаниевозможно только относительно царства идей, что касается чувственного мира, то возможно только мнение. Когда душа вселяется в тело новорожденного, она забывает все, что знала ранее (об истинном идеальном мире). Но некоторые люди способны кое-что вспомнить, отсюда истинное знание — это припоминание того, что душа знала ранее.
Учение о государстве. Платон создал одну их первых в истории человечества моделей идеального государства. Это государство существует не ради людей, а ради самого себя.
Платон усматривает причину возникновения государства в общественном разделении труда между людьми. Лучше работает тот, кто занимается только одним делом, отсюда необходимость координировать человеческую деятельность. При этом каждый человек от природы предназначен к выполнению определенной работы. В идеальном государстве существует три основные группы граждан: правители-философы, стражи (воины) и ремесленники с земледельцами. Принадлежность к сословию определяется не происхождением, а личными способностями.
Стражи и правители не обладают никакой частной или личной собственностью, они живут все вместе в общественных помещениях, вместе питаются (за счет налогов с ремесленников и земледельцев) и не получают никакого иного вознаграждения. У них даже нет семей, так как жены и дети у них общие (сексуальные связи при этом регламентируются, чтобы «лучшие сходились с лучшими» — для получения лучшего потомства). Новорожденные дети сразу поступают к воспитателям, так что родители даже не знают своих детей. Платон наивно надеялся, что в таком случае все взрослые будут относиться ко всем детям, как к родным.
Схема 24. Платон: истоки и влияние
Судьба учения. Платон оказал громадное влияние на всю последующую европейскую философию: в определенном смысле его учение об идеях легло в основу всей идеалистической философии. В Средневековье платонизм полностью доминировал в христианской философии вплоть до XIII в., а позднее — соперничал с аристотелизмом (в виде томизма). Новый интерес к учению Платона пробудился в эпоху Возрождения, а затем в Новое время — особенно у Гегеля (подробнее см. схему 24).
Аристотель (Aristotle)
Биографические сведения. Аристотель (384—322 гг. до н.э.) — величайший древнегреческий философ. Родился во Фракии в г. Стагире (на берегу Эгейского моря). Отец — придворный врач македонского царя Аминта II.
В 15 лет Аристотель остался сиротой — на попечении своего дяди (брата отца), который тоже был врачом. Уже в молодости Аристотель активно интересовался естественными науками.
В 367 г. до н.э. Аристотель отправился в Афины, где поступил в Академию Платона, и пробыл там 20 лет, до самой смерти Платона.
После смерти учителя Аристотель покидает Афины, проводит несколько лет в странствиях. В 343 г. до н.э. по приглашению македонского царя Филиппа он приехал в столицу Македонии Пеллу и три или четыре года учил наследника Филиппа — Александра (Македонского).
После воцарения Александра в 335 г. до н.э. 50-летний Аристотель возвратился в Афины и открыл свою философскую школу — Ликей (Лицей)1. Учеников и последователей Аристотеля часто называли «перипатетиками»(прогуливающимися), так как в Ликее философией принято было заниматься во время прогулок по роще.
После смерти Александра Македонского в Афинах победила антимакедонская партия и Аристотеля обвинили в богохульстве, в 323 г. он вынужден был покинуть Афины.
Умер Аристотель на о. Евбея в 322 г. до н.э.
1 Название «Ликей» возникло потому, что школа располагалась в роще, посвященной Аполлону Ликейскому (Волчьему).
Аристотеля заслужено называют энциклопедистомДревней Греции. Его работы охватывают почти все известные тогда области знания, Аристотель является основоположником ряда наук: логики, психологии, биологии, политологии, экономики, истории, философии и др.
Аристотель первым предложил и систему классификации наук (схема 25).
Схема 25. Классификация наук у Аристотеля
Основные труды. Покидая Афины, все свои работы Аристотель оставил ученику Теофрасту, от которого они перешли к ученику послед-
него — Нелею. Более ста лет труды Аристотеля пролежали в подземном хранилище. В I в. н.э. они попали в Рим, где были систематизированы и изданы Андроником Родосским.
Сохранилось большое количество работ Аристотеля (хотя далеко не все) в самых разных областях знаний, но многие из них известны только в многократных переводах с одного языка на другой (с древнегреческого — на сирийский, с сирийского — на арабский, с арабского — на еврейский, с еврейского — на латынь, с латыни — на современные европейские языки).
Работы по философии были объединены в единую книгу, которая получила название «Метафизика» (букв. — «после физики»), так как в данном собрании сочинений она шла после книги под названием «Физика»1.
Относительно некоторых других работ существуют сомнения в авторстве Аристотеля — возможно, они принадлежат его ученикам. Часть произведений Аристотеля написана совместно с его учениками, которые подбирали и систематизировали материалы для этих работ, например по истории греческих полисов (городов-государств), истории животного и растительного мира.
К числу основных трудов Аристотеля относятся:
Диалоги2: «О философии». «Эвдем». «Протрептик».
Логика (Органон): «Первая аналитика». «Вторая аналитика». «Топика». «Опровержение софизмов». «Об истолковании». «Категории»3.
Философия: «Метафизика».
Физика: «Физика». «О небе». «О возникновении и уничтожении». «Метеорология».
Биология: «История животных». «О частях животных». «О движениях животных». «О происхождении животных».
Психология: «О душе».
Этика: «Никомахова этика». «Эвдемова этика». «Большая этика».
Политика: «Политика». «Афинская полития».
Экономика: «Экономика».
Искусствоведение: «Поэтика».
Ораторское искусство: «Риторика».
Философские воззрения. История философии. Аристотеля можно считать первым историком философии. Анализируя любую проблему, он всегда начинает с изложения всех известных ему мнений предшествующих философов по данному вопросу. В значительной сте-
1 О двух смыслах слова «метафизика» см. с. 20.
2 Написаны во время пребывания в платоновской Академии.
3 Авторство Аристотеля относительно этой работы сомнительно.
пени именно благодаря Аристотелю мы обладаем важными сведениями о древнегреческой философии раннего периода.
Отношение к Платону. Аристотель всегда высоко ценил своего учителя Платона, но в то же время это не мешало ему его критиковать. «Платон мне друг, но истина дороже», — говорил Аристотель.
Особо критикует Аристотель учение Платона за неясность и запутанность вопроса об отношениях между идеями и конкретными вещами чувственного мира.
Логика. Аристотель — основоположник европейской (классической) логики. Он выделил и сформулировал три закона правильного мышления:закон тождества, закон исключенного третьего и закон недопущения противоречия. Ему же принадлежит определение истины и лжи (ставших общепринятыми в европейской культуре), разработка силлогистики (учения о правильных и неправильных видах умозаключения — силлогизмов).
Работы Аристотеля по логике были объединены в единую книгу под названием «Органон» (Орудие) — она считалась необходимым орудием познания во всех философских направлениях.
Сам Аристотель считал логику не самостоятельной наукой, а обязательным введением ко всем наукам (пропедевтикой).
Метафизика (первая философия). Учение о бытии. Аристотель является дуалистом:он признает существование двух самостоятельных первоначал — материии формы.Все вещи, существующие в мире, состоят из материи и формы.
Но от них необходимо отличать первоматерию и первоформу. Первоматерия— это бесформенное неопределенное вещество, непознаваемое для человека, но являющееся основой для материи во всех вещах. Сама по себе первоматерия пассивна, безжизненна, не способна ничего породить; она является вечной, несотворимой и неуничтожимой. Материя есть лишь чистая возможность (потенция) возникновения вещей, она же — источник случайности, множественности, возникновения и уничтожения вещей. Любая возникшая вещь обретает существование (становится действительностью) только в результате соединения материи и формы, привнесения формы в материю.
Аристотелевское понятие «формы» близко к платоновскому понятию «идеи». Форма — это некая идеальная сущность вещи — видовая или родовая, но не индивидуальная. Только при внесении формы в кусок меди, мы получаем определенный предмет — кувшин, вазу, блюдо и т.п. Форма — это общая сущность для множества предметов одного типа; различные кувшины (разной конфигурации, из разного материала и т.п.) обладают единой сущностью кувшина.
Материя и форма в конкретных вещах диалектически связаны: то, что выступает в качестве формы в одном отношении, в другом выступа-
ет как материя. Так, глина есть оформленная материя — это земля, в которую привнесена форма (сущность) глины. Но по отношению к кирпичу, сделанному из глины, глина выступает в качестве материи, в которую привнесена форма кирпича. В свою очередь, кирпич выступает в роли материи для дома, построенного из кирпичей.
Форма любой существующей вещи является по отношению к этой вещи:
• ее сущностью;
• источником движения;
• причиной;
• целью.
Первоформа,соответственно, выступает у Аристотеля в качестве высшей сущности всего бытия, перводвигателя, первопричины и высшей цели. Но первоформа — это еще и некий Мировой ум, мыслящий сам себя.
Гносеология. Любовь к знанию — прирожденное свойство как людей, так и животных. Так как формы бытия и мышления аналогичны, то человек в состоянии познать мир.
Процесс познания, по Аристотелю, состоит из четырех стадий (табл. 23).
Таблица 23. Стадии познания
Стадии познания | Предмет познания |
1. Чувственное восприятие отдельных вещей и их свойств | Конкретные единичные вещи |
2. Опыт — несколько воспоминаний об одном и том же предмете | Множество конкретных единичных вещей |
3. Искусство1 (технэ) — знание сущности множества вещей | То общее, что имеется у множества вещей, их причины и цели, т.е. формы |
4. Философия (наука)— высшей из которых является первая философия, т.е. метафизика | Высшие формы, первопричины и высшие цели всего сущего |
Знать, по Аристотелю, — значит прежде всего знать общее (формы, универсалии), а также причины сущего. Но это постигается только разумом, а не чувствами.
Физика (вторая философия). Природа в целом понимается как единый живой организм, где «одно возникает ради другого».
1 Речь здесь идет не об изобразительном искусстве, а об особой ступени познания.
Космология. Космос является сферичным и конечным, но вне его ничего нет — кроме перводвигателя; космос существует вечно. В центре мира находится шарообразная Земля, вокруг нее вращаются Луна, Солнце, планеты и звезды. Мир делится на две части — подлунный и надлунный (границей является орбита Луны). Подлунный мир состоит из четырех элементов (стихий), способных превращаться друг в друга, надлунный мир из пятого — Эфира, который является неизменным, не трансформирующимся в другие элементы. Подлунный мир — место постоянных изменений, возникновения и уничтожения вещей, а надлунный — мир вечных сущностей.
Различаются несколько видов движения, т.е. перемещения в пространстве: прямолинейное и круговое, равномерное и неравномерное, прерывистое и непрерывное. Для надлунного мира характерно непрерывное, равномерное и круговое движение — наиболее близкое к вечности и неизменности. Надлунный мир состоит из ряда сфер, к которым прикреплены соответственно все небесные тела; движутся не сами Солнце, Луна и т.д., а эти сферы. Крайнюю сферу — сферу звезд — двигает перводвигатель, от нее движение передается более низким сферам — вплоть до Земли, где из-за несовершенства элементов подлунного мира правильное круговое движение распадается на множество неправильных (схема 26).
Схема 26. Перводвигатель и передача движения
Аристотелевская космология стала доминирующей в науке и в качестве таковой просуществовала вплоть до эпохи Возрождения.
Биология.
Аристотелю принадлежит ряд конкретных открытий в биологии. Он первым провозгласил, что живые организмы и растения также достойны изучения, как и звезды, описав более 500 видов животных и предложив классификацию для них. Аристотель также допускал самопроизвольное зарождение низших видов живого из неживого.
Психология.
Душа, по Аристотелю, связана, с одной стороны, с материей, а с другой — с богом. Все живое и только оно обладает душой. Различаются три вида душ: растительная, осуществляющая функции питания, роста и умирания; животная — осуществляющая функции ощущения, удовольствия и неудовольствия, а также функцию движения; разумная — осуществляющая интеллектуальные функции рассуждения и размышления. Растения обладают только растительной душой, животные — растительной и животной, человек — всеми тремя. Бог обладает только разумной душой. Растительная и животная души не отделимы от тела — как у растений и животных, так и у человека. Но возможно, что разумная душа может существовать и отделившись от тела.
Аристотель отвергал учение о переселении душ.
Практическая философия. Этика. Этика имеет дело с «правильной нормой» человеческого поведения. Эта норма не может быть выведена теоретически, она обусловлена особенностями социальной жизни. Высшее благо человеческой жизни — счастье, оно достижимо только при добродетельной жизни. Наивысшее возможное для человека счастье достигается при занятиях философией.
Политика. Государство является естественным образованием (подобным живому организму), человек — это политическое животное. Высшая цель государства (полиса), как и отдельного человека, состоит в «счастливой и прекрасной жизни». Отсюда главной задачей государства является воспитание добродетельных граждан. Известно, что Аристотель изучил и описал более 150 форм правления, бытовавших в то время. Лучшей формой правления он считал «политию», где нет резкой поляризации бедных и богатых; к худшим он относил тиранию и крайнюю демократию.
Физический труд — удел рабов, рабство существует «от природы», и рабами должны быть в основном варвары (не греки). Дело свободного
человека — интеллектуальная, политическая и эстетическая деятельность.
Экономика.
Аристотель первым систематически исследовал такие явления хозяйственной жизни, как товарное хозяйство, сравнивая его с натуральным, социальное разделение труда и обмен, и выделил две функции денег (как средства обмена и как формы стоимости).
Читайте также:
Античность — Юнциклопедия
Античность (от лат. antiquitas — древность, старина) — цивилизация и культура Древней Греции и Древнего Рима, рассматриваемые как начальная эпоха, исток, основа европейской и современной мировой цивилизации и культуры в ряду эпох: античность — средние века — новое время. Эта точка зрения связана с тем, что античность сформировала государственное устройство, ставшее моделью для современной мировой цивилизации, — демократию, народовластие — ив процессе его формирования взрастила культуру, ставшую одной из существеннейших и энергичнейших сил всей последующей мировой культуры. Поэтому время расцвета классической (образцовой) греческой демократии обычно и рассматривается как центр греко-римской античности (5—4 вв. до н. э.), как эпоха классической Греции, или классической античности. Время становления демократии (7—6 вв. до н. э.) называется архаическим (т. е. начальным, или древним) периодом, а еще более раннее время начала распада родовой общины, доисторическое, т. е. от которого не дошли письменные свидетельства (11—8 вв. до н. э.), называется темными веками или (по времени создания знаменитых поэм) «гомеровским» периодом. Крито-микенскую цивилизацию (3—2 тысячелетия до н. э.) относят уже к доантичным временам. Эпоху упадка греческих демократических государств, но вместе с тем распространения греческой цивилизованности и культуры в результате побед Александра Македонского (см Александра Македонского держава) от бассейна Средиземного моря вплоть до Индии называют эпохой эллинизма (338—30 до н. э.). Заключительную эпоху античности обозначают как эллинистическо-римскую, поскольку после покорения Римом последней эллинистической монархии — Египта (30 до н.
э.) — более высокая греческая цивилизация и культура продолжают сосуществовать с римской культурой, оказывая на нее сильное влияние, а многие греческие города-государства и в пределах Римской империи сохраняют внутреннюю автономию, как и в эпоху эллинизма.
Греческая демократия содержала в себе черты, существенные и для современного понятия демократии, но были в ней и некоторые исторически неизбежные ограничения. Прежде всего, античная классическая демократия рассматривалась как форма государственного устройства, в основе которого лежит свобода. Гарантией личной свободы гражданина было право частной собственности на средства .производства (и, прежде всего, на главное из них — землю) с возможностью продажи ее или передачи по наследству, право свободного распоряжения произведенными товарами (т. е. свободный рынок), право непосредственно влиять на формирование внутренней и внешней политики государства и антимонопольные законы, препятствовавшие концентрации экономической и политической власти в руках одной личности, семьи, рода, сословия, класса. Недостатком классической античной демократии было то, что свободой в каждом из греческих государств (а их было около 2 тыс.) обладал только полноправный гражданин именно этого государства и только в пределах своего государства. Все прочие лично свободные жители этого государства — иммигранты и женщины — гражданскими правами не обладали и частной собственностью (особенно недвижимой) владеть не могли. Не .говоря уже о рабах, которые не обладали даже личной свободой и в саму категорию людей включались только отдельными свободомыслящими греками и римлянами (см. Рабство, Работорговля).
Несмотря на указанную ограниченность, античная демократия (и даже аристократические государства) предоставляла свободу творческой инициативы такому количеству людей, которое было немыслимо в современных ей восточных деспотиях (см. Древний Восток), где, как правило, единственным частным собственником был деспот, а все прочие — его подданными, арендаторами и рабами. Именно гражданские права и послужили хорошей основой для веры грека классического времени в свои силы, в способность улучшить свою жизнь в результате собственных усилий, собственного труда. Все это имело своим результатом невиданное по динамике развитие и безусловную оригинальность в различных областях материальной и духовной культуры.
Одним из видимых результатов этого развития стала античная скульптура. Заимствованная греками из древней и рафинированной, но безличной и униформированной деспотичной цивилизации Египта, уже в архаическую эпоху она отличается от окоченевших и схематичных египетских фигур большей мягкостью, живостью и большей индивидуализацией очертаний. А с началом классической эпохи, характеризующейся массовым ростом самосознания свободных граждан демократических полисов, скульптура приобретает специфически античные оригинальные черты. Она перестает служить застывшим в деревянной позе символом незыблемости привилегий родовой знати и начинает отражать динамику отношений полноправных граждан полиса.
Греческая архитектура также была сращена с динамичными общественными процессами. До эпохи эллинизма царских дворцов не строили по причине отсутствия царской власти. Главными зданиями городов вначале были дома божеств, покровителей городов, — храмы. По мере роста благосостояния и развития демократии другой важнейший центр полиса — агора, площадь, где собирался народ для решения как политических, так и экономических проблем (в частности, для товарообмена), начала обстраиваться зданиями, предназначенными для различных общественных нужд — разного рода правительственных учреждений, собраний и т. п. Это здание городского совета — булевтерий, театр, гимнасий, палестра, стадион. Греческая архитектура сделала ряд оригинальных разработок, в частности, как формы храмов, так и их отдельных деталей. И несмотря на монументальный характер греческой общественной архитектуры классического времени, чувство пропорции не позволяло создавать сооружения, служившие целям подавления и принижения чувств свободного гражданина свободного государства, в отличие от архитектуры древневосточных деспотий, эллинистического и римского времени, где индивидуалистически-монополистические тенденции поощряли гипертрофированную монументальность и колоссальность сооружений.
(С эллинистического же времени в греческой архитектуре появляются дворцы царей и виллы царских вельмож и состоятельных людей.) Частные здания вместе с ростом благосостояния общей массы населения демократических полисов также благоустраивались. Города снабжались водопроводом и канализацией. Вновь построенные города (например, Пирей) создавались уже согласно греческой философии архитектуры, наиболее выдающимся представителем которой был Гипподам из Милета (гип-подамова планировка). Античная цивилизация возникла как цивилизация городов-государств и оставалась до своего конца таковой, несмотря на потерю городами права на проведение самостоятельной внешней политики, подкрепленной собственными независимыми вооруженными силами. Но в процессе все большего наступления императорской центральной власти на права муниципального самоуправления (вплоть до драконовского налогообложения Юстинианом) города теряли источники не только развития, но и регенерации и приходили в упадок.
Вместе с античным городом формировалась и греческая, а затем и римская литература, все те ее жанры и литературные образцы, которые в значительной степени будут определять развитие европейской и мировой литературы. В архаическую эпоху производится запись созданного в темные века дописьменного эпоса, в частности «Илиады» и «Одиссеи» Гомера, ставших предметами обязательного школьного образования не только в гимнасиях античности, но и в гуманистической (классической) гимназии нового времени. Живой эпос уже не создается, а лишь пародии на него, поскольку его естественная среда — аристократическая община — уступает свои позиции демократии. Эмансипирующаяся личность осуществляет свою потребность в выражении и осознании чувств и переживаний в другом роде литературы — в лирике. Именно в эпоху архаики возникает целое созвездие мастеров различных лирических форм — Алкей, Сапфо, Анакреонт, Архилох и многие другие. В классическую же эпоху ведущим жанром становится драма, а обязательным атрибутом архитектуры каждого города — театр. Величайшие драматурги трагедии — Эсхил, Софокл, Еврипид, комедии — Аристофан. Исэгория (равная свобода слова для всех граждан) и исономия (политическое равноправие) вызывают расцвет некогда аристократического искусства — ораторского, для проявления которого было достаточно поводов на заседаниях народного собрания, совета, суда, на народных празднествах и даже в быту.
Особыми мастерами этого искусства и одновременно политическими деятелями были Демосфен и Исократ. И кроме них можно назвать десятки имен, поскольку ораторское искусство не умирало в античности никогда, хотя с падением» греческой демократии и римской республики оно, скорее, превратилось в красноречие. Развитие общественного самосознания послужило причиной возникновения литературы, описывающей государства в процессе развития, т.е. историографии, наиболее выдающимися представителями начального этапа которой были Гекатей Милетский, Геродот и Фукидид. Взаимоотношение субъекта и объекта, личности и окружающего мира, т. е. проблемы, появившиеся вместе с греческой свободой, с помощью различных подходов пытается осмыслить родившаяся вместе с ней греческая философия, в отличие от других сфер греческой духовной культуры так и не получившая настоящего развития в римской культуре.
В тесной связи с философией развивается и греческая наука, уже в классическое время имевшая большие достижения, — математика, геометрия, астрономия, медицина, продолжением которых и являются современные соответствующие научные дисциплины. Высокого уровня достигла и техника. Однако в античности она не образует тесной связи с научными разработками, поскольку все более распространявшийся в постклассическое время рабский труд был дешевле техники. Стабильное развитие имела только военная техника. Вместе с тем за тысячу лет от эпохи классики и до конца античности инженеры и техники дали сравнительно сильный толчок развитию производительных сил, расширили ассортимент товаров потребления, повысили их качестро, увеличили их количество. Технические новинки кроме военной области использовались в подъемных механизмах, судостроении, горной промышленности (включая каменоломни и металлургические предприятия), водном хозяйстве (трубопроводы, водяное колесо). Применялось давление пара и воздуха. Несмотря на тормозящую силу рабского труда, еще в античности начинают применяться прогрессивные конструкции плугов, косилки, жатки и водяные мельницы.
К 4 в. до н. э. в общих чертах в Греции сложилась система образования — общее образование или энциклопедическое образование, энкюклиос пайдейа, которое в своей основе не было отвергнуто ни Римом, ни христианским средневековьем, ни христианско-демократическим новым временем (гуманистическая или классическая гимназия, гуманитарное образование). Классические языки — древнегреческий и латынь — в форме так называемой интернациональной лексики вошли во все европейские и многие неевропейские языки и, являясь международным языком науки и культуры, связывают воедино, как живые нервы и кровеносные сосуды, современную цивилизацию с ее живительными истоками — историческим опытом и достижениями прошлого.
Wikizero — Античность
Из Википедии, бесплатной энциклопедии
Парфенон — один из ярких символов Античности, символизирующий древнегреческую культуруАнти́чность[1] (от лат. antiquitas «древность»)[2] — термин, означающий греко-римскую древность — цивилизацию Древней Греции и Древнего Рима во всём многообразии её исторических форм. Этот термин был принят в начале XVIII века во французском языке (фр. antiquité) и обозначал «особый вид искусства, относящийся к ранним историческим периодам. Появление множества исследований, связанных с изучением истории искусств, привело к сужению понятия до рамок греко-римской древности»[3]. В дореволюционном употреблении в России использовался термин «классическая древность»[4].
Временные периоды могут несколько варьироваться в геополитическом контексте. Так, расцвет цивилизации в Древней Греции был отмечен раньше, чем в Римской империи. Кроме того, античная цивилизация в Восточной Римской империи зародилась раньше и угасла позже, чем в западной части, где её уклад разрушили вторгнувшиеся германцы. Тем не менее античное культурное наследие (в основном в позднеантичном виде) довольно хорошо сохранилось в быту, культуре, языке и традициях большинства современных романских народов, а от них передалось и другим народам Средиземноморья (южные славяне, арабы, турки, берберы, евреи).
Необходимо отметить и то, что многие элементы классической античности (традиции, законы, обычаи и т. д.) хорошо сохранялись в малоазиатском ядре Восточной Римской (Византийской) империи до XI века, до пришествия турок-сельджуков.
Периодизация античности и протоантичности[править | править код]
Историю Древней Греции принято делить на 5 периодов, которые являются одновременно и культурными эпохами:
- эгейский или крито-микенский (III—II тыс. до н. э.),
- гомеровский (XI—IX века до н. э.),
- архаический (VIII—VI века до н. э.),
- классический (V—IV века до н. э.),
- эллинистический (вторая половина IV — середина I века до н. э.).
Что такое античность? Определение :: SYL.ru
Очень часто в повседневной жизни вы можете слышать такое слово для обозначения временного периода Древней Греции и Рима, как «античность». Что такое этот период? Ответ на этот вопрос вы найдете в данной статье.
География
Что такое античность? Это такая эпоха в истории, которая значительно повлияла на дальнейшее развитие многих государств. Те страны, считающиеся образцами данного периода, располагались на территориях Южной и Центральной Европы, Малой Азии и Северной Африки. Наиболее выделяющимися являются такие государства, как Древняя Греция, Древний Рим. В этих странах духовная сфера общества достигла наивысшей точки развития. Они относятся к Центральной части.
На периферии античного мира, например, в Средиземноморье, на территории бассейна реки под названием Дунай, а также в Северной Африке, располагались государства, которые вошли в состав античного мира чуть позже.
Этапы Античности
Что такое античность? Это длительный период всеобщей истории, который условно разделяется на несколько этапов. Первый из них начался в Древней Греции еще до нашей эры, а именно в конце II – начале I тысячелетия. В середине I тыс. до н. э. начался период итальянской античности.
Перед тем как культура и искусство Древней Греции стали образцовыми, шло активное развитие Крито-Микенской цивилизации, возникшей на рубеже III и II тысячелетий до нашей эры. Она повлияла на исторический путь античных государств. Античный мир завершил свое существование в середине I тыс. н. э. Историки считают, что окончательной датой древней истории является 476 год нашей эры. В целом протяженность античности составляет 1,5 тысячи лет.
Общество и экономика
Что такое античность? Это не только культура и искусство Древних Греции и Рима. Это также общественно-политическое устройство этих государств, их экономика. Чем характеризовались эти сферы жизни? Общество было представлено сложной структурой, что, конечно же, порождало глубокие внутренние противоречия. Это также было одной из причин, по которым античные государства потрясали многочисленные социальные конфликты, смуты, восстания и даже гражданские войны. Государство же было представлено полисом.
Экономическое развитие Древних греков и римлян было довольно-таки успешным для того времени. Большим значением обладала частная собственность. Даже небогатые люди владели хотя бы небольшим участком земли, лодкой или мастерской. Более успешные граждане, чье финансовое положение было хорошим, попросту говоря, знать, могли позволить себе крупные участки земли и более развитые мастерские.
История
Данная наука сложилась в Древней Греции. Ее основал ученый Геродот, благодаря которому сохранилась информация о Греко-персидских войнах. Впоследствии многие философы и ученые делали свой вклад в такую науку, как история Античности. В трудах того времени можно увидеть попытки обосновать причины того или иного события, роль конкретного исторического лица и так далее. Особенно известными и по сей день являются труды императора Марка Аврелия, который, кстати, был изображен на многих статуях.
Архитектура
Эпоха Античности тесно связана с развитием архитектуры. Во-первых, высокого уровня достигло градостроительство. Так, все города были тщательно спланированы и основательно построены. В них находились театры, гимнасии (спортивные комплексы), рынки, стадионы, а также храмы. Дороги на улицах были вымощены черепками посуды, булыжниками или плитами из камня. Система водоснабжения и канализации также была хорошо развита.
Как греки, так и римляне могли возводить сложные сооружения, при этом добавляя в здания интересные архитектурные решения. Так, в Древней Греции появилась ордерная система. Храмы возводились на фундаменте прямоугольной формы; на ступенях, ведущих внутрь, собирались верующие. В храме располагалась статуя какого-либо бога. Поэтому многие сооружения назывались примерно так: «Храм Ники Аптерос».
Римляне переняли многие элементы греческой архитектуры, например колонны. Однако они также привнесли кое-что новое в искусство античности. Например, арочные конструкции и купольные своды. Новый прочный строительный материал также был изобретен ими. Он так и называется: римский бетон.
Театр и ораторское искусство
Культура Античности неразрывно связана с такими понятиями, как «театр» и «ораторское искусство». Действительно, театр был одним из основных видов массовых зрелищ. Через пьесы формировалось гражданское сознание. Такие драматурги, как Эсхил и Софокл, Аристофан и Менандр, известны на весь мир. Древнеримское театральное искусство первоначально было прямым подражанием греческому. Однако население этого государства предпочитало комедии. Благодаря добавлению музыкальных номеров, танцев и даже спецэффектов представления становились намного зрелищнее.
Ораторское искусство было практической потребностью античного общества. Именно в этот период была создана теория красноречия, которая широко применялась в политической борьбе и судебных спорах. Наиболее известными ораторами стали Демосфен и Цицерон, жившие в Древней Греции и в Древнем Риме, соответственно.
Литература
Что такое античность? Это период, который оставил глубокий свет в развитии европейских государств. Одним из величайших достижений культуры этого времени является художественная литература. В главных центрах искусства, а именно в Греции и в Риме, сложилось множество литературных жанров.
К ним относятся: поэзия (лирическая и эпическая), трагедия, комедия, роман. Такие произведения, как «Илиада», «Одиссея», «Золотой осел» являются лучшими в своем роде и относятся к древнегреческой культуре. Древнеримская литература известна по поэме «Энеида».
Влияние на иные государства
Древняя античность оказала большое влияние на другие государства. Так, архитектурные элементы были заимствованы отсюда и использованы во многих стилях и направлениях. Статуи богов и исторических деятелей стали образцами изящества и красоты, эталоном, по которому впоследствии создавались новые произведения искусства. К античности как образцу возвращались во времена Возрождения и Классицизма, считая произведения этого периода идеалом пропорциональности.
В период Античности были заложены основы театрального и ораторского искусства, а также литературы. Более того, общественное устройство древних государств было частично перенято более современными странами. И, наконец, язык и письменность периода античности легли в основу многих современных языков, таких, как английский, немецкий, испанский, итальянский, французский и даже русский. Многие науки были заложены в это время, стали фундаментом для их дальнейшего изучения. Латинским языком пользовались в эпоху Античности и Средневековья, а теперь он является научным.
Значение слова «античность» в 10 словарях
♦ Выполняла ли ваша углубленность в античность роль заслона от маразма советской (и, наверно, не только советской) действительности?
Из анкеты
Дети любят заумные слова, а потом взрослые их от этого отучивают. Мне удалось сохранить эту любовь почти до старости. До сих пор помню юмористический рассказ про индейца, которого звали Угобичибугочибипаупаукиписвискививичинбул, что будто бы значило маленькая ящерица, сидящая на сухом дереве, с хвостом, свешивающимся до земли. (Так Крученых приводил на пушкинскую заумь примеры из Джона Теннера.) Я полюбил историю и географию, потому что в них было много заумных имен и названий. В географии — главным образом в экзотических странах. В истории — главным образом в древности и в средние века. Мне повезло прочитать школьные, а потом университетские учебники раньше, чем по ним пришлось учиться, и они звучали как музыка. Но лишь пока не начиналась история нового времени: в ней почему-то имена исчезали, а оставались сословия, классы и партии. Поэтому древность была интереснее. Мне еще раз повезло: в доме у моего товарища было много книг античных авторов в русских переводах, и к концу школы я успел их прочесть и полюбить. Когда я кончал школу, то твердо знал, что хочу изучать античность: в нее можно было спрятаться от современности. Я только колебался, идти ли мне на исторический факультет или на филологический. Я пошел на филологический, рассудив: на филологическом легче научиться истории, чем на историческом — филологии. Оказалось, что я рассудил правильно. Сейчас классическое отделение на филфаке МГУ — одно из самых престижных. В 1952 году, наоборот, туда загоняли силою. Сталин под конец жизни захотел наряду со многим прочим возродить классические гимназии: ввел раздельное образование и школьную форму, а потом стал вводить латинский язык. Для этого нужно было очень много латинских учителей, их должны были дать классические отделения, а на классические отделения никто не шел: молодые люди рвались ближе к жизни. Поэтому тем, кто не набрал проходной балл на русское или романо-германское отделение, говорили: или забирайте документы, или зачисляйтесь на классическое. На первом курсе набралось 25 человек, из них по доброй воле — двое; как все остальные ненавидели свою античную специальность, объяснять не надо. Прошло три года, Сталин умер, стало ясно, что классических гимназий не будет, и деканат нехотя предложил: пусть, кто хочет, переходит на русское, им даже дадут лишний год, чтобы доедать предметы русской программы. Перешла только половина; 12 человек остались на классическом до конца, хорошо понимая, что с работой им будет трудно. Это значит, что на классическом отделении были очень хорошие преподаватели: они учили так, что люди стали любить ненавистную античность. Хорошие — не значит главные или славные. Заведующим кафедрой был Н. Ф. Дератани — партийный человек, высокий, сухой, выцветший, скучный; когда-то перед революцией он даже напечатал диссертацию об Овидии на латинском языке, где вместо in Tristibus всюду было написано in Tristiis. Он уже был нарицательным именем: Дератани называлась хрестоматия по античной литературе, по которой учились 40 лет. Самым популярным был С. И. Радциг — белоснежная голова над черным пиджаком, розовое лицо, сутулые плечи и гулкий голос, которым он пел над завороженным первым курсом всех отделений строчки Гомера по-гречески и пересказы всего остального: он читал общий курс античной литературы, и когда учившиеся на филфаке при встрече обменивались воспоминаниями, то паролем было: А Радциг!.. Но глубже, чем для первого курса, он не рассказывал никогда и ничего. Больше всего мне дали преподаватели языков. Греческий нашей группе преподавал А. Н. Попов (тоже нарицательный: Попов и Шендяпин назывался учебник латинского языка), латынь — К. Ф. Мейер. Попов — круглый, быстрый, с седой бородкой, с острой указкой, ни на секунду не дававший отвлечься, — был особенно хорош, когда изредка отвлекался сам: прижмуривал глаза и диктовал для перевода на греческий стихи А. К. Толстого (условные предложения: И если б — курган-твой-высокий — сравнялся бы! с полем пустым — то сла-ава, разлившись-далеко-была-бы-курганом-твоим) или приводил примеры из семантики по Бреалю своей молодости (по-русски клеветать — от клевать, а по-гречески диабаллейн — разбрасывать худую молву, отсюда — сам диавол-клеветник). Я бывал у него и после университета — это было еще интереснее. Мейер, медленный и твердый, с больной ногой, тяжело опиравшийся на палку с белым горбуном на головке, не отвлекался никогда; но латинские правила выстраивались у него в такие логические батальоны, что следить за ними было интереснее, чем за любыми отвлечениями. Все они были дореволюционной формации, все они пересиживали двадцать пореволюционных лет, как могли: Дератани писал предисловия к античным книжкам Академии (выводя всех поэтов из товарно-денежных отношений, это было как заклинание), Попов, кажется, работал юрисконсультом, Мейер преподавал математику в артиллерийском училище. Когда перед войной филологию возобновили и С. И. Соболевский стал собирать преподавателей, Мейер сказал было: Да мы, наверное, все забыли…, но Соболевский ответил: Не так мы вас учили, чтобы за какие-то двадцать лет все забыть! — и Мейер смолк. С нами им было скучно: кончали мы приблизительно с такими же знаниями, с какими дореволюционный гимназист кончал гимназию. Я учился плохо: рано понял, что литературоведение мне интереснее лингвистики, а латинская литература интереснее греческой, и сосредоточился только на ней. Это потому, что у меня нет способности к языкам, и латинский язык мне давался легче, чем греческий, — как и всякому. (Старый А. И. Доватур говорил: латинский язык выучить можно, а греческий нельзя, потому что это не один язык, а много: в разных жанрах, диалектах, эпохах итд.). По-латыни я рано стал, сверх университетских заданий, читать неурочные тексты, а по-гречески это не получалось. По-латыни научился читать без словаря, по-гречески — только со словарем. (Однажды Р. Д. Тименчик попросил меня перевести записку А. Волынского к И. Анненскому на греческом языке: они побранились в редакции Аполлона, и на следующий день Волынский написал Анненскому, что просит прощения за сказанное, однако все-таки лучше бы Анненский сидел со своим Еврипидом и не вмешивался в современное искусство. Лишь переведя до конца, я понял, что переводил не с древнегреческого, а с новогреческой кафаревусы — видимо, Волынский научился ей в Константинополе и на Афоне.) Потом я много переводил и с латинского, и с греческого, но с греческого всегда неуверенно и всегда сверяясь с английским или французским параллельным переводом. Когда кончал большой греческий перевод, то с удовольствием чувствовал: ну, на этой работе я наконец-то выучил язык. Но проходило несколько месяцев, усвоенное выветривалось, и за новый перевод я опять брался как будто от нуля. С латинским языком этого не было. Что такое наука, наши учителя не задумывались: по здоровой инерции, для них это было то, с чем они расстались в 1914 г., без всяких изменений. От всего, о чем разговаривали на других кафедрах, они отгораживались — тоже из чувства очень здорового самосохранения. Только однажды худенький седой А. С. Ахманов, рассказывавший нам историю греческой философии, мимоходом бросил: Прежде чем спорить, что такое реализм, нужно договориться, что такое res. (В 1955 г. В. Звегинцев, читая нам, второсортным, — славистам, восточникам, античникам — краткий курс общей лингвистики, сказал: По такому-то вопросу такие-то думают так-то, такие-то так-то, а общего мнения нет. Это было ошеломляюще: до того нам с кафедры объявлялись только истины в последней инстанции.) Есть библиографический ежегодник, без которого не может существовать античник, LAnnee philologique — за пять лет мы не слышали о нем ни разу, я открыл его существование из случайной сноски в какой-то книге. Я учился только по книгам; потом объяснял молодым студентам: Университет — это пять лет самообразования на государственный счет, с некоторыми помехами, вроде посещения лекций, но преодолимыми. У кого учились? быстро спросил меня недавно один поэт, имея в виду, конечно, не только классическую филологию. У книг, — ответил я. А-а, подкидыш! — воскликнул он с видимой радостью. Я согласился. Перемены на классической кафедре начались уже после нас — когда сперва там стал студентом Аверинцев, а потом стала заведующей Тахо-Годи. Когда К. П. Полонская вслед за Аверинцевым вместо новая комедия стала говорить пеа, мы поняли, что началась другая эпоха, — сказала мне Т. В. Страшно подумать, первую работу на втором курсе я написал, по-нынешнему выражаясь, о структурных аналогиях комедий Аристофана и Мистерии-буфф Маяковского — зная Аристофана, разумеется, только по переводам. Потом, опамятовавшись, я занялся выискиванием политических намеков в литературных сатирах и посланиях Горация — это советская филология приучила нас к тому, что главное в литературе — это общественная борьба. Попутно я разобрал композицию этих стихотворений и на всю жизнь усвоил, что нет такого хаоса, в котором при желании нельзя было бы выследить блистательный порядок. Этими разборами я и стал потом заниматься; посторонние называли это структурализмом. Видимо, это детскую страсть к заумным звукам (поллоймен клетой, олигой д'эклектой! — званый, но не избранный, это я) я отрабатывал сочинением сухих всеохватных композиционных схем. После университета я служил тридцать лет и три года в Институте мировой литературы, в античном секторе. Нас было десять человек, мы писали коллективные труды, потому что монографии не поощрялись: в монографию легче проскользнуть чему-нибудь оригинальному и нестандартному. Коллективный труд — это значит: мучительно придумывалась общая тема, потом каждый писал о ней на привычном ему материале, а тот материал, с которым никому не хотелось связываться, приходилось брать мне. Книга по античной литературе без упоминания о греческой трагедии выглядела бы неприлично — пришлось написать о сюжетосложении трагедии, которой я никогда не занимался (разумеется, перечитав 33 трагедии больше по переводам, чем по подлинникам). Жаль, что не случилось так же написать о сюжетосложении комедии — это было бы интереснее. У В. Шкловского есть книжка случайных статей Поденщина, где он пишет, что время умнее нас, и поденщина, которую нам заказывают, бывает важнее, чем шедевры, о которых мы только мечтаем. Я тоже так думаю. Мой шеф по античному сектору ИМЛИ, Федор Александрович Петровский (Дератани когда-то выжил его из университета) был очень хороший переводчик. Ему повезло в 1930-х попасть в архангельскую ссылку, — говорила М. Е. Грабарь-Пассек, — без этого уединения он никогда бы не перевел своего Лукреция. Когда нужно было составлять личный план работы на следующий год, он говорил: Я — как Акакий Акакиевич: ему предлагали повышение, а он говорил: мне бы лучше что-нибудь переписать; так и я: мне бы лучше чего-нибудь перевести. Я умею писать стихи, но писать мне не о чем, поэтому я тоже стал переводчиком. Переводя, читаешь текст внимательнее всего: переводы научили меня античности больше, чем что-нибудь иное. Интереснее всего было переводить тех, с кем я меньше всего чувствовал внутреннего сходства, — оды Пиндара, Науку любви Овидия: это как будто расширяло душевный опыт. При переводах были научно-популярные вступительные статьи и комментарии. Я рос на античных переводах со статьями и комментариями Ф. Ф. Зелинского и старался отрабатывать то удовольствие, которое когда-то получил от них. (А я с Зелинским сидел рядом в варшавском бомбоубежище в 1939-м, — сказал Ю. Г. Кон из Петрозаводской консерватории, один из самых светлых людей и умных собеседников, каких я встречал. — Он тряс седой головой, смотрел сумасшедшими глазами и прижимал к груди рукописи. Кон был официально признанным покойником: в 1939-м он ушел от немцев пешком на восток, в 1941-м его с остальными повезли в Сибирь, он был в таком виде, что для облегчения эшелона его на каком-то полустанке записали покойником и выгрузили, но он чудом отлежался, дошел до Ташкента, там доучился, стал преподавать, а потом перебрался в Петрозаводск.) Я хорошо помню, как я рос, какие книги читал, чего мне не хватало, и я старался дать новым читателям именно то, чего мне не хватало. Разумеется, статьи мои были компилятивные: чтобы донести до русского читателя как можно больше из того, до чего додумалась западная филология насчет Горация или Вергилия. Тот же Зелинский когда-то написал про позднюю античность: В предчувствии наступающих темных веков она словно торопилась упаковать самое необходимое свое добро в удобосохраняемые компендии, вроде Марциана Капеллы или Исидора Севильского. Точно так же и я старался покрепче логически связать обрывки прочитанного и потуже их умять в полтора листа вступительной статьи к очередному античному автору. Потом иногда с удивлением приходилось слышать: Какие у вас оригинальные мысли! Вероятно, они появлялись сами собой от переупаковки чужого. Комментарии тоже были компилятивные, импортные — я выпустил больше десятка комментариев к своим и чужим переводам, и в них была только одна моя собственная находка (к Ибису Овидия, про смерть Неоптолема). Для комментариев пришлось вырабатывать новые формы. Сто лет назад комментарии были рассчитаны на читателя, который после школы сохранял смутное общее представление об античной истории и культуре, и нужно было только подсказывать ему отдельные полузабытые частности. Теперь наоборот, читатель обычно знает частности (кто такой Сократ, кто такая Венера), но ни в какую систему они в его голове не складываются. Стало быть, главное в современном комментарии — не построчные примечания к отдельным именам, а общая преамбула о сочинении в целом и о той культуре, в которую оно вписывается. Постепенно стало удаваться продвигать их в печать именно так, впервые, пожалуй, — в комментарии Е. Г. Рабинович к трагедиям Сенеки в Литературных памятниках. Не обходилось без сопротивления. Комментируя Овидия, я перед примечаниями к каждой элегии написал, как спокон века писалось при комментариях к латинскому подлиннику: Обращение (стихи такие-то), описание своих забот (такие-то), отступление с мифом о Медее (такие-то) итд. Редактор (а это был лучший редактор над Литпамятниками за тридцать лет) возмутился: Это неуважение к читателю: может быть, вы и к Погасло дневное светило будете со ставлять такое оглавление? Я подумал: а почему бы нет? — но, конечно, пришлось отступить, а сведения об овидиевской композиции вводить в комментарий обходными маневрами. Бывают эпохи, когда комментарий — самое надежное просветительское средство. Так, Кантемир снабжал свои переводы Горация (а Тредиаковский — Роллена) примечаниями к каждому слову, из которых складывалась целая подстраничная энциклопедия римской литературы и жизни. Комментарий хорош, когда написан просто. Мне помогало прямолинейное мышление — от природы и от советской школы. Однажды шла речь о том, что античная культура была более устной, чем наша: читали только вслух, больше запоминали наизусть, чтили красноречие итд. Я сказал: Это оттого, что античные свитки нужно было держать двумя руками, так что нельзя было делать выписки и приходилось брать памятью. С. С. Аверинцев очень хорошо ко мне относится, но тут и он взволновался: Нельзя же так упрощенно, есть же ведь такая вещь, как Zeitgeist итд. Наверное, есть, но мне она доступна лишь через материалистический черный ход. Однажды я говорил студентам, как от изобретения второй рукояти на круглом щите родилась пешая фаланга, а от нее греческая демократия; а от изобретения стремени — тяжеловооруженная коннипа и от нее феодализм. Я получил записку: И вам не стыдно предлагать такие примитивно марксистские объяснения? Я сказал, что это домыслы как раз буржуазных ученых, марксисты же, хоть и клялись материальной культурой и средствами производства, представляли их себе очень смутно. Кажется, мне не поверили. В разговоре с маленькими упрощение позволительней. Я написал детскую книжку Занимательная Греция. У Мольера педант говорит: Я предпринял великое дело: переложить всю римскую историю в мадригалы; а я — всю греческую историю в анекдоты. (О технике греческого анекдота я всю жизнь мечтал написать исследование, но написал только две страницы — в преамбуле к одному комментарию.) Писал я для среднего школьного возраста, знающего о Греции ровно столько, сколько написано в учебнике Коровкина, потом прочитал несколько глав перед студентами — им оказалось интересно; потом перед повышающимися преподавателями — им тоже оказалось интересно. Философы говорили: Все очень хорошо, но про философию, конечно, слабее; искусствоведы говорили: Все очень хорошо, но про искусство, конечно, слабее; я заключил, что вышло как раз то, что нужно. Может быть, поэтому, а может быть, по чему другому книжка прождала издания четырнадцать лет. Я думаю, что это самое полезное, что я сделал по части античности. Античность не для одного меня была щелью, чтобы спрятаться от современности. Я был временно исполняющим обязанности филолога-классика в узком промежутке между теми, кто нас учил, и теми, кто пришел очень скоро после нас. Я постарался сделать эту щель попросторнее и покомфортнее и пошел искать себе другую щель.
Поздняя античность — Древняя история
Поздняя античность — это исторический период между 284 и 632 годами нашей эры. Император Диоклетиан пришел к власти в 284 году нашей эры, когда Римская империя стала громоздкой. Чтобы преодолеть кризис третьего века, император Диоклетиан разделил империю на две империи — Восточную Римскую империю, также известную как Византийская империя, и Западная Римская империя. Каждым из них правили два императора. Считается, что конец поздней античности приходится на 632 год нашей эры, год смерти пророка Мухаммеда.Месопотамия и вся Европа претерпели заметные социокультурные и религиозные изменения в поздней античности. Религия
Среди наиболее важных изменений Месопотамии и Европы были религиозные революции. Возникновение иудаизма, христианства и ислама сыграло важную роль в формировании культуры и истории грядущей эпохи. Старые языческие религии и ритуалы постоянно приходили в упадок. Некоторые религии, такие как зороастризм, действительно выжили, но потеряли огромное количество последователей из-за размаха христианства.Обращение императора Константина Великого было значительным событием в распространении религии. Он сыграл важную роль в подъеме церкви. К четвертому веку христианство стало государственной религией Римской империи. Пророк Мухаммад родился в 570 году нашей эры. К концу поздней античности исламская философия начала быстро распространяться.
Упадок городов
С ростом Римской Империи возник ряд городских поселений. Переход в позднюю античность ознаменовался резким сокращением населения и крахом крупных городов классического мира.После Готских войн население Рима сократилось более чем наполовину, а в Константинополе также наблюдалось сокращение числа жителей после чумы 541 года нашей эры.
Падение Антиохии персами в 540 году нашей эры опустошило город. Большинство крупных римских городов-государств, таких как Спарта и Коринф, были заброшены в пользу укрепленных поселений. Галлия и многие города римской Британии быстро исчезли.
Историки называют ряд причин упадка, включая климатические изменения шестого века, вспышку эпидемий и другие пандемии.Война классического периода, без сомнения, взяла свое, и реконструкция стала недоступной в поздней античности.
Позднеантичное искусство и архитектура
Рост искусства и культуры в эпоху поздней античности был предвестником культурного подъема средневековья. Развитие мозаики и рельефной скульптуры в этот период было значительным. В народном искусстве греческий идеализм сменился индивидуалистическим идеализмом. Арка Константина, построенная между Колизеем и Палатинским холмом и освященная в 213 году нашей эры, является классическим образцом поздней античности сполии.Сполия относится к повторному использованию скульптур и декоративных материалов из более ранних зданий для новых построек. С ростом христианства Христос, христианские темы и религиозное искусство стали важным аспектом культуры поздней античности.
Региональная литература
Рост региональной литературы на арабском, армянском и сирийском языках определил позднюю античность. Упадок использования латыни и классического греческого языка в популярной литературе также ознаменовался изменением стиля.
Как и в искусстве и архитектуре, христианство вскоре стало доминирующей темой в литературе. Рост еврейской поэзии был естественным следствием подъема еврейской культуры. Некоторые из самых известных латинских поэтов поздней античности включают Клавдиана, Аратора и Кориппа.
PPT — Antiquity Time Period PowerPoint Presentation, free download
Antiquity Time Period Музыка с начала времен
Понедельник: История музыки История музыки началась с истории человечества.Вряд ли в древние времена музыку играли исключительно для удовольствия. У него была цель или игра игралась для особых случаев; обычно общаются или сигнализируют.
Барабаны и рога животных использовались в качестве инструментов в период античности года. Музыкальные инструменты сначала использовались для сигнализации, вероятно, с использованием одной или двух нот. Какие музыкальные звуки используются сегодня для общения или передачи сигналов?
Вторник: Развитие музыки Музыка превратится в аккомпанемент для работы, танца или ритуалов церемонии и религии.Каждая древняя культура разработала свой уникальный стиль музыки.
Китайская музыка История китайской музыки насчитывает более 4000 лет. Музыка игралась с использованием пяти нот или пентатоники. Древний инструмент Китая — цзинь, щипковый струнный инструмент.
Среда: египетская музыка Музыка играла роль почти во всех сферах жизни Египта. Многие из музыкантов были женщинами. Популярными египетскими инструментами были лютня, лира и арфа.
Еврейская музыка Еврейские люди связывали музыку с религией. В Ветхом Завете есть много ссылок на музыку. Единственный древнееврейский инструмент, который до сих пор используется в синагогах, — это ШОФАР или бараний рог
Четверг: греческая музыка Наше слово «музыка» происходит от греческого слова «mousike». Популярными греческими инструментами были китара (лира) и авлос (предок гобоя). Музыка играла на фестивалях, пьесах и музыкальных конкурсах проводились на Олимпийских играх.
Римская музыка Римская музыка была основана на греческой музыке. Из-за военной истории римской цивилизации музыка использовалась в основном в военных и развлекательных целях. Римляне использовали барабаны и сделали первые медные трубы и рожки.
определение древности по The Free Dictionary
древность
(ænˈtɪkwɪtɪ) n , pl -е1. качество древности или очень древности: ваза великой древности.
2. далекое далекое прошлое, особенно время, предшествовавшее средневековью в Европе
3. люди древних времен вместе; the ancients
Словарь английского языка Коллинза — полный и несокращенный, 12-е издание, 2014 г. © HarperCollins Publishers 1991, 1994, 1998, 2000, 2003, 2006, 2007, 2009, 2011, 2014
an • tiq • ui • ty
(ænˈtɪk wɪ ти)н., пл. -х гг.
1. качество древности; древность: чаша глубокой древности.
2. древние времена; прежние века.
3. период истории до средневековья.
4. древностей, предметов, принадлежащих или оставшихся с древних времен, в качестве памятников, реликвий или обычаев.
5. народы, нации или культуры древних времен.
[1350–1400; Среднеанглийский <англо-французский <латинский]
Random House Словарь колледжа Кернермана Вебстера, © 2010 K Dictionaries Ltd.Авторские права 2005, 1997, 1991, Random House, Inc. Все права защищены.
Античность
человек, живший до Потопа. — допотопный, прил.
интерес к обычаям, искусству и социальной структуре более ранних народов и цивилизаций. — антиквар, н., Прил.
Область описания древностей. — археографический, прил. — археограф, н.
научное исследование человеческих останков и артефактов. — археолог, археолог, н. — археология, археология, археология, археология, прил.
Изучение языка и культуры древней Ассирии. — Ассириолог, н. — Ассириологический, прил.
принципы или стиль классического искусства или литературы. — классицизма, н.
Изучение древнеегипетского языка, истории и культуры. — Египтолог, н. — Египетский, прил.
расшифровка и интерпретация древних надписей. — эпиграфист, эпиграф, н. — эпиграфический, эпиграфический, прил.
Изучение этрусской цивилизации, особенно ее артефактов и языка. — этрусколог, н.
Древнегреческая культура и идеалы. — эллинист, н.
Редко. Исследование и сочинение трактатов о мощах. — липсанографист, н.
Изучение мумий.
Изучение древних писаний, в том числе надписей.