Живопись романского стиля: Изобразительное искусство романского периода. — Искусство — 6 февраля — 43417569346

Содержание

Изобразительное искусство романского периода. — Искусство — 6 февраля — 43417569346

Изобразительное искусство романского периода было почти целиком подчинено религиозному мировоззрению. Отсюда его символический характер, условность приемов и стилизация форм. В изображении человеческой фигуры пропорции часто нарушались, складки одеяний трактовались произвольно, независимо от реальной пластики тела. Важным было внутреннее содержание, а не анатомическая верность.

Фигуры типично романской композиции находятся в пространстве, лишенном глубины; нет ощущения расстояния между ними. Бросается в глаза их разномасштабность, причем размеры зависят от иерархической значимости того, кто изображен: так, фигуры Христа намного выше фигур ангелов и апостолов; те, в свою очередь, крупнее изображений простых смертных. Кроме того, трактовка фигур находится в прямой зависимости от членений и форм самой архитектуры: фигуры, помещенные в середине тимпана, крупнее находящихся по углам; статуи на фризах обычно приземисты, а у статуй, расположенных на столбах и колоннах, наоборот, удлиненные пропорции.

Что касается характера самого изображения людей и событий, то, если в дороманском искусстве подобные изображения подчинялись особенностям художественного языка орнамента, то в романский период жесты и движения наделены эмоциональной выразительностью.

Схематическое обозначение отдельных эпизодов, их сближение и сопоставление носит символический характер, поэтому часто можно встретить в одном композиционно объединённом сегменте разновременные эпизоды, помещённые бок о бок

. Романская живопись Франции

Сохранилось немного. В основном фресками украшаются конхи, т.е. алтарная часть, и свод. Стены реже. В монументальной живописи Франции прослеживаются различные влияния, особенно очевидны влияния византийского искусства и искусства миниатюры.

Влияние английского искусства проявилось в белофонных фресках церкви Сен-Сернен сюр Гартамп(конец XI – начало XII вв.). Область Пуату. Сохранился декор свода центрального нефа. Цикл фресок от сотворения мира до Моисея. Характерное для искусства Византии использование широких, выразительных жестов, но при этом драпировки не системны, в них нет. 

органики: «Жертвоприношение Каина и Авеля» , «Отделение света от тьмы» .

Сен — Сернен сюр Гартамп Бог взывает к Ною

         

Собор Сен — Сернен сюр Гартамп Ноев ковчег

Ной выходит из ковчега и заключает союз с Богом. Сен — Сернен сюр Гартамп

Итальянская монументальная живопись конца XI в., с одной стороны, связана с сознательным воспроизведением ранних фресковых циклов, а с другой, обращена к античному наследию. Обращение к раннехристианским памятникам было связано с тем, что в конце XI в. аббат южноитальянского монастыря Монтекассино Дезидерий в ходе реконструкции своей базилики «по римскому образцу» с участием греческих и других восточных мастеров заказывает фресковый цикл, воспроизводящий римские фрески V в. (прежде всего, не сохранившиеся до наших дней фрески церквей св. Петра и Павла). К сожалению, в 1943 г. базилика в Монтекассино была разрушена до основания прямым попаданием снаряда. Однако о характере его внутреннего убранства мы можем судить по дочерней церкви монтекассинского аббатства Сант Анджело ин Формис близ Капуи (последняя четверть XI в.). По всей видимости, фрески выполнены несколькими местными мастерами под сильным влиянием византийских художников. В центральном нефе представлены сцены из Нового завета, Ветхого – в боковых, Страшный Суд на западной стене и Христос во славе в апсиде , рядом с которым изображен сам Дезидерий, подносящий Ему в дар базилику. В живописи лиц видны следы различных стилей византийской живописи, однако одновременно с этим в них присутствуют типично западная жесткость и «орнаментальность» фактуры. Боковые нефы: «Изгнание из рая и жертвоприношение Каина и Авеля». Западная стена: «Страшный суд» . Центральный неф: «Кто без греха, тот первый бросит в неё камень»; между арками – фигуры пророков.

Сант Анджело Формис 

Сант Анджело Формис

Сант — Анджело Формис Христос Вседержитель

 

На примере декора одного римского памятника – церкви Сан Клементе можно увидеть своеобразие внедрения античных образов в христианское художественное пространство и во фресковой, и в мозаичной технике

Фрески нижней церкви Сан Клементе в Риме (последняя четверть XI в.). Парадность древнеримской живописи отразилась здесь, прежде всего, в колорите и утончённости архитектурных построений фона. В целом упрощённое, но при этом достаточно косноязычное и сумбурное представление житийных сюжетов. Античная образность наиболее наглядно воплотилась в сцене Спасения младенца из вод: чудо на гробе Св. Клемента» , в которой непосредственное изображение морских вод стилистически восходят к древнеримским произведениям (помпейская мозаика с изображением водных обитателей.

Сен Кементе Сошествие Христа в ад.

Сен Клименте фреска схожа по изображению с античной фреской Помпеи

Мозаики верхней церкви Сан Клементе в Риме (ок. 1128 г.). Здесь обращение к античным изображение Распятия с предстоящими Иоанном нагляднее. На фоне завитков аканфа, 

традиционного древнеримского элемента для заполнения художественного пространства, помещено и Марией. 12 голубок на кресте означают 12 апостолов

У подножия Креста находится холм, из которого истекают четыре райских реки, откуда пьют собравшиеся вокруг животные. В завитках аканфа расположены путти на дельфинах, вазы с фруктами и т.п. римские декоративные мотивы. 

Ангел на дельфине // Путти, оседлавший дельфина из Дома Веттиев в Помпеях.

 

Ангел на дельфине

Путти оседлавший дельфина

Романская монументальная живопись Германии

 

Декор свода храма Сан Мигеле в Хидельсхайме . Декор плоского перекрытия центрального нефа храма оттоновской эпохи. Явное предвозвестие готики, выраженное в витражном понимании композиции («Адам и Ева»

Уже в период романики в искусстве Германии возникает, оформляется и начинает занимать определённое место в храмовой декорации витражная техника живописи. Сохранившиеся памятники:

Витражи Аугсбургского собора (ок. 1130) – «Пророк Осия» 

Романский стиль. Скульптура и живопись | Искусство с Ириной Дружининой

В предыдущей статье я рассказывала об особенностях храмовой архитектуры романского периода. Теперь поговорим о том, как эти храмы украшались.

В интерьерах романских храмов господствовали гладкие каменные плоскости, которые иногда украшались скульптурным рельефом или фресковой живописью, мало сохранившейся до нашего времени. Сюжетами этих рельефов, скульптур и росписей становились библейские истории, а также фольклорные предания и легенды, переносимые на стены храма мастерами-ремесленниками, выходцами из народа.

Роспись крипты базилики Святого Исидора в Леоне, Испания

Роспись крипты базилики Святого Исидора в Леоне, Испания

Особенно ярко в них проявлялась любовь простого средневекового человека ко всякого рода чудесному, о чём говорит обилие чертей, химе́р, василисков, гибридных существ и т.п.

Уроборос в одиночку и парами, Килпек, Англия.

Уроборос в одиночку и парами, Килпек, Англия.

До нашего времени сохранился документ, написанный виднейшим деятелем католической церкви XII века Берна́ром Клерво́сским, который не мог сдержать своего возмущения, видя такие образцы народной фантазии в святом месте. Он писал следующее:

«К чему в монастырях перед лицом читающей братии это смешное уродство, эта некая странная безобразная красота и красивое безобразие? … Здесь под одной головой видишь много тел, там, наоборот, на одном теле много голов. Здесь, глядишь, у четвероногого хвост змеи, там у рыбы голова четвероногого… Столь великое и столь причудливое разнообразие всяких форм, что ты пожелаешь скорее читать по камню, нежели в книгах, и провести целый день в любовании этими диковинами, чем в размышлении над божественным законом».
Капители колонн романского собора.

Капители колонн романского собора.

В романских храмах обязательно присутствовали и канонические христианские образы. Их расположение в пространстве собора, в целом, было таким же, как и в храмах Византии (читайте об этом здесь).

Бог уличает Адама и Еву в грехопадении. Рельеф дверей собора св. Михаила в Гильдесгейме. XI век.

Бог уличает Адама и Еву в грехопадении. Рельеф дверей собора св. Михаила в Гильдесгейме. XI век.

Однако наибольшую фантазию и изобретательность европейские мастера проявляли при украшении западной стены (фасада) романских храмов, где, согласно традиции, помещались сюжеты с изображением Страшного Суда и Апокалипсиса.

Аббатство Сент-Фуа. Рельеф с изображением Страшного суда.

Аббатство Сент-Фуа. Рельеф с изображением Страшного суда.

В центре таких композиций, как правило, господствовала фигура Христа – Великого Судии, отделяющего праведников от грешников. С одной стороны от него помещались ангелы, принимающие под своё покровительство души блаже́нных, а по другую сторону от Иисуса — художники изображали чертей, увлекающих за собой преступников, и предающих их страшным мукам.

Тимпан из аббатства Везле, Бургундия, Франция, 1130-е гг.

Тимпан из аббатства Везле, Бургундия, Франция, 1130-е гг.

Иногда подобные сцены снабжались и поясняющими, нравоучительными подписями, как, например, в соборе Сен-Лаза́р в городе Оте́н во Франции:

«Так воскреснет тот, кто не вёл безбожную жизнь» и «Пусть содрогнётся от ужаса впавший в земные заблуждения, ибо такова его страшная судьба, изображённая здесь».
Страшный суд. Рельеф собора Сен-Лазар в Отене. XII век.

Страшный суд. Рельеф собора Сен-Лазар в Отене. XII век.

Книжная миниатюра.

В монастырях расцветало искусство оформления книги и книжная миниатюра. В средние века книга являлась предметом роскоши, она была настолько дорогой, что редко кто мог себе позволить приобрести хоть один экземпляр.

Оклад Евангелия из Линдау

Оклад Евангелия из Линдау

Монастыри в это время были практически единственными книгохранилищами. Причём в них собирались и хранились древнейшие античные рукописи, и здесь же создавались новые произведения христианской религиозной литературы.

Монахи-переписчики в скриптории.

Монахи-переписчики в скриптории.

До изобретения печатного станка (в XV веке) все книги изготовлялись вручную монахами-переписчиками. Эта работа ценилась очень высоко, так Аббат Гиг писал:

«Книги мы должны создавать и хранить как вечную пищу души, и то слово, которого не можем проповедовать устами, проповедуем рукою. Каждая переписанная нами книга – новый глашатай истины, и мы описываем их, в надежде воздаяния за всех, кто через них удержан будет от заблуждения или укреплён в правде».

А сами монахи-переписчики, утомлённые, но гордые своим трудом иногда оставляли такие строки: «Если пловец веселится, измученный странствием долгим, / Только завидит вдали берег, желанный давно, / Сколь возликует в душе своей книжный писец, утомлённый / Подвигом долгим письма, книги почуяв конец».

При оформлении книги важным было всё — от обложки, украшенной драгоценными металлами, камнями и эмалями, до начертания каждой буквы, особенно заглавных – инициалов.

Тут ценилась и красота почерка переписчика, и расположение текста, и оформление красных строк, и наличие на странице иллюстраций, главное назначение которых заключалось в наглядном пояснении текста.

Христос, Мария и Марфа. Евангеларий из Рейхенау. Кон XI в. Берлин, Прусский Государственный музей культурного наследия.

Христос, Мария и Марфа. Евангеларий из Рейхенау. Кон XI в. Берлин, Прусский Государственный музей культурного наследия.

Постепенно сложилась художественная система в романском изобразительном искусстве, характеризующаяся следующими чертами:

1. Плоскостность (двухмерность) в изображении человеческих фигур;

2. Приём разномасштабности фигур, передающий иерархию изображённых персонажей;

3. Искажение пропорций тела, их деформация, отражающая христианское представление о теле, как «сосуде грехов», «темнице души», то есть, части материального, смертного мира, вторичного по отношению к духовной составляющей;

4. Отсутствие перспективы, которая заменяется делением плоскости на ярусы – чем выше ярус – тем дальше от зрителя изображаемое, или тем ближе оно находится на иерархической лестнице к божественному миру;

5. В рельефах и росписях преобладает статика;

6. Все сюжеты изобразительного искусства носят символический и нравоучительный характер.

Предлагаю посмотреть видео о романском стиле на моем youtube-канале:

Если вам понравилась статья, то поставьте лайк и подпишитесь на канал. Здесь вы найдете и другие материалы о мировой культуре.

Больше о средневековой культуре Западной Европы читайте здесь:

Средневековье. Что скрывает этот термин?
Христианство — кратко о вероучении.
Символ в средневековом христианском искусстве.
На какие периоды принято делить средневековую культуру Европы.
Романская архитектура. Храмы.
Романский стиль. Скульптура и живопись.
Романская архитектура. Рыцари и замки.
Готические соборы — архитектура стремящаяся к Богу.
Готический стиль в скульптуре и живописи.
«Полны чудес сказанья, давно минувших дней…» Средневековый героический эпос.
Кто такие трубадуры, и какие стихи они посвящали Прекрасным Дамам.
Умереть от любви или за любовь. Средневековый рыцарский роман.
Средневековая городская литература.
Ваганты. Кто они и о чём писали?
Средневековая музыка — символика чисел
Средневековая музыка. Григорианский хорал и другие жанры.
Средневековая музыка. Создание нотной записи — великая реформа Гвидо из Ареццо.
Светская музыка средневековой Европы.
Как в Европе родился профессиональный театр, и какие действа в нём разыгрывали.

Все публикации моего канала вы можете найти в полном каталоге статей.

Романское искусство. Франция. — Здесь все, что меня интересует, чем я увлекаюсь — LiveJournal

     Более всего памятников романского искусства во Франции, особенно к югу от Луары, где проходили основные пути паломничества. В XI-XII вв. Франции принадлежала ведущая роль в средневековой культуре и духовной жизни Европы. Это время, когда впервые были записаны эпитеческая  поэма «Песнь о Роланде» (Оксфордская редакция — ок. 1170 г.), лирические песни провансальских трубадуров, первые фаблио, исторические хроники. В романский период во Франции зародились монументальная скульптура и монументальная живопись, сложился законченный стиль романской архитектуры. Отдельные области Франции в этот период были мало связаны между собой, поэтому четко прослеживаются специфические особенности архитектуры разных областей.
     Церкви, построенные на дорогах к святым местам, были огромны по размеру, рассчитаны на большое число паломников и местных прихожан. Это трех- или пятинефные храмы, с трансептом, иногда тоже в три нефа, и с так называемым венцом капелл вокруг алтарной части, хранящие разнообразные реликвии.
     Особенной суровостью, простотой гладких стен, полным отсутствием декора отличаются храмы провинции Овернь, расположенные иногдана почти неприступных скалах, с их боковыми нефами, равными по высоте центральному.


церковь Сен Мартен в Туре, X-XI вв.
Скульптурный декор очень редок, в основном это резьба на капителях колонн.
     Суровостью, нерасчлененностью объемов, толщиной стен, равной высотой  центрального и боковых нефов с овернскими храмами сближается зодчество Западной Франции, области Пуату. Обилие наружного декора смягчает обший суровый облик. Так, западный фасад церкви Нотр Дам ля Гранд в Пуатье весь — от портала до верха — покрыт скульпрурной резьбой.


церковь Нотр Дам ля Гранд в Пуатье


     Южная и Юго-Западная Франция и особенно Прованс сохранили связь с античной культурой. Негогда рейон греческой колонии, а затем чась территории Римской империи, Прованс, конечно, был наиболее близок традициям классической дрвености. Маленькие по размерам, однонефные или зальные храмы Прованса имеют иногда такие величественные фасады, которые напоминают римские триумфальные арки; в портале встречаются мотивы классичесой архитектуры (коринфские капители, античные орнаменты и т.д.). При церквях непременно есть клуатр (дворик, окруженнй крытой галереей).
     Самые величественые храмы расположены в Нормандии и Бургундии. Один из богатейших районов Франции, средоточие торговли и ремесел, Бургундия привлекала много делового люда. Кроме того, эта область была в гуще религиозной жизни Франции.
     Аббатство Клюни — центр ордена бенедиктинцев — имело влияние и за пределами Франции. Бенедиктинские монастыри были центрами латинской образованности, высокого художественного ремесла, замечательно интересной книжной миниатюры. Существовал термин «клюнийская школа». Известно, что именно клюнийские архитекторы стали еще в XII в. вводить стрельчатую акрку и нервюрный свод, предваряя, находки готики.

Здесь были также главные очаги пуринанского ордена цистерцианцев. Все это заставляло зодчих Бургундии решать проблемы разных по размеру храмов.Образцом церквей характерного для этой области типа послужила не сохранившаяся до наших дней, т.к. была разрушена во время Французской революции, церковь аббатства Клюни(1089-1130), самая большая в Европе тех времен (дл. 127 м, ширина 40 м), пятинефная, с двумя трансептами и очень длинным нартексом; высота центрального нефа  — 30 м. Пять башен увенчивало храм: две — по сторонам западного фасада, одна — на средокрестье и две — на концах большого трансепта. Для поддержания столь величественной формы и размера здания вводятся специальные опоры у наружных стен —  контрфорсы. Под влиянием церкви аббатства Клюни построен собор Сен Лазар в Отене (1112-1132).

     Цистерцианцы в Бургундии, наоборот, создали очень простой тип церкви, лишенной всякого декора, т. к. осуждали страсть клюнийцев к великолепию.
    Нормандские храмы также лишены декора, но в отличие от бургундских трансепт в них однонефный, отсутствует венец капелл. Они имеют хорошо освещенные нефы и высокие башни, а общий облик их напоминает скорее крепости, чем церкви: в них выявлена вещественность, подчеркнута материальность камня. Хотя в романский период светское зодчество только формировалось, Нормандия сохранила  и пример крепостной архитектруры — крепость Гайар, построенную с учетом всех новейших достижений фортификации и нововведений, заимствованных

на Востоке английским королем Ричардом Львиное Сердце (1157-1199) в 1189-1199 гг. для защиты английских владений в Нормандии. 
     Продолжает развиваться в  романский  период  и  живопись,  как  монументальная,  так  и  книжная  миниатюра.  В  ней все  ярче  прослеживаются  черты  единого  стиля:  господство  линии  и  плоскостного  локального  цветового пятна, отсутствие  перспективы  и  объема,  искаженнные  пропорции.   Сохранившийся  цикл  фресок  монастырской  церкви  Сен Савен сюр Гартан (вторая половина  XI в.) в провинции Пуату свидетельствует о том, что миниатюра имела не нее огромное  влияние: то  же  стремительное  движение,  плоскостность,  отсутствие  светотеневой  моделировки  и  при  всей  условности  приемов  —  живость  и  яркость  рассказа.

 По интенсивности   цвета фона фрески получили названия «школы светлых тонов» и «школы синих тонов». Фрески покрывали стены и своды храмов сплошь, ковром, длинными фризами, как ткался или вышивался узор на коврах. Подобный ковер дошел и до нас: это ковер из собора в Байе,  70 м длиной и о,5 м широной, с изображением завоевания Англии норманнами в 1066 г.

В прикладном искусстве Франции этого ериода особенно интересно искусство выемчатых эмалей (г.Лимож).

     

    С XII в. огромную роль в декоре храма играет скульптура. Особенно этим славились церкви Лангедока, Прованса и Бургундии. В этих областях, где наиболее сильно было оппозиционное церкви движение, искусство носило характер усиленно-назидательный : порталы и тимпаны над входом заняты сценами «Страшного суда», апокалипсических видение и «Страстей Христовых». Старейшей скульптурной мастерской была тузузская.Скульптура в это время развивалась до влиянием миниатюры. Так рельеф церкви Сен Сернен в Тулузе

 с изображение Христа разработан слабо, большую роль играет линейный рисунок, складики одежды не вылеплены, а нарисованы глубоко врезанными линиями.     
     В скульптурном декоре сохранившихся до наших дней п большое внимание уделено повествовательности. Композиции обычно строятся вокруг фигур главных персонажей — Христа или Богоматери, которые всегда изображаются неизмеримо большими по самштабу. Рельефы лишены пространственности, причем заполняется вся плоскость: боязнь пустот — также черта, роднящая с миниатюрой.
     Бургундская скульптура складывается под значительным влиянием лангедокской, но в манере исполнения больше мягкости, в движениях — изящества, в лицах — одухотворенности, что подтверждает рельеф с изображением «Страшного суда» в тимпане запдного портала  портала собора Сен Лазар в Отене (мастер Жильбер; 1130-1140).

Огромная фигура вершащего сую Христа величественна и статична,вокруг него идет борьба за души человеческие между ангелами и чертями, и маленькие дрожащие человечески с подкосившимися ногами — жалкие селовеческие души — ожидают решения судьбы.
    Скульптурный декор Прованса имеет ярко выраженные особенности . По сторонам портала появляются статуи святых, трактованные под несомненным влиянием античной скульптуры. Фасады нередко во всю ширину украшены фризами церковь Сен Трофим в Арле.   
Изображения полны драматизма и патетики, но в них много и живых набблюдений, почерпнутых из современной жизни.    
     Близка прованской и скульптура Оверни, в ней тоже живы отзвуки позднеантичных традиций. Богата пластикой Северо-Восточная Франция, область Иль де Франс. в В конце XIIв.была создана скульптура западного, так называемого «королевского портала» Шартрского собора: в центральном тимпане — изображение Христа во славе,в боковых — Марии с младенцем и сцены «Вознесения. Для французской пластики периода романики характерно 

подчинение плоскости стены, статичность, мощь, материальность фигур. 
     В ромнскую эпоху почти совсем не получила развития скульптура в Северной Франции. Но зато именно этим областям принадлежит вервое слово в эпоху готики.


       
   

Романское искусство

Романского искусства , архитектура ,скульптура иживопись, характерная для первой из двух великих международных художественных эпох, процветавших в Европе в средние века.Романская архитектура возникла около 1000 г. и просуществовала примерно до 1150 г., к тому времени она превратилась в готику. Романский стиль был на пике между 1075 и 1125 годами во Франции , Италии , Великобритании и на немецких землях.

Романские архивольты над сводами нефа Саутвеллского собора, Ноттингемшир, Англия, середина XII века.

Предоставлено библиотекой Конвея, Институт искусств Курто, Лондон

Узнать больше по этой теме

Западная живопись: романская

Во второй половине XI века во многих частях Европы проявляются новые энергии и новые инициативы в живописи, скульптуре и .

..

Название романский относится к слиянию римских, каролингских и оттонских, византийских и местных германских традиций, составляющих зрелый стиль. Хотя, возможно, самые поразительные успехи в романском искусстве были сделаны во Франции, этот стиль был распространен во всех частях Европы, кроме тех областей в Восточной Европе, которые сохранили полноценную византийскую традицию. Его географическое распространение привело к появлению большого разнообразия местных типов. ( См. Бургундский романский стиль ; цистерцианский стиль ; нормандский стиль .)

Романское искусство возникло в результате большой экспансии монашество в 10-м и 11-м веках, когда в Европе впервые восстановилась политическая стабильность после падения Римской империи. В это время возникло несколько крупных монашеских орденов, особенно цистерцианских, клунианских и картезианских, которые быстро расширились, основав церкви по всей Западной Европе. Их церкви должны были быть больше, чем предыдущие, чтобы вместить большее количество священников и монахов и обеспечить доступ паломникам, желающим увидеть мощи святых, хранившиеся в храме.

церкви .

Для выполнения этих функций романские церкви развили широкое использование полукруглой («римской») арки для окон, дверей и аркад; свод ( т.е., арка , образующая половины цилиндрического свод над прямоугольным пространством) или крестовые сводами (образованное пересечением двух дуг) , чтобы поддержать крышу ступицы; и массивные опоры и стены (с несколькими окнами), чтобы сдерживать чрезвычайно мощный выход арочных сводов наружу. Во Франции возникли два основных церковных плана, которые стали наиболее часто используемыми типами; оба расширили план раннехристианской базилики (продольный с боковыми проходами и апсидой ), чтобы приспособить расширяющиеся функции больших церквей. В каждом из них использовалась система радиальных часовен (чтобы вместить больше священников во время мессы),амбулатории (аркадные переходы для посещения паломников) вокруг апсиды святилища и большие трансепты (поперечные проходы, отделяющие святилище от основного корпуса церкви). Типичная романская церковь также имела боковые проходы вдоль нефа с галереями над ними, большую башню на пересечении нефа и трансептов и меньшие башни на западном конце церкви.

Цилиндрические своды романских церквей обычно разделялись валами (зацепленными колоннами) и диафрагменными арками на квадратные отсеки или отсеки. Это разделение на части было важной характеристикой, которая отличает романскую архитектуру от ее каролингских и оттонских предшественников.

Получите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас

Искусство монументальной скульптуры возродилось в Западной Европе в романский период после почти 600 лет бездействия. Рельефная скульптура использовалась для изображения библейской истории и церковной доктрины на капителях колонн и вокруг массивных дверей церквей. Относительная стилистическая свобода от классической фигуральной традиции, наследие угловатого германского дизайна и религиозное вдохновение объединены, чтобы создать отличительный стиль скульптуры. Природные объекты свободно трансформировались в призрачные образы, черпающие свою силу в абстрактном линейном дизайне, а также в выразительном искажении и стилизации.

Это одухотворенное искусство раскрывает романскую озабоченность трансцендентными ценностями, резко контрастируя с заметно более натуралистической и гуманистической скульптурой готической эпохи.

Двуглавый Янус, который видит вперед и назад, олицетворение января месяца; Романская каменная горельефная скульптура в Дуомо, Феррара, Италия.

SCALA / Art Resource, Нью-Йорк

Большая часть монументальной живописи романского периода покрывала внутренние стены церквей. Сохранившиеся фрагменты свидетельствуют о том, что роспись имитировала скульптурный стиль.Освещение рукописи в проработке прописных букв и оформлении полей также следовало скульптурной тенденции к линейной стилизации. И скульптура, и живопись включали в себя широкий спектр предметов, отражая общее возрождение обучения: современные богословские труды, библейские события и жития святых были общими темами. Готическое искусство начало вытеснять романское в середине 12 века.

7. Романское искусство.

— It’s been a hard day’s night — LiveJournal

Термин «романский стиль», применяемый к искусству 11—12 вв., отражает объективно существовавший этап в истории средневекового искусства Западной и Центральной Европы. Однако сам термин условен — он появился в начале 19 в., когда возникла необходимость внести некоторые уточнения в историю средневекового искусства. До того оно целиком обозначалось словом «готика».

Теперь это последнее наименование сохранилось за искусством более позднего периода, тогда как предшествующий получил название романского стиля (по аналогии с термином «романские языки», введенным тогда же в языкознание). 11 в. рассматривается обычно как время «раннего», а 12 в.—как время «зрелого» романского искусства. Однако хронологические рамки господства романского стиля в отдельных странах и областях не всегда совпадают. Так, на северо-востоке Франции последняя треть 12 в. уже относится к готическому периоду, в то время как в Германии и Италии характерные признаки романского искусства продолжают господствовать на протяжении значительной части 13 в.

Ведущим видом романского искусства была архитектура. Сооружения романского стиля весьма многообразны по типам, по конструктивным особенностям и декору. Наибольшее значение имели храмы, монастыри и замки. Городская архитектура, за редкими исключениями, не получила столь широкого развития, как архитектура монастырская. В большинстве государств главными заказчиками были монастырские ордена, в частности такие мощные, как бенедиктинский, а строителями и рабочими — монахи. Лишь в конце 11 в. появились артели мирян каменотесов — одновременно строителей и скульпторов, переходивших с места на место. Впрочем, монастыри умели привлекать к себе различных мастеров и со стороны, требуя от них работы в порядке благочестивого долга.

Принципы архитектуры романского периода получили наиболее последовательное и чистое выражение в культовых комплексах. Главным монастырским зданием была церковь; рядом с ней помещался внутренний дворик, окруженный открытыми колоннадами


Поперечный разрез дороманской базилики (слева) и романского храма

Церковь Сан-Мартин во Фромисте (1066 г. ) – один из лучших памятников романского стиля в Испании.

Архитектура романики не знала точного математического расчета. Но толщина стен вызвана не только конструктивными соображениями. Толстые стены, узкие окна, башни — все эти стилевые признаки архитектурныхсо&ружеиий выполняли одновременно оборонительную функцию. Крепостной характер церквей, соборов, монастырей позволял мирному населению укрыться в них во время феодальных междоусобиц. Внутренняя планировка и размеры романского храма отвечали культурным и социальным потребностям. Храм мог вместить массу людей различных сословий: мирян и духовенство, простолюдинов и знать, многочисленных паломников. Наличие нефов позволяло разграничивать прихожан в соответствии с их положением в обществе.

Все богатство декора сосредоточено в романском храме на главном фасаде и внутри, у алтаря, расположенного на возвышении для того, чтобы подчеркнуть более высокое положение клира по отношению к мирянам. Декор в основном скульптурный. Скульптура в романскую эпоху переживает первый расцвет. Скульптурные изображения ярко раскрашивались. Рельефы украшают порталы, капители колонн. В форме рельефа особенно наглядно отражены основные принципы романской пластики: плоскостная графичность и линеарная контурность.

Романская живопись развивается во многом аналогично скульптуре, играя подчиненную роль в синтезе искусств. Монументально-декоративная живопись представлена храмовыми росписями сдержанного колорита, где основную нагрузку несут линия, контур, силуэт.

Из церкви св. Климента в Тауле 1123

В Х—XI вв. складывается техника витража, но уровень ее еще низок: это малофигурные, примитивно выполненные композиции. В романском храме осуществляется синтез искусств, призванных возбудить у молящихся преклонение перед могуществом Бога, церкви и, вместес тем, осознать свою бренность и ничтожность. Кроме того, декор храма, привлекая взоры молящихся, наглядно иллюстрирует церковную службу, которая велась на латинском языке и не всегда была понятна мирянам. Классическое воплощение романского зодчества — это находящиеся в Германии церковь Марии на острове Лаак, Вормский и Шпеерский соборы. Особое место в романской архитектуре занимает итальянская архитектура, благодаря прочным античным традициям сразу шагнувшая в эпоху Возрождения.
 

Романский стиль в живописи

Романское изобразительное искусство подчинено архитектуре, оно разнородно в различных видах. Храм объединял все виды искусства и был средоточием творческой деятельности народа. Значительные памятники романского стиля в живописи 11—12 веков созданы во Франции, которая была центром формирования нового искусства. В убранстве интерьера романского храма, так же как в храмах эпохи Каролингов, большое место принадлежало фреске. Новым явлением были витражи (вид живописи из цветных кусочков стекла, соединенных свинцовым каркасом и заключенных в бронзовые, мраморные или деревянные рамы), которые заполняли оконные проемы апсиды и капелл и получили особое развитие в эпоху готики.
На темной стене собора витражи образовывали яркие цветовые пятна, оживляя пространство рефлексами. В витражах изображались сюжеты из священной истории, житий святых — популярной литературы того времени. Среди них иногда размещались изображения ремесленников, горожан. Многоцветные фресковые росписи покрывали пестрым ковром поверхности апсиды, стен нефов, притвора и сводов. Плоскостной характер живописи с локальными тонами и контурным рисунком подчеркивал массивность стен. Цикл фресок церкви Сен-Савен сюр Гартан в Пуату (конец 11 — начало 12 века) привлекает увлекательным рассказом, содержащим множество занимательных, наивно переданных жизненных наблюдений в изображении эпизодов библейской истории.
Эпически размеренный тон рассказа, прерывающийся порою выражением эмоций, сложные и прихотливые движения и повороты фигур, свободный и легкий ритм рождают впечатление внутренней напряженности и беспокойства, которые свойственны и романской скульптуре. К лучшим композициям церкви Сен-Савен относится «Постройка Вавилонской башни», где плоскостность изображения не лишает сцену, изображающую моменты строительства башни, живости. С эскизной легкостью исполнена фреска нартекса на сюжет Апокалипсиса. Мчащийся во весь опор на коне архангел Михаил, преследующий дракона, полон экспрессии.
О светской живописи можно судить по так называемому ковру из Байе (11 век, Париж, Байе, собор), в котором прослеживается другая особенность романской живописи — реалистические тенденции. На плотном ковре (70 м в длину и 50 см в ширину) цветной шерстью вышиты эпизоды завоевания Англии норманнами в 1066 году. Повествование отличается мерным эпическим строем. События, происходящие одновременно, передаются как следующие одно за другим, подробно и обстоятельно передаются детали. Остро подмечены энергичные, порою уродливые движения всадников и коней, сумятица рукопашной схватки, плывущие по морю корабли; в бордюр вплетаются мотивы фольклора. Выразительные, резко очерченные силуэты, декоративность яркого цвета усиливают эмоциональное воздействие вышивки и придают ей легендарно-фольклорный оттенок. Шпалеры и вышитые ковры в убранстве интерьеров играли не только утилитарную, но и декоративную роль, они украшали парадные и жилые покои, в праздничные дни — стены храмов. Заменяя настенные росписи, они сообщали мрачным средневековым интерьерам нарядный вид.
Большим разнообразием отмечена достигшая расцвета во Франции романская миниатюра, иллюстрирующая евангелия, библии, хроники.
К замечательным образцам романской миниатюры линеарно-плоскостного стиля относятся написанные плотным, ярким, густым цветом «Апокалипсис» из Сен-Севера (между 1028 и 1072 годами, Париж, Национальная библиотека), «Книга перикоп Генриха II» (начало 11 века, Мюнхен, Баварская государственная библиотека, миниатюры в рукописи относятся к произведениям лиутарской группы, школа Райхенау времен аббата Витиго, 985-997 годы) и Евангелие Амьенской библиотеки (конец 11 века). Торжественно-спокойные или полные экспрессии, они отличаются колористической насыщенностью, соответствующей пронизывающим фигуры страстям.
История зарубежного искусства →

Романское искусство

В начале XIX в. термин «романский стиль» («романское искусство») был введен французскими археологами. Изучая здания, обнаруженные по раскопкам, они пришли к выводу, что эти сооружения напоминают постройки Древнего Рима. Именно отсюда происходит термин «романский» — римский. Это же название распространилось и на языки некоторых европейских народов, которые произошли от латинского языка.

Со времен царствования Карла Великого стал вырабатываться так называемый романский стиль с характерной  для него полукруглой сводчатой  аркой. Поэтому XI—XII вв. в истории  средневековой культуры называют периодом романики, связывая это названием основным стилевым признаком искусства того времени, прообразом которого была арка античного Рима.

Для скульптур романского стиля характерен полный отказ от реализма в трактовке природы и человеческого тела. Исключительно церковный по содержанию была и настенная живопись — плоскостная, отрицающая фигур и перспективу.

Широкое распространение  в романском искусстве получила монументальная

скульптура (особенно рельеф), которая часто расписывалась красками.

Романская пластика подчиняется архитектуре, используется в основном во

внешнем оформлении соборов. Рельефные изображения на сюжеты «Священного

писания» размещались на западном фасаде, в тимпанах, на столбах и колоннах,

они подчинялись  форме элементов постройки: на колоннах пропорции изображения

вытянутые, удлиненные, в фризах приобретали приземистые формы.

Центральный образ романской скульптуры — Христос. Храм, имевший в плане форму креста, символизировал крестный путь Христа – путь страданий и искупления. Каждой части здания приписывалось особое значение, например, столбы и колонны, поддерживающие свод, символизировали апостолов и пророков – опору христианского учения.

 Разрабатываются  темы добра и зла, воплощенные в образах рая и ада; возвышенному противопоставляется низменное, трагическому — комически-гротескное. Например, в тимпане собора

Святого Лазаря в Отене (1130-1140 гг.) в сцене «Страшного суда» грозному и

величественному образу Иисуса Христа противопоставлен почти комедийный сюжет:

ангел и дьявол, изображенный одновременно страшным и  смешным, взвешивают

добрые и  злые дела умерших.

Борьба за человеческую душу между ангелами и  сатаной становится излюбленным мотивом романского искусства. Постепенно в храмовую скульптуру проникают образы крестьян, простых горожан,комедиантов с их повседневными делами и заботам.

 На стены богослужебных зданий проникает и много нерелигиозных мотивов: сюжетов из древней и средневековой истории, басен, даже светских романов, изображений реальных людей и фантастических существ, облик которых почерпнут из средневековых хроник и бестиариев или создан народной фантазией (силы зла — аспиды и василиски, химеры, демоны в получеловеческом

полузверином  обличье). Романские скульпторы, разрабатывая проблему

безобразного, тяготели к фантастическим, чудовищным образам.

Двоеверие жило в народе, языческие представления  не исчезли бесследно, и церковь  была бессильна вытравить эти  образы народной фантазии. Символический  характер, аскетизм образов монументальной живописи и монументальной скульптуры, предельная условность всего образного строя средневекового искусства: утрировка жеста, разномасштабность бесплотных фигур, отсутствие перспективы — удивительно сочетаются с народными чертами сказочности, декоративности, острой наблюдательности и яркого юмора.

Романская живопись развивается во многом аналогично скульптуре, играя  подчиненную роль в синтезе искусств. Монументально-декоративная живопись представлена храмовыми росписями  сдержанного колорита, где основную нагрузку несут линия, контур, силуэт.

В романском храме осуществляется синтез искусств, призванных возбудить  у молящихся преклонение перед  могуществом Бога, церкви и, вместес тем, осознать свою бренность и ничтожность.

Священнослужители были резко противопоставлены  «грешным» мирянам и занимали хор, то есть находящуюся за трансептом ближнюю к алтарю, более почетную часть храма. Да и в части, отведенной мирянам, выделялись места для феодальной знати. Таким образом подчеркивалось неодинаковое значение различных групп населения перед лицом божества, их разное место в иерархической структуре феодального общества Кроме того, декор храма, привлекая взоры молящихся, наглядно иллюстрирует церковную службу, которая велась на латинском языке и не всегда была понятна мирянам. Но в храмах романского времени было и более широкое идейно-эстетическое содержание. В строительном и в художественном отношении они представляли важный шаг вперед в развитии средневекового зодчества и отражали общий подъем производительных сил, культуры и человеческих знаний.

Изобразительное искусство романского периода было почти целиком подчинено религиозному мировоззрению. Отсюда его символический  характер, условность приемов и стилизация форм. В изображении человеческой фигуры пропорции часто нарушались, складки одеяний трактовались произвольно, независимо от реальной пластики тела.

Однако как в живописи, так  и в скульптуре наряду с подчеркнуто  плоскостным декоративным восприятием  фигуры широкое распространение  получали изображения, в которых  мастера передавали материальную весомость  и объемность человеческого тела,—  правда, в схематичных и условных формах. Фигуры типично романской  композиции находятся в пространстве, лишенном глубины; нет ощущения расстояния между ними. Бросается в глаза  их разномасштабность, причем размеры зависят от иерархической значимости того, кто изображен: так, фигуры Христа намного выше фигур ангелов и апостолов; те, в свою очередь, крупнее изображений простых смертных. Кроме того, трактовка фигур находится в прямой зависимости от членений и форм самой архитектуры.

 

Классическое воплощение романского зодчества — это находящиеся  в Германии церковь Марии на острове  Лаак, Вормский и Шпеерский соборы. Особое место в романской архитектуре занимает итальянская архитектура, благодаря прочным античным традициям сразу шагнувшая в эпоху Возрождения.

В романский период исключительную роль играло орнаментальное искусство  с чрезвычайным богатством мотивов. Его источники весьма разнообразны: наследие «варваров», античность, Византия, Иран и даже Дальний Восток. Проводниками заимствованных форм служили привозные  изделия прикладного искусства  и миниатюра. Особенной любовью  пользовались изображения всевозможных фантастических существ, в которых  на все лады сочетаются человеческие формы с образами животного мира. В тревожности стиля и динамичности форм этого искусства явственно  чувствуются пережитки народных представлений эпохи «варварства» с его примитивным мироощущением. Однако в романский период Эти мотивы как бы растворялись в величавой торжественности архитектурного целого.

Искусство скульптуры и росписи было связано с искусством книжной миниатюры, расцвет которой  приходится на романскую эпоху.

 

В городах  и монастырях интенсивно развивалось  художественное мастерство. Из стекла изготовлялись сосуды, лампады, витражи — цветные и бесцветные, геометрический узор которых создавался свинцовыми перемычками, но расцвет витражного искусства произойдет позже, в эпоху  готического стиля.

 

Популярна была резьба из слоновой кости, в этой технике  изготовлялись ларцы, шкатулки, оклады рукописных книг. Развивалась техника  выемчатой эмали по меди и золоту.

Для романского искусства характерно широкое использование железа и  бронзы, из которых изготавливались  решетки, ограды, замки, фигурные петли  и др. Из бронзы отливали и чеканили двери с рельефами. Чрезвычайно  простая по конструкции мебель декорировалась резьбой из геометрических форм: круглых  розеток, полукруглых арок, мебель расписывалась  яркими красками. Мотив полукруглой  арки типичен для романского искусства, в эпоху Готики он будет заменен  заостренной, стрельчатой формой.

С XI в. начинается производство тканых ковров — шпалер. Орнаментика тканей связана с восточными влияниями  эпохи Крестовых походов.

Известное развитие получили и художественные ремесла, хотя их подлинный расцвет относится  к готическому времени.

Романская монументальная скульптура, фресковая живопись и в особенности  архитектура сыграли важную прогрессивную  роль в развитии западноевропейского  искусства, подготовили переход  к более высокой ступени средневековой  художественной культуры — к искусству  готики. Вместе с тем суровая экспрессия и простая, монументальная выразительность  романской архитектуры, своеобразие  монументально-декоративного синтеза  определяют и неповторимость вклада романского искусства в художественную культуру человечества.


Романское искусство и архитектура – ​​Лучшие произведения

11 th Век

Сцена из гобелена из Байе

Эта сцена из знаменитого гобелена изображает Одо, епископа Байе, несущего дубовую дубинку верхом на черном коне, как он сплачивает норманнские силы герцога Вильгельма, своего сводного брата, против англичан в битве при Гастингсе в 1066 году. Особое внимание уделяется сбруе лошадей, деталям мужских шлемов и униформы, а наложение глубокого лошади, их изогнутые бедра и ноги создают импульс, который переносит повествование в следующую сцену.На нижней границе падает лошадь, а ее всадник, пронзенный длинным копьем, падает справа. В обоих углах частично видны другие павшие солдаты, которые передают ужасные последствия битвы, в то время как над ними скачет победный рывок. Как заметил искусствовед Джонатан Джонс, «Гобелен из Байе — это не просто захватывающий документ решающей битвы в британской истории. Это одно из самых богатых, самых странных, самых непосредственных и неожиданно тонких изображений войны, которые когда-либо были созданы. »

Гобелен длиной около 230 футов и высотой 21 дюйм представляет собой продолжительное повествование об исторических событиях, которые, начиная с 1064 года, привели к битве, закончившейся норманнским завоеванием Англии и правлением Вильгельма Завоевателя. как он стал известен. Верхние и нижние границы, каждая шириной 2-3/4 дюйма, показанные в этом образце, продолжаются по всему гобелену, как и использование латинской надписи, идентифицирующей каждую сцену. Изображения в границах меняются, повторяя повествование, как во время боя пары фантастических животных в нижней границе сменяется увиденными здесь изображениями павших воинов и лошадей.Точно так же, когда флот вторжения отправляется в плавание, границы полностью исчезают, создавая эффект бескрайнего горизонта. Границы также включают случайные изображения басен, таких как «Волк и журавль», в которых волка, у которого кость застряла в горле, спасает журавль, который вытаскивает ее своим длинным клювом, что может быть подрывным или предостерегающим. комментировать современные события.

Хотя эта работа называется гобеленом, на самом деле она вышита с использованием десяти различных цветов окрашенной пряжи или шерстяной пряжи и, как полагают, была сделана англичанками, чье рукоделие, известное как Opus Anglicanum , или английская работа, было почитаемый во всей Европе элитой.Гобелен из Байе был уникальным произведением романского периода, поскольку он изображал светское историческое событие, но также делал это в среде, которая позволяла расширить повествование, сформировавшее как британское, так и французское чувство национальной идентичности. Как писал искусствовед Саймон Шама: «Это фантастический пример того, как делают истории». Работа, проводившаяся во Франции, позже оказала влияние на развитие гобеленовых мастерских в Бельгии и Северной Франции около 1500 года и на создание гобеленовых гобеленов эпохи барокко.

Белье, круэль — Музей Байе, Байе, Франция

Что именно изучает история искусств?

История искусств — это дисциплина социальных наук , изучающая эволюцию искусства во времени. Сосредоточьте эти исследования на анализе художественного самовыражения человека в разные периоды существования человечества и того, как это представляло их особое видение окружающего мира с помощью различных техник и художественных проявлений. История искусства как наука позволяет классифицировать исследования о различных культурах и устанавливает энциклопедические знания о том, как они проявляются в каждый из исторических периодов, определяя характеристики, которые делают их отличительными.

Эта наука также является результатом тесной связи и сотрудничества между различными междисциплинарными науками. Поддержка, которую история искусств получает от различных дисциплин, и все большее число современных изощренных методов приводят к более полному и точному изучению художественных проявлений, которым она посвящена, среди которых: скульптура, архитектура, живопись, керамика, музыка, текстиль, изделия из металла, производство стекла и другие, хотя диапазоны, которые в настоящее время достигаются, выходят за рамки так называемого изобразительного искусства.

Каждая из сотрудничающих наук вносит свой особый вклад в видение событий, сформировавших художественное наследие человека на протяжении веков, среди них: археология, антропология, химия, геология, история, биология, архитектура и многие другие. Науки наиболее достоверны.

 

Сегодняшние достижения истории искусства

Постоянное получение обновленной информации о художественном наследии человечества во времени помогает нам сегодня лучше понять красоту и ценность художественных произведений наших предков, а также проанализировать уровень сложности, с которой они были созданы, и их связь с их историческими, религиозными, философскими и социальный контекст.

Изучение уровней навыков художников или ремесленников в каждой культуре; также помогают понять влияние, которое они получили от других предыдущих или современных культур, и то, как эти навыки, в свою очередь, повлияли на навыки их собственных потомков. Несомненно, эти влияния, прошедшие через века, определили то, как сегодня создаются вещи не только с художественной точки зрения, но и с практическими функциями.

Артефакт вне надлежащего контекста, который включает в себя другие очень важные для человека факторы, ограничивает оценку настоящей ценности, они могут казаться даже красивыми или хорошо законченными, но без истории, которая их окружает, их ценность не может быть оценена с полной честностью.Искусство носило по существу элитарный характер на протяжении большей части истории человечества и долгое время было доступно только богатым классам; совсем недавно эти произведения искусства приобретают то значение, которое они действительно имеют в глазах широких масс.

 

Наслаждайтесь искусством сегодня благодаря обширной сети изучения, распространения и сохранения всего художественного наследия, созданного человечеством на протяжении всей его истории. Предстоит еще многое сделать для повышения эффективности сохранения исторических мест и артефактов и защиты их от вандализма и разграбления.

Начиная с 20-го века, появилось множество учреждений, фондов, музеев и галерей, государственных и частных, занимающихся анализом и каталогизацией произведений искусства, а также их надлежащей экспозицией для широкой публики по различным темам, которые не являются ограничивается только так называемым изобразительным искусством.

Художественная комната в Музее Ринглинга и Мэйбл в Сарасоте, Флорида. Музей открыт каждый понедельник бесплатно для посетителей этой художественной комнаты

. Следует отметить, что рост средств массовой информации и охват ими различных социальных слоев населения был очень важен для распространения сообщений о необходимости обучения. и сохранить искусство и артефакты в наши дни.Этот важный труд способствовал распространению новых художников и эстетических форм, которые, тем не менее, показывают нам свою связь с культурным наследием прошлого. Новые технические и художественные возможности выражения , которые они фактически разрабатывают, будут изучаться и будущими поколениями.

Так или иначе, искусство стало более доступным для масс, и влияние этих художественных произведений из прошлого можно увидеть в бесчисленных формах выражения или дизайнерских тенденциях нынешнего художника.Любители искусства и истории в целом сегодня увеличивают количество интернет-страниц, посвященных донесению идеи искусства, через огромное количество страниц, тематика которых столь же разнообразна, как и само искусство.

Чтобы знать, как и где человечество должно направлять свое будущее, нам нужно узнать о Истории искусств и о наших прошлых сокровищах, черпать из этого мудрого потока информации необходимое вдохновение для духовного обогащения нынешнего и будущих поколений.

Кампаниформная шнуровая керамика

Пожалуйста, посетите список категорий, чтобы получить доступ к ссылкам на периоды искусства или культуры.

Вы можете связаться со мной по адресу [email protected] или по электронной почте geogle+ Elena Victorero
Я хотел бы узнать ваше мнение, но имейте в виду, что плагин «Askimed» настроен на блокировку спам-комментариев, поэтому, пожалуйста, укажите свое настоящее имя (имя человека) и комментарии, которые можно понять, также вносят свой вклад в содержание или дизайн блога.

Ваше мнение очень важно для меня, но я не буду одобрять спам-комментарии.


Романское искусство


Романское искусство было одним из первых новаторских и целостных стилей, распространившихся по всему католическому миру. На него большое влияние оказало особенно византийское искусство, которое практиковалось в 13 веке. Термин был придуман в 19 веке историками, которые постоянно изучали этот уникальный стиль искусства и архитектуры.

Европейские страны, которые практиковали романское искусство, включают Италию, южную Францию ​​и Испанию. Основной целью развития романского искусства было сохранение знаковых библейских событий, которые имели место, и хроника важных фигур, таких как влиятельные лидеры тех средневековых времен.Поколения католиков были воспитаны этим романским искусством и узнали о нарисованных событиях. Эти романские украшения обычно создавались в церквях и включают в себя: Христос в величии, Страшный суд и сцены из жизни Христа.

Период романского искусства

Есть два периода, когда наблюдался рост этого искусства: Каролингский и Османский периоды. Каролингский период насчитывает примерно 120 лет, примерно с 780 по 900 год. Эпоху правления Карла Великого и его наследников обычно называют Каролингским Возрождением.Романское искусство создавалось под императорским покровительством, принадлежавшим монастырям.

Люди из этой группы продемонстрировали высокое качество исполнения и изысканность дизайна в своем романском искусстве. Они использовали различные материалы, включая металл, эмали и слоновую кость. Этот период важен для романского периода, в основном потому, что именно в эту эпоху художник заимствовал концепции изображения человеческой фигуры в художественной форме.

Оттонские периоды восходят к 932 году во время правления первых трех императоров Священной Римской империи из династии Оттонов. Этот период в основном связан с большинством иллюминированных рукописей, которые были очень ярко раскрашены.

Романский стиль Живопись в ярких тонах

История романского искусства

Романское искусство восходит к примерно 1000 г. н.э. до возникновения готического художественного стиля. Это искусство широко использовалось ранними христианами-католиками, которые видели важность изображения библейских сцен и человеческих фигур в виде статуй. Говорят, что это искусство развилось из двух периодов, а именно каролингского и оттоновского периодов.Многие концепции, используемые в этом искусстве, были заимствованы из двух предшествующих периодов. Это включает в себя используемые материалы, режим художественной резьбы и даже меценатство.

Период после романского периода – это готический стиль, возникший в 13 веке. Готическая архитектура является наиболее развитой и хорошо проработанной по сравнению с другими. Улучшение связано с опытом и тем фактом, что комбинация идей из предыдущих периодов была сведена воедино. Основными носителями того времени были иллюминированные рукописи, скульптура, панно, витражи и фрески.

Романское искусство Характеристики

Романское искусство характеризуется прекрасным стилем как в живописи, так и в скульптуре. Это хорошо представлено в культовых моделях, таких как Христос в величии, сценах из жизни Христа и Страшного суда. Иллюминированные романские рукописи украшены роскошными цветными украшениями того периода. Романское искусство можно увидеть в Библии и Псалтирях того времени.

Цветной декор был также в капитальных колоннах, которые были захватывающими и свидетельствовали о большом мастерстве и мастерстве дизайна.Искусство было дополнено сценами из нескольких резных фигур. В начале периода использовалось большое деревянное распятие, немецкое новшество. Хорошим примером использования этого искусства является статуя Мадонны на троне, которая является одной из лучших статуй, демонстрирующих скульптурный стиль того периода.

Композиции имели небольшую глубину и были гибкими, так что исторические инициалы можно было втиснуть в формы. Так создавались церковные тимпаны и капители колонн.

Аббатство Марии Лаах Расписной потолок в романском стиле

Романские художники

Художники того периода были широко известны и ценились обществом. Иконография была составлена ​​после тщательной встречи лидеров и покровителей того времени. Королям и правителям того времени потребовался многолетний опыт, чтобы заключить с художником контракт на изображение сцены в романском стиле.

Одним из самых известных художников романского периода является Николай Верденский (1130-1205). Он был французским художником, который известен своим опытом в ювелирном деле и резьбе по эмали. Художник с большим опытом работы в мозаичном стиле. Он создал статуэтки, святыни и подсвечники, украшенные драгоценными камнями (майерс и каменный камень)

Работы мастера Хьюго охватывают период с 1136 по 1148 год. Он известен тем, что освещал Погребенную Библию и делал бронзовые двери. Считается, что бронзовые двери западного входа в церковь аббатства, большой колокол и резное распятие с фигурами Марии и Святого Иоанна являются частью его работ.Наконец, он создал крест из слоновой кости Клойстерс, который в настоящее время находится в Клойстерс в Нью-Йорке.

Другим известным художником является Гислеберт, работавший в 12 веке. Он был французским художником, имевшим большой опыт в скульптуре. Некоторые из его великих работ и украшений включают собор Сен-Лазар в Отене, Франция.

Иконы романского искусства

Большинство романских произведений известного художника, существующих сегодня, разбросаны по всей Европе и США. Самые ценные хранятся в музеях на сохранность и для изучения историками.Иконы включают резьбу из аббатства Марии Лаах в Эйфеле, Рейнская область, сцены, найденные на капителях, изображающие сотворение и грехопадение человека. Другие эпизоды Ветхого Завета, такие как Иона и кит, Даниил во рву со львом, также являются частью этого культового искусства.

Тема трех королей хорошо известна в романском искусстве. Монастыри аббатства Санто-Доминго-де-Силос нашли Северную Испанию. На дверях и стенах католических церквей также изображены иконы, которые можно увидеть в Ангулемском соборе во Франции и Каталонии, и, наконец, живописные схемы на дверях церкви Санта-Мария в Риполе.

Краткое изложение романского искусства

Историки всего мира высоко оценили работы творцов романского искусства. Продолжающиеся работы по изучению и доводке незаконченных икон являются хорошей целью сохранения и поддержания икон. Поколения за поколениями смогут изучать искусство и ценить опыт своих предков.


Испанская романская живопись – ArS Artistic Adventure of Mankind

Романские картины изобилуют в Испании.Эти фрески сегодня можно увидеть в Национальном художественном музее Каталонии в Барселоне и в Епархиальном музее Вич. Их можно сгруппировать по региону происхождения или по стилю. Хотя все они относятся к двенадцатому веку, некоторые кажутся старше других, возможно, потому, что их авторы вдохновлялись определенными архаическими мотивами. Можно выделить две основные группы испанских романских картин: одна из области Пиренеев и западной Испании, другая группа включает окружающий регион и епископство Вич.К первой группе относятся церкви, расположенные в бывшем баронстве Эрилл, чьи картины сейчас хранятся в Национальном художественном музее Каталонии. В эту группу входят картины из церквей Сан-Хуан-де-Бои, Сан-Клементе и Санта-Мария-ин-Тахулл, Санта-Эулатия-де-Эстахон, Сан-Квирико или Квирс-де-Педрет, Санта-Мария-де-Эстерри-де-Анеу, Сан-Педро-де-Бургаль, Сан-Педро-де-Сорпе. , Сан-Педро-де-ла-Сеу-д’Уржель и Санта-Мария-де-Мур (последняя находится в Музее Бостона).

Побивание камнями святого Стефана, фреска из церкви св.Иоанна Бохи (Национальный художественный музей Каталонии, Барселона). Фрески апсиды Сан-Климент, Тауль. Как и фрески св. Марии, Таулла, они представляют собой работу одного и того же мастера, нарисовавшего вытянутые фигуры со стилизованными чертами лица и отличным качеством цвета (Национальный художественный музей Каталонии, Барселона). Эта фреска, в частности, изображает Христа в Судный день (ок. 1123 г.). Фреска апсиды Святой Марии, Таулл, работы того же мастера, который выполнил апсиду в Сан-Клименте, Таулл (Национальный художественный музей Каталонии, Барселона). ).Херувим, деталь фрески святой Евлалии Эстаонской (Национальный художественный музей Каталонии, Барселона). Серафима с фрески, некогда украшавшей апсиду св. Марии де Эстерри де Анеу (Национальный художественный музей Каталонии, Барселона), конец одиннадцатого – начало двенадцатого веков. Фрагмент фрески центральной апсиды св. Петра Бургальского, сейчас находится в Национальном художественном музее Каталонии в Барселоне.В этой сцене мы видим сидящую Деву Марию, несущую чашу, справа от нее — святой Петр, а слева — св. Иоанн Креститель и св. Павел (XI в.). Фрагмент росписи XII в. церковь св. Петра Сорпе (Национальный художественный музей Каталонии, Барселона). Христос в величестве из апсиды св. Марии Мур (Музей изящных искусств, Бостон).

По общему правилу, на этих картинах Пантократор или Вседержитель изображен у апсиды в миндалевидном ореоле, или в некоторых случаях Богородица восседала с Младенцем на руках, фигуры Христа или Богородицы сопровождались на каждой рядом с ангелами и серафимами (или также символами, представляющими евангелистов), и когда Дева Мария была представлена ​​в центре, то волхвы были представлены рядом с ней в акте поклонения Младенцу.Ниже апсиды, закрывая цилиндрическую стену, располагались фигуры апостолов и пророков с соответствующими атрибутами. Эти фрески были окрашены в интенсивные ярко-красные, синие и желтые цвета, в гораздо более интенсивной цветовой гамме, чем любые другие романские фрески, найденные в других европейских странах. Фон этих фресок был разделен на равномерные зоны резкого цветового контраста.

С этих картин картины, происходящие из двух небольших церквей Таулла (особенно церкви Сан-Клементе), неоднократно воспроизводились в публикациях по истории искусства.

Сцена Голгофы, изображенная в романском стиле, была распространена в нескольких регионах Испании. Уникальной для Каталонии была сцена Нисхождения, включая всех ее персонажей. Другой темой, типичной для каталонских романских образов, был Majestat или Христос, изображенный на Кресте, в короне или с непокрытой головой и волосами, зачесанными в кудри, ниспадающими по обеим сторонам головы; Он появляется в длинной мантии, украшенной легендарными сценами, и с поясом на талии.

Batlló Majesty (Национальный художественный музей Каталонии, Барселона) XII века. Величество Бальо, возможно, является наиболее представительным из серии полихромных распятий, на которых Христос одет в одежды, украшенные восточными мотивами. «Majestat» — это каталанизация « Rex Tremendae Majestatis », символизирующая победу Христа над смертью. Это большой кусок: 1,53 м в высоту и 1,19 м в ширину.

Из романского периода Каталонии существует множество расписных деревянных изделий, столь редких во всех других европейских странах.Эти росписи по дереву не были отдельными иконами, они входили в состав декоративных элементов престола и были обращены прямо к прихожанам (как запрестольные образы). Краски наносились на пасту из гипсовой лепнины, иногда с очень выраженными рельефами, и расцветка была такой же яркой, как и на фресках. Сцены, изображенные на этих алтарях, или Catalonian antependium* , , также были очень похожи на сцены фресок: Христос или Богородица в нимбе, расположенном прямо в центре прямоугольника, а рядом с ними располагались апостолы. внутри горизонтальных полос.Позднее художники изобразит в этих фронтальных картинах репертуар с легендами о святых средневековья: Сан-Мартин, Сан-Эстебан, Сан-Лоренцо и т. д., которым в те времена было посвящено большинство церквей. В этот период на алтаре не было больших запрестольных образов, поскольку священник служил мессу лицом к прихожанам, и, таким образом, передняя часть престола была свободна, место, которое раньше использовалось для этих украшенных запрестольных образов. Обычно на алтаре находился не более чем крест и свечи, и, кроме того, наличие расписных запрестольных образов не требовалось, так как апсиды, прекрасно видимые для прихожан, были покрыты фресками.

Деревянные части фасада, расписанные лепниной, характерны для каталонского романского стиля и напоминают эмали. Деревянная передняя панель из церкви Св. Петра Ла Сеу в Уржеле (Национальный художественный музей Каталонии, Барселона) представляет собой двенадцать апостолов, расположенных в шахматном порядке по обеим сторонам Пантократора, сидящих в двойном нимбе. Деревянная передняя панель Страстей, XIII век (Национальный художественный музей Каталонии, Барселона).

Среди множества образцов испанской романской живописи обычно упоминается большой гобелен с изображением Сотворения мира, хранящийся в соборе Жироны.На нем сверху изображен символ, представляющий Год, в сопровождении четырех квадратов, обрамляющих фигуры, представляющие Времена года и героических персонажей Геракла и Самсона. По его сторонам вдоль границ расположены другие квадраты, обрамляющие фигуры, олицетворяющие Ежемесячные Труды и Солнце и Луну в своих колесницах с лошадьми и волами соответственно. В центре по кругу расположены изображения Сотворения мира с Демиургом или безбородым Иисусом в центре. Библейские сцены, представленные на этом гобелене Жироны, были скопированы с рукописных миниатюр, некоторые из которых были очень старыми.

Гобелен Творения, или Жиронский гобелен, XI века (Музей собора Жироны, Каталония, Испания). Вероятно, он использовался как балдахин для алтаря Святого Креста у входа в церковь. На гобелене изображен ряд богословских сцен, связанных с интерпретацией христианского творения. Его размеры 3,65 х 4,70 м.

__________________

Каталонский antependium:   Декоративный элемент, обычно деревянный в случае каталонского antependia),  используется для украшения христианского алтаря и, таким образом, противопоставляется облачению священника). антепендиум свисает перед тем, что он покрывает, и его следует отличать от алтарного полотна, которое используется в службе во время Евхаристии, и алтарного сукна, покрывающего верхнюю часть алтарного стола.

Нравится:

Нравится Загрузка…

Родственные

История искусства Майте: романская живопись

Настенная роспись
Используемая техника — фреска. Он был основан на приготовлении пигментов, разведенных в воде со смывкой.Эти пигменты наносились на стену, на которую был нанесен слой штукатурки для ее подготовки. Рисунок был сделан, когда этот материал был влажным, поэтому, когда он высох, он приобретал силу и стойкость.
Так же, как и скульптура, живопись интегрирована с архитектурой. Он не имитирует природу, но следует рациональному осмыслению. Благодаря этому изображения получаются плоскими, вытянутыми и лишенными перспективы. Символы появляются по порядку, с разными размерами в зависимости от их иерархии. Глаза и руки непропорциональны, потому что они являются наиболее выразительными частями этих изображений.
Цвета интенсивные и яркие (красный, желтый, оранжевый, синий) и распределены между собой полосами с большим контрастом. Черный цвет использовался для ограничения изображений. Примеров романской живописи не так много, даже когда, вероятно, каждая церковь не была завершена, пока ее стены не были расписаны. В Испании есть два разных течения: византийское и мосарабское. Византийцы попали в Испанию через Каталонию из Италии или английского миниатюриста, работавшего на Сицилии, в то время как мосарабцы были распространены на всех территориях Кастилии и Леона.
Иконография картины зависит от места, которое она занимает. Купол апсиды часто встречается с изображением Христа Пантократора или Богородицы. Хорошим примером этого являются церкви Таулла. В Сан-Клименте Пантократор появляется внутри мандорлы, благословляя, в левой руке он держит книгу, в которой написано Egon sum lux mundi, то есть Я есть Свет Мира, а также альфа и омега, первая и последняя буквы греческий алфавит с обеих сторон. Он сидит на линии, изображающей небесную орбиту, а его ноги стоят на маленькой линии, изображающей землю.Он очень стилизован, с длинным лицом, руками и ногами. Цвета плоские и ограничены черными линиями. Чтобы добавить глубины изображению, можно использовать черные линии. Вокруг него появляются изображения четырех евангелистов, а на более низком уровне — Богородицы и святой, каждое из которых находится в нише очень неправильной формы. Стена окрашена полосами разных цветов. В Санта-Мария-де-Тауль мы находим аналогичное распределение, но верхняя часть зарезервирована для Девы Марии с ее сыном и трех волхвов вокруг них.
Наиболее важным примером в Кастилии является Королевский пантеон в Сан-Исидоро. В этом случае меняется даже расположение картин, потому что это своды здания. Это своего рода ужасная пустота, и каждое пространство заполнено изображениями. Большинство из них религиозны, как Пантократор и Ангелы с пастырями. Но кроме этого, есть и светские изображения, например, календарные, изображающие людей, занимающихся обычными аграрными делами каждого месяца. В этом случае цвета немного другие, с явным преобладанием красного над остальными.
Прочие опоры
Роспись по дереву была специально разработана в Каталонии. Он часто появлялся на передней части алтарей в виде небольших запрестольных образов. Он использовал технику храма. Его иконография точно такая же, как и у настенной росписи, и цвета тоже.
Существовала картина на бумаге или пергаменте. Это отличалось по своей тематике от других. Целевыми читателями книг были грамотные люди, поэтому они могли читать Библию и не нуждались в простых объяснениях в картинах.В этих книгах изображения более сложные или даже появятся куртизанские сюжеты. Эти книги разрабатывались в монастырях.

Узнать больше о романском искусстве

Триумф цвета.  Интерьеры романских церквей отличались большим цветовым богатством. Украшение основано прежде всего на настенной росписи и панелях, в которых Каталония является одной из самых богатых территорий. Презентация этого наследия в залах музея начинается с картин Сан-Жоан-де-Бой, одной из первых коллекций каталонской романской живописи.

Далее следует серия, в которой чувствуется влияние романских картин с севера Италии, таких как Сант-Кирзе-де-Педрет и Сант-Пере-д’Агер , в конце 11 го века. Влияние, которое достигает своей полной полноты с росписями апсиды Sant Climent de Taüll , бесспорным шедевром 12 го века. Наряду с этим, Санта-Мария-де-Таулл , самый важный образец интерьера полностью раскрашенной каталонской романской церкви, дошедший до наших дней.

Обратите внимание на схемы с интенсивными полосами цвета, на которые разделены картины. Симметрия монументальных фигур, полных благородства и этатизма. Строгие линии одежды и тенденции в декоре. Атрибуты, которые также можно наблюдать в картинах Сан-Педро-де-Арланса и Капитула Санта-Мария-ин-Сигена , одной из самых важных живописных комбинаций в Европе на рубеже тринадцатого века.

Роспись панели способна сохранять силу настенной росписи. Лучшими примерами являются алтарные образы, такие как Апостолов или Сеу д’Уржель , Эстерри де Кардос , Авиа или Карде . Панно предлагает широкое и полное видение романского стиля с различными типами работ, такими как Богородица Гера , Majestat Batlló или резьба по дереву Снятие с креста Эрилла ла Валя.

Что касается скульптур из дерева , стоит выделить некоторые предметы из Ripol l и обширную группу из серии из Барселоны, например, мраморные капитолии в старой больнице Сан-Николау . Коллекция дополняется важным набором эмалей, большинство из которых произведено в Лиможе, например, Ciborium от La Cerdanya или Mondoñedo Crosier .

Обнаруженные в начале 20 го века в первоначальных церквях, фрески были спрятаны за алтарями или под другими слоями краски.Деятельность по восстановлению наследия означала, что Женералитат возьмет на себя задачи по снятию их со стены, передаче их на ткань и транспортировке. Включение в состав музея коллекции Пландиура (на испанском языке) в 1932 году и наследия Эспоны в 1958 году значительно обогатило коллекцию романского искусства.

Романское искусство в Каталонии и его связь с европейским искусством

Романское искусство в Каталонии и его связь с европейским искусством

В каталонских графствах романское искусство проявилось с начала 11 века и просуществовало вплоть до 13 века.В архитектуре и искусстве он принадлежал основным европейским центрам, особенно Италии и Лангедоку, таким образом, что внешние влияния были определяющими для последовательных преобразований.

В начале наиболее важные художественные центры отражали преемственность по отношению к 10 веку, отмеченному каролингской традицией, как это можно увидеть в церкви монастыря Сант-Пере-де-Родес. В течение большей части XI века архитектура представляла решения, полученные в конце древнего мира и в Италии, которые также использовались на большей части западного Средиземноморья.Наиболее важным примером среди сохранившихся является Сант-Висенс-де-Кардона. И нельзя забывать об иллюстрациях рукописей, например, монастыря Риполь.

В живописи, особенно около 1100 г., представлены различные тенденции, некоторые из которых отмечены итальянским влиянием, а другие более тесно связаны с французскими художественными центрами. Именно в это время выдающийся художник работал в церкви Сант-Климент-де-Тауль, освященной в 1123 году. 

Вклад движений и мастерских из-за рубежа будет постоянным, что будет питать архитектурные и художественные преобразования также между второй половиной 12-го века и около 1200 года.Влияния, пришедшие из Тулузы Лангедока, станут наиболее значительной основой скульптуры середины XII века. Около 1200 г. глубокая реконструкция, явно поддерживаемая аристократией и дворами, представляла собой включение в Каталонию византийских тенденций. В некоторых случаях проявления отражали последние тенденции того времени, которые на более позднем этапе привели к готике.

.

Добавить комментарий

*
*

Необходимые поля отмечены*