Ампир в архитектуре россии: Ампир в архитектуре России XIX века • Архитектура
Ампир в архитектуре России XIX века • Архитектура
Целевые направления русской архитектуры в целом соответствовали особенностям развития западно европейской архитектуры. Как и во всех европейских странах в России первой трети 19 века господствовал архитектурный стиль Ампир, что явилось высшей фазой почти в вековом развитии архитектуры классицизма.
Ампир опирался на художественное наследие древней Греции и императорского Рима. Его отличали: монументальные формы, регулярность и симметрия, протяженность
фасадов, преобладание горизонтальной динамики, массивные портики дорического и тосканского ордеров в виде декоративных украшений и военной эмплиматики (воинские доспехи, лавровые венки, орлы).
В России Ампир стал выразителем идей независимости и величия русского государства и проявился в крупнейших градостроительный ансамблях и при возведении общественных зданий.
Наиболее значительные архитектурные ансамбли: в СПб – Дворцовая и Сенатская площадь, ансамбль Александрийского театра: разветвленная сеть пространств, средоточием которого является здание театра, площадь перед ним, пятигранная площадь на набережной Фонтанки у Чернышева моста, соединяющая эти площади улица Зодчего Росси, здание публичной библиотеки, сад Аничкого дворца с павильонами, выполненными России, ансамбль площади искусств – по оси главного фасада Михайловского дворца была пробита улица, выходящая на Невский проспект, параллельно дворцу проложена улица соединяющая Фонтанку и канал Грибоедов, здание по периметру образовавшейся площади и улиц.
Ансамбль биржи на стрелке Васильевского острова – гранитный правильный полукруг мыса Васильевского острова и спуски к Неве с пристанью, ростральные колонны, служившие маяками и здание биржи по оси стрелки.
В Москве — ансамбль Манежной площади – здание университета и здание манежа, Александровский сад. Ансамбль Театральной площади с Большим театром Москвы.
Крупнейшими мастерами Ампира в России были: Воронихин (Казанский собор и Горный институт), Захаров (здание Адмиралтейства – он перестроил старое здание, построенное Коробовым в 18 веке), Росси — в его творчестве Ампир достигает своей кульминации, происходит переориентация Русского Ампира с Греческих ордерных форм на Итало-Римскую классику (Михайловский дворец, здание Главного штаба – колоссальная дуга здания с прямыми параллельным Зимнему дворцу крыльями, окрыляет дворцовую площадь, придавая ей правильные очертания с большой триумфальной аркой в центре.
С памятниками славы народа, победившего в войне 1812 года. А завершит ансамбль установка Александрийской колонны по проекту Монферрана 1834. Здание Сената и Синода – два корпуса, объединены аркой, перекрывающей Галерную улицы и скругленный угол, который связывает здание с ордерным формами здания на набережной Невы).
Тома де Томон (здание Петербургской биржи, а так же дом Лаваля на Английской набережной и Мовзалей Павла). Стасов – его архитектура строгая, суровая, граничившая с аскетизмом(казармы Павловского полка на Марсовом поле и реконструкция старого здания придворных конюшен и церкви.
Московские триумфальные ворота). Бове (здание Манежа, большой театр, торговые ряды на Красной площади), Жилярди (здание московского университета, здание опекунского совета, до Лунина).
Ампир (1804 — 1825 гг.)
Ампи́р — «имперский стиль»
Ампи́р (фр. style Empire — «имперский стиль») — стиль позднего (высокого) классицизма в архитектуре и прикладном искусстве. Возник во Франции в период правления императора Наполеона I; развивался в течение трёх первых десятилетий XIX века; сменился эклектическими течениями.
КАТЕГОРИИ
- АРХИТЕКТУРА
- Архитектура Древнего Мира
- Архитектура Древнего Египта
- Архитектура Древнего Востока
- Древняя Греция
- Древний Рим
- Архитектура Древней Руси
- Архитектура Венеции
- Романский период (950 — 1250 гг.)
- Готика (1250 — 1520 гг.)
- Ренессанс (1520 — 1650 гг.)
- Барокко (1650 — 1770 гг.)
- Рококо (1715 г. — XVIII в.)
- Классицизм (1770 -1840 гг.)
- Ампир (1804 — 1825 гг.)
- Архитектура XIX — XXI вв
- Великие Архитекторы Мира
Истоки стиля ампир в архитектуре
Основоположником ампира считается живописец Жак Луи Давид, который сплел в своем творчестве античные мотивы с политической борьбой и революционными идеями. Как говорил сам художник перед самым началом революционного восстания, им руководило стремление к свободе, равенство и любовь к человечеству.
популярные теги
- АРХИТЕКТУРА
- Архитектура Древнего Мира
- Архитектура Древнего Египта
- Архитектура Древнего Востока
- Древняя Греция
- Древний Рим
- Архитектура Древней Руси
- Архитектура Венеции
- Романский период (950 — 1250 гг.)
- Готика (1250 — 1520 гг.)
- Ренессанс (1520 — 1650 гг.)
- Барокко (1650 — 1770 гг.)
- Рококо (1715 г. — XVIII в.)
- Классицизм (1770 -1840 гг.)
- Ампир (1804 — 1825 гг.)
- Архитектура XIX — XXI вв
- Великие Архитекторы Мира
Ампир — архитектурные элементы Древнего Рима и Древнего Египта
Стиль ампир в архитектуре ориентируется на образцы зодчества времен Древнего Рима. Они служили примером для создания сюжетов и мотивов, воплощающих идею величия и мощи воинской силы и славы. Стиль заимствовал элементы римского зодчества: мощные портики, фронтоны с барельефами. Из декора ампир перенял рельефные изображения орлов, львов, копья, щиты, топоры, венки. Вместе с тем, в ампире присутствовали и элементы романтизма, они выражались в древнеегипетских мотивах, которые украсили архитектурные элементы строений. Интерес к Египту должен был показать Францию как преемницу древних цивилизаций и империй, укрепить государственную идеологию. Римские мотивы и египетский декор объединились в ампире, не нарушая единства стиля. Египетское искусство было модным и в среде римских патрициев, поэтому ампир, сочетающий эти два направления, не стал эклектичным стилем. Искусство Древнего Египта времен Рамзеса и Древнего Рима прочно соединились в амбициозном наполеоновском ампире.
Ампир начала 19 века, Франция
Временные рамки существования оригинального французского стиля ампир ограничены: 1804 -1814(1815) гг. С приходом к власти Наполеона этот стиль как нельзя лучше подошел к новому образу Франции – страны-завоевательницы и победительницы. Амбиции и далеко идущие планы правителя, создающего новую империю, были направлены на усиление чувства долга, гражданственности, патриотизма в простых гражданах страны, и искусство должно было стать проводником этих идей. Французский ампир в 19 веке стал олицетворением героики в самых разных ее проявлениях. Ампир представлялся многими искусствоведами, как стиль холодный и жесткий, уничтожающий подлинный культурный замысел классических форм, оставляющий только возвеличивание и монументальность. Появление этого стиля не стало переворотом в развитии архитектуры, наполеоновский ампир только видоизменил классику, подчинив ее диктаторской воле императора. Наполеон и его свита желали пышности, великолепия, амбиции вели их устремления к мировому господству, поэтому они хотели параллелей с Древним Римом, который считали образцом государственности. Во славу императорских походов были установлены Триумфальные арки, колонны.
Ампир в России в 19 веке
Ампир в России в 19 веке наиболее ярко проявил себя в архитектуре, дизайне интерьеров и декоративно-прикладном искусстве столицы Российской империи. Ампир по праву называется «королевским» или «имперским» стилем, так как он был призван передать всю могущественность и величественность государства. Стиль ампир в русской архитектуре стал известный благодаря императору Александру I. Правитель Российской империи очень часто приглашал в страну архитекторов-иностранцев. Архитектуру того времени нередко называют «александровским классицизмом». Главная цель применения ампира в архитектуре России 19 века – отражение патриотизма страны, воинской славы и национального подъема.
10 Сооружения, представляющие историческую архитектуру России —
Протянув границы между Европой и Китаем, Россия не является ни Востоком, ни Западом. Бескрайние просторы полей, лесов и пустынь видели правление Великих Моголов, царский террор, европейские вторжения и коммунистическое правление. Архитектура России отражает идеи многих культур. Тем не менее, от куполов-луковиц до неоготических небоскребов возник отчетливо русский стиль. С русской эпохи Византийская империя повлияла на архитектуру и культуру русских.
Самые ранние каменные постройки России отражали сильное влияние греко-византийского стиля, особенно в церквях Древней Руси. Справа лежит Софийский собор, основанный в 11 веке в Киеве. Слева находится Святой Владимир в Новгороде, представляющий средневековую архитектуру севера. Эволюция русской архитектуры включает в себя ранние деревянные церкви на севере, развитие сказочных луковичных куполов, ставших знаковыми образами России, и завершается классическими имитациями европейских стилей в массивных светских сооружениях.
Ниже приведен список из 10 таких сооружений:
1. Храм Христа Спасителя, Москва | Архитектура России Храм Христа Спасителя Внешний вид ©bigbreaks.comВозвещая о своих огромных медных куполах, возвышающихся над горизонтом Москвы; Храм Христа Спасителя является самым высоким православным храмом в мире. Стратегически расположенный недалеко от Кремля и рядом с рекой Моска, церковь имеет великолепное окружение, что также делает ее туристическим направлением, рассказывающим о религиозной и политической истории страны. У собора была короткая, но бурная история, начиная от строительства, освящения и реставрации с течением времени. Эта церковь представляет собой образец архитектуры русского возрождения с каменным фасадом и белым мрамором, доминирующим в структуре.
2. Спасо-Преображенская церковь, о. Кижи Спасо-Преображенская церковь Внешний вид ©goodfon.comПостроенная в 1714 году при Петре Великом, Спасо-Преображенская церковь была украшена 22-мя луковичными главами с бесчисленным количеством осиновых гонтов. При его строительстве не использовались гвозди, которые, в свою очередь, сегодня многие еловые ножки ослаблены насекомыми и гниют. Это было время, когда русские церкви начинались как простые и священные пространства с деревом как важным материалом. Однако со временем многие деревянные храмы были уничтожены гнилью и огнем. Даже в этой церкви нехватка средств привела к запустению и плохо выполненным реставрационным работам.
3. Собор Василия Блаженного, Москва | Архитектура России Собор Василия Блаженного Внешний вид ©tcbcschooltours.co. ukПравление Ивана IV (Грозного) вызвало быстрое возрождение интереса к традиционным русским стилям. А в память о победе русских над татарами под Казанью Иван воздвиг этот собор прямо перед Кремлевскими воротами в Москве. Собор Василия Блаженного может быть карнавалом расписных луковичных куполов в рамках наиболее выразительных русско-византийских традиций. Считается, что Иван Грозный ослепил зодчих, чтобы они никогда больше не спроектировали такое красивое здание. Собор Василия Блаженного также называют Покровским собором. После правления Ивана IV на архитектуру в России в основном повлияли европейские, а не восточные стили.
4. Смольный собор, Санкт-Петербург Смольный собор Внешний вид ©twitter.comВо времена Петра Великого господствовали европейские идеи. Его одноименный город, Санкт-Петербург, был реконструирован в соответствии с европейскими идеями, и его преемники продолжили традицию, привлекая архитекторов из Европы для проектирования дворцов, соборов и других важных зданий. Смольный собор, спроектированный известным итальянским архитектором Растрелли, воспевает стиль рококо. Рококо — это мода французского барокко, известная своим легким белым орнаментом и сложным расположением изогнутых форм. Бело-голубой Смольный собор похож на кондитерский торт со сводами, фронтонами и колоннами. Только шапки-луковки намекают на русские традиции. Собор должен был стать центром женского монастыря, построенного для императрицы Елизаветы, дочери Петра Великого. Но в конце ее правления финансирование монастыря закончилось. Строительство было остановлено в 1764 г., а собор не был достроен до 1835 г.
5. Зимний дворец Эрмитаж, Санкт-Петербург | Архитектура России Эрмитаж Зимний дворец Внешний вид ©theviewingdeck.comС элементами барокко и рококо, обычно преобладающими в меблировке, известный архитектор XVI века Растрелли создал то, что, безусловно, является самым известным зданием имперского Санкт-Петербурга: Эрмитажным Зимним дворцом. . Построенный между 1754 и 1762 годами для императрицы Елизаветы (дочери Петра Великого), бело-зеленый дворец представляет собой роскошное сочетание арок, фронтонов, колонн, пилястр, пролетов, балюстрад и скульптур. На этом чисто европейском творении нет луковичного купола. Эрмитаж Зимний дворец служил зимней резиденцией для всех правителей, начиная с Петра III. Позже, когда жена Петра Екатерина Великая захватила престол, она завладела покоем мужа и сделала косметический ремонт.
6. Таврический дворец, Санкт-Петербург Таврический дворец Внешний вид ©st-petersburg.guideВо всем мире Россию высмеивали за грубое, буйное выражение западной архитектуры. Екатерина Великая хотела ввести более достойные стили. Она понимала гравюры классической архитектуры и новых европейских построек и сделала неоклассицизм официальным придворным стилем. Архитектура Палладио, основанная на классических древнегреческих и римских постройках, была стилем того времени и повлияла на то, что часто называют Таврическим дворцом 9.0043 или Таврический дворец. Дворец принца Грегори был явно неоклассическим с симметричными рядами колонн, ярко выраженным фронтоном и куполом, как и многие неоклассические здания в Вашингтоне, округ Колумбия.
7. Мавзолей Ленина, Москва Мавзолей Ленина Внешний вид ©history.comИнтерес к старому стилю ненадолго пробудился в 1800-х годах, но в 20-м веке наступила русская революция. Авангардное конструктивистское движение прославляло индустриальную эпоху и новый социалистический порядок. Мавзолей Ленина, спроектированный Алексеем Щусевым, называют шедевром архитектурной простоты. Мавзолей изначально представлял собой деревянный куб. Тело Владимира Ленина, основателя Советского Союза, было выставлено в стеклянном гробу. В 1924 г. Щусев построил более прочный мавзолей из деревянных кубов, собранных в ступенчатую пирамиду. В 1930 году дерево заменили красным гранитом (символизирующим коммунизм) и черным лабрадором (символизирующим траур).
8. Собор Знамения Пресвятой Богородицы | Архитектура России Знаменский собор Внешний вид ©flickr.comВозведен для хранения иконы Знамённой Богоматери, защитившей Новгород от нападения города Суздаля в 1170 году. В настоящее время храм стоит как образец московской архитектуры XVII века. Его фасады украшены фресками и кусочками плитки. Интерьер расписан в 1702 году мастерами из города Костромы. Сохранившиеся до наших дней их росписи примечательны наличием некоторых светских сюжетов. Совершенная акустика превращает посещение собора в идеальное место для концертов камерно-хоровой музыки, позволяющих лучше ощутить всю красоту художественного замысла этой дивной архитектурной палитры.
9. Троице-Сергиева Лавра Троице-Сергиева Лавра Фасад ©bridgetomoscow.comТроице-Сергиевская Лавра является всемирно известным духовным центром Русской Православной Церкви. Архитектурная палитра Троице-Сергиевой Лавры Содержит все компоненты, представляющие ее Выдающуюся Вселенскую Ценность. Сохранность ансамбля обеспечивается созданием Государственного музея-заповедника с начала 20 века. Наряду с утверждением границ охранной зоны целостность ансамбля обеспечивается законодательно закрепленными и зарегистрированными границами земель, занятых зданиями и архитектурными сооружениями ансамбля. Среди факторов, наносящих ущерб имуществу, — строительство памятников и другие формы застройки в буферной зоне, что отрицательно сказывается на историческом облике Лавры, а также увеличение числа туристических и паломнических групп.
10. Большой театр | Архитектура России Большой театр Внешний вид ©travelandleisureindia.inЭтот исторический театр является одним из лиц неоклассической архитектуры 20-го века в России. Это здание функционировало для балетных и оперных постановок. Главное здание театра на протяжении своей истории неоднократно возводилось, что сделало его визитной карточкой Москвы и России.
Императорско-Российская Архитектура
Петергофский дворец, Санкт-Петербург. | Российская имперская архитектура началась во времена правления царя Петра Первого в 1712 году при основании им новой столицы Санкт-Петербурга. Петр Первый стремился модернизировать Россию, используя западные образцы и идеалы. Работа по модернизации страны оказала сильное глубокое влияние на архитектуру России, которая отвернулась от своих исторических образцов и стала копировать многие западные образцы и темы. |
Петр I требовал, чтобы почти все здания в Петербурге были построены в стиле барокко. Стиль барокко был интенсивным отходом от традиционной русской архитектуры, вдохновленным традиционными русскими церквями. Стиль был сосредоточен на создании драматической интенсивности за счет использования естественного света и использования классических греко-римских узоров. Особенно ярко это проявляется в Петергофском дворце, стилизованном под «русский Версаль». Другие такие работы включают Красные ворота, собор Святых Петра и Павла и Меншиковский дворец.
Красные ворота, Москва около 1800 г. | Собор Святых Петра и Павла, Санкт-Петербург. | Меншиковский дворец, Санкт-Петербург. |
Обратите внимание на художественные колонны вдоль стен зданий. Колонны не несущие, но стилизованы под коринфскую и композитную темы. Естественное освещение также меняет окраску зданий, как это видно на Меншиковском дворце. По внешнему виду эти постройки могли происходить из любой части Европы, что свидетельствует о стремлении царя Петра модернизировать Россию в европейском стиле.
Позднее под руководством Екатерины Великой империя перешла в западный неоклассический стиль. Этот стиль был отмечен внушительной архитектурой, чтобы передать власть государства. Неоклассика демонстрировала многие темы барокко, но уделяла еще большее внимание греко-римским стилям. Для этого Екатерина наняла архитекторов из Италии, Шотландии и Франции для строительства многих знаковых памятников Российской империи, таких как Исаакиевский собор и Галерея Камерон. Этот художественный стиль давно миновал царствование Екатерины Великой, когда Кремль, Большой театр, ГУМ и Государственный исторический музей были построены в стиле неоклассицизма.