Стили архитектуры и живописи: Архитектурные и художественные стили и направления | Архитектура и Проектирование

Содержание

Основные стили и направления в живописи, скульптуре и архитектуре XIX веке

XIX век считают золотым веком русской культуры. Появляются новые направления и стили. Русская культура возрождается и развивается, испытывая сильнейшее влияние запада, но, не забывая о сохранности собственных традиций, впитывая в себя только лучшее.

Особенности культурного развития в первой половине XIX века

В начале XIX века в русской культуре наблюдается не просто подъём, а активное сближение её с культурой запада, растёт национальное самосознание, возникают различные оппозиционные течения в обществе. Это время появления литературных кружков, увеличения количества учебных заведений, период значительных научных открытий, появления величайших художников, архитекторов и скульпторов.

Архитектура и скульптура — основные стили и направления

В архитектуре преобладает поздний классицизм. Особенность его — масштабность, грандиозность и чёткость. Прежде всего, это проявилось в строительстве некоторых зданий в Петербурге, отличающихся единством и гармонией. Над их созданием трудятся такие архитекторы, как:

  • Захаров А. Д.;
  • Т. де Томон;
  • Воронихин А. Н.;
  • Монферран А. А.;
  • Росси К. И.

После пожара 1812 г. в Москве также начинаются строительные работы. Классицизм преобладает и здесь. Главные здания города строятся под руководством:

  • Бове О. И.;
  • Жилярди Д. И.

В 30-е гг. на смену классицизму в архитектуре постепенно приходит русско-византийский стиль. Тон К.А. возводит Большой Кремлёвский дворец и Оружейную палату. В 1839 г. закладывают фундамент храма Христа Спасителя.

В провинции трудятся не менее известные архитекторы: Попов Я. Н. Стасов В. П. (Никольский казачий собор в Омске), Мельников А. И. (ансамбль Приморского бульвара в Одессе).

В конце XVIII – начале XIX вв. активно начинает развиваться скульптура. В Москве появляется памятник Минину и Пожарскому, созданный И. П. Мартосом. На Дворцовой площади возводят колонну, высотой в 47 метров, в честь Александра I и победы над французами. В Петербурге появляются памятники Кутузову и Барклаю де Толли авторства Б. И. Орловского. На Аничковом мосту устанавливают четыре конные скульптуры и статую Николая I, также на коне, П. К. Клодта. Ф. П. Толстой создаёт серию медалей и барельефов.

Изобразительное искусство

В русской живописи начала XIX в. преобладают реализм и романтизм, но официально творили все же в духе классицизма, поскольку существовавшая в то время Академия художеств была крайне закрытым и консервативным заведением. От художников требовали придерживаться канонов классицизма, поощрялось написание картин в основном на библейские или мифологические сюжеты. Молодые художники следовать указаниям не желали, поэтому в это время всё чаще появляются портреты. К примеру, Кипренский О. А. пишет портрет молодого, находящегося в пике своей славы Пушкина. Этот портрет является ярким примером романтического направления в живописи.

Реализм проявляется в картинах Тропинина В. А. «Кружевница», «Портрет сына». Пушкин у Тропинина умудрён жизненным опытом и не очень счастлив, именно к этим выводам можно прийти, внимательно изучая созданную художником картину.

Выдающимся художником своего времени становится К. Брюллов. В его картине «Последний день Помпеи» отражено ожидание перемен, которые должны наступить вместе с новым веком. Брюллову вторит Иванов А.А. Его «Явление Христа народу» также пронизано ожиданием.

Помимо портретов создаются картины на бытовую тему – «бытовой сюжет». Пишутся настоящие живописные шедевры «На пашне», «Утро помещицы», «Захарка» Венецианова А.Г. и «Сватовство майора», «Свежий кавалер» Федотова П.А.

Начало и первая половина XIX в. – время, когда на смену старым течениям и сюжетам приходят новые. Классицизм ещё преобладает в архитектуре, но живопись становится более романтичной, а иногда и реалистичной. Художники больше не желают писать нечто им неведомое, древнее, они готовы показать мир, который находится вокруг них – простых людей, различные бытовые ситуации, от обычного завтрака помещика, до покоса.

Культура России во второй половине XIX века

Вторая половина XIX в. – это период реформ, отразившийся, прежде всего, в искусстве, но проявилось более всего в живописи.

Так, в 1863, когда Академия художеств объявила очередной конкурс на получение Большой золотой медали, все выдающиеся художники отказались в нём участвовать, поскольку не желали больше писать исключительно в духе классицизма. Они вышли из Академии и организовали Артель художников, возглавил которую Крамский И. Н.

Авторитет Академии пошатнулся, первое место среди популярных учебных заведений заняло Училище живописи, ваяния и зодчества. Его выпускниками стали такие известные художники, как:

  • Саврасов А. К.;
  • Перов В. Г.;
  • Шишкин И. И.

Все они творили в духе реализма. Это уже не только портрет, но также пейзаж (Шишкин) и сцены баталий. Художники-реалисты стремятся максимально точно передать на холсте действительность – события, чувства. Ярче всего это проявляется в полотнах Верещагина. В 70–80-её гг. появляются первые полотна Репина и Сурикова, Левитана.

В отличие от живописи, скульптура переживает упадок. Это связанно с наметившимся в 50–60-её гг. упадком в архитектуре. Развивается исключительно станковая скульптура. Ряды выдающихся скульпторов пополняют:

  • Антокольский М. М.;
  • Микешин М. О.;
  • Опекушин А. М.

В рассматриваемый период в архитектуре преобладает эклектизм – смешивание стилей. Ансамблевое строительство уходит в прошлое, на первый план выдвигается польза, низкая стоимость постройки и её качество. Владельцы только что приобретённых участков более не следят за тем, чтобы выстроенное на них здание по стилю совпадало с окружающими постройками. Востребованы в это время строения общественного назначения – вокзалы, торговые помещения, многоквартирные дома. Возникают новые технологии и материалы. В 60-е гг. основной архитектурный стиль – «ретроспективное стилизаторство», подразумевавшее копирование стилей прошлого. Выдающимися архитекторами считаются:

  • Штакеншнейдер А. И.;
  • Быковский К. М.

В 70-е гг. начинается выработка собственного русского стиля (Исторический музей, Верхние торговые ряды, Московская Городская дума), который в конце века сменяется модерном.

В XIX в., вдохновлённые сначала победой русского оружия, а затем и реформами, художники, скульпторы и архитекторы стремились к созданию или внедрению новых стилей и направлений. Классицизм сменяется реализмом и романтизмом, в архитектуре появляются русский стиль, а затем и модерн, завершивший золотой век русской культуры.

История искусств

1а. Итальянское искусство 17 в. Л. Бернини Площадь перед собором св. Петра в Риме (Тема 1)

Стиль барокко. Церковь Сан_Карло але Куатро Фонтане (тема 1).

     Темы второго полугодия

Искусство Западной Европы XVII- XVIII вв.

  1. Искусство Италии 17 века. Архитектура и скульптура стиля барокко. Творчество Лоренцо Бернини.
  2. Искусство Италии 17 века. Творчество Караваджо.
  3. Искусство Испании 17 века. Эль Греко. Диего Веласкес
  4. Искусство Фландрии 17 века. Рубенс.
  5. Голландское искусство 17 века. «Малые» голландцы. Ян Вермеер Делфтский.
  6. Голландское искусство 17 века. Рембрандт.
  7. Искусство Франции 17 века. Ансамбль Версаля. Лувр. Стиль классицизм в архитектуре.
  8. Искусство Франции 17 века. Живопись классицизма. Никола Пуссен и Клод Лоррен.
  9. Искусство Франции 18 века. Антуан Ватто и художники стиля рококо.
  10. Английская школа живописи 18 века. Хогарт, Рейнолдс, Гейнсборо.
После изучение этих тем вы должны уметь ответить на следующие вопросы письменно или устно:
  • Как проявляется стиль барокко в архитектуре, живописи и скульптуре; особенности стиля; главный архитектурный ансамбль Рима – собор и площадь св. Петра; чем знамениты Бернини, Караваджо;
  • Почему 17 век называют золотым веком испанской живописи, чем знамениты Веласкес, Эль Греко;
  • В чем особенность голландской школы живописи; чем знамениты Рембрандт ван Рейн, «Малые голландцы», Вермеер;
  • Чем знаменит художник Рубенс;
  • Как проявляется стиль классицизм в архитектуре и живописи; особенности стиля; что такое Версаль и Лувр; чем знаменит художник Н.
    Пуссен;
  • Как проявляется стиль рококо в архитектуре и живописи; особенности стиля;
  • Что мы знаем об английской школе живописи 17-18 века;
  • Что такое базилика, пилястр, плафон, гильдия, руст, анфилада.
Вы должны уметь по фотографиям и схемам проанализировать и описать примеры архитектуры с помощью терминов искусства (стиль, особенности, детали и т.д.), а также отгадывать большинство из здесь приведенных картинок.
По репродукциям учимся отличать и отгадывать названия и авторов картин и скульптур; к какому стилю, национальной школе они относятся (прежде всего: Бернини, Рембрандта, Рубенса, Веласкеса, Эль Греко, Караваджо, Вермеера).

Ит. искусство. Бернини . Давид. (тема 1)

Итальянское искусство 17 в. Л. Бернини . Аполлон и Дафна. (тема 1)

Монументальная живопись барокко. (тема 1)

Ит. искусство. Каравджо. Обращение Савла. (тема 2)

Караваджо. Погребение Христа. (тема 2)

Испанское искусство 17 в. Эль Греко. Апостолы Петр и Павел. (тема 3)

Веласкес.Портрет папы Иннокентия X. (тема 3)

3 б. Испанское искусство 17 в. Веласкес. Менины. (тема 3)

Искусство Фландрии 17 в. Рубенс. Портрет камеристки инфанты Изабеллы. (тема 4)

Рубенс. Персей освобождает Андромеду. (тема 4)

Рубенс. Портрет Клары Серены Рубенс. (тема 4)

Малые голландцы. Виллем Хеда.Завтрак. (тема 5)

Голландское искусство 17 в. Вермеер Делфтский. Молочница. (тема 5)

Малые голландцы. Ван Остаде.. Художник в своей Мастерской. (тема 5)

Малые голландцы. Питер Клас.Натюрморт с рыбой. (тема 5)

Искусство Голландии кон. 16-17 в. Рембрандт. Возвращение блудного сына. (тема 6)

Рембрандт. Портрет старика в красном. (тема 6)

Рембрндт. Портрет Саскии в образе Флоры. (тема 6)

Ансамбль Версаля. Франция. (тема 7)

7. Фр. искусство. Гудон. Вольтер. (тема 7)

Фр. живопись. Н.Пуссен, Четыре сезона. Осень. (тема 8)

Фр. живопись. Н.Пуссен. Суд Соломона. (тема 8)

Фр. живопись. Н.Пуссен. Аркадские пастухи. (тема 8)

Рококко . Отель субиз. (тема 9)

Фрагонар. Качели. (тема 9)

9.Рококко. Буше. (тема 9)

Английское искусство. Т. Гейнсборо. (тема 10)

Гейнсборо. Мальчик в голубом. (тема 10)

Гейнсборо. (тема 10)

Искусство, воплощенное в архитектуре — PRAGMATIKA.MEDIA

Еще пять лет назад мне бы и в голову не пришло писать о роли советского авангарда в мировой архитектуре и искусстве. Волею судьбы за этот короткий срок я стал довольно неплохим экспертом в современной графике, а также живописи и возглавил крупную международную архитектурно-инженерную компанию. И чем больше я начинал понимать абстрактную живопись, тем яснее видел влияние этих работ на современную архитектуру.

Эдвард Ходорковский

Живопись — искусство довольно эмоциональное, экспрессивное и непредсказуемое, особенно в работах русских авангардистов («Авангард стал явлением мировой культуры, уникальным в своем роде феноменом», — пишет Фридрих Дюрренматт). Архитектура устроена иначе — она базируется на точных расчетах и законах геометрии и сопромата.

Далеко не всегда то, что можно нарисовать на бумаге, возможно построить в металле и стекле. Скажем прямо, это было невозможно сделать еще сто лет назад, и только в наши дни, с развитием новейших технологий и новых материалов, возводятся шедевры, которые созданы в прошлом и позапрошлом веках.

Ожила извечная мечта художников — трансформация мира с помощью искусства

Так громко заявлять о прямом влиянии советского (русского, украинского, белорусского) авангарда на современную архитектуру мы не станем, но поговорим о воздействии. Как архитектура сегодняшнего дня стала такой, какой мы ее видим, и как прослеживаются штрихи и детали авангарда там, где мы их не сразу замечаем?

1910—20‑е гг. придали живописи, архитектуре, да и предметной среде несколько полезных импульсов. Прежде всего художники того времени стали все дальше уходить от сюжетности и образности. Что это означало? Да то, что художники авангарда искали новый ракурс, а порой просто пытались дорисовать новую картину мира, стараясь при этом не цепляться ни за что из прошлого. Это было время наработки принципиально нового видения искусства, перевернувшего и раздвинувшего сознание не только художников, архитекторов, но и людей, созерцающих их творения.

Лазарь Лисицкий «Проун», 1920‑е гг. Архитектор Дэн Пиис

Жилой дом, Сколково, РФ, m+a global architects

В сознании создающей и созерцающей общественности прочно поселилась абстракция. Художники бросились на поиски новых пластических форм, и, что особенно важно для нас, стало формироваться абстрактное видение. Как будто обретение формы могло коренным образом поменять жизнь. Ожила извечная мечта художников — трансформация мира с помощью искусства.

Художниками авангарда была полностью изменена сама структура вещей

Но язык живописи был только началом этого глобального явления. Эксперимент создания новой реальности не мог не коснуться пространства — основы основ архитектуры. В СССР именно В. Кандинский, К. Малевич, М. Ларионов и В. Татлин заложили прочный фундамент для грядущих архитектурных трансформаций во всем мире. Грани красоты и возможности пространства, его гуттаперчевость пришли в архитектуру именно благодаря живописным экспериментам великих русских модернистов. И этот факт трудно оспорить. Серьезно помогла в этом сплетении искусств и революция в инженерном мире. Художниками авангарда была полностью изменена структура и конструкция вещей, в которых они уже предусматривали сразу несколько функций, трансформировали и их внешний облик. Совершенно иначе человек стал взаимодействовать с пространством.

Казимир Малевич «Фигура», 1920‑е гг.

Ричард Ллойд. Здание Lloyd’s, Лондон, Великобритания

И в 1920‑х годах архитектурные концепции посыпались как из рога изобилия, впитав в себя новый взгляд на человека в пространстве и на современную эстетику в целом. На первый план стали выходить простые рубленые геометрические формы, локальные цвета, стали выпячиваться структура и фактура материалов. И все это отразилось в новых архитектурных проектах — настоящая революция форм, цвета и взгляда.

Так, вышагивали в будущее проуны Лазаря Лисицкого, серия абстрактных композиций на плоскости, где от простой и плоской геометрии он постепенно обращается к сложным объемно-пространственным строениям.

И голос этих форм мы слышим в реальных линиях архитектуры сегодня.

Наталья Гончарова «Абстрактный пейзаж», 1920 г.

Саифудин Ханбхай. Здание Культурного центра в Аруше, Танзания

И Татлин, и Родченко увлеченно играют с архитектурными проектами. Но их мало беспокоит функциональность — это просто манипуляции с формами, походы за вдохновением в смежную область.

Не думает о функциональности и Малевич, создавая свои архитектоны. Увлекшись внешней оболочкой, он буквально строит новые формы, и стройка эта в дальнейшем обретает душу и оживает в реальной архитектуре. Создание архитектора — первый шаг в продвижении супрематизма в архитектуру. Малевич изготавливал архитектоны из картона, гипса и дерева. Со временем стало ясно, что архитектурные проекты художника — утопия и они не могут использоваться на практике. Хотя существует версия, что архитекторы главного здания МГУ использовали супрематические работы Малевича при проектировании здания.

Александр Родченко «Композиция», 1920‑е гг.

И Татлин, и Родченко увлеченно играют с архитектурными проектами

Даниэль Либескинд. Здание Художественного музея, Денвер, США

Александр Родченко даже вырабатывает свою концепцию «новой архитектуры»: «Современные небоскребы хотя и удобны, но в художественном отношении… просто высокие коробки. Думается, особое внимание будущей архитектуры будет обращено наверх, где особо комфортабельные башни, легкие, как мосты… Все‑таки дом будет всегда прямой, как коробка, но верх — это тоже искусство… это забота будущих архитекторов-художников».

Но самое интересное, что одновременно с художниками этот же процесс поиска новых форм охватывает и архитекторов. И за идеями они обращаются, конечно, к современной живописи. А там как раз царствуют кубизм и абстракция: контррельефы Татлина, геометрия архитектонов Малевича и Кандинского, победа формы и глубочайшее внимание к свойствам материалов.

Владимир Лемпорт «Сияние»

Йорн Утзон. Здание Оперного театра, Сидней, Австралия

Перекличкой интересов и любовью к обновлению начинается невероятный диалог искусств, их синтез и слияние, взаимозависимое сплетение. А результатом этого негласного союза становятся невероятные по масштабу и размаху творческого видения архитектурные проекты.

Сейчас уже сложно с полной уверенностью сказать, кто кого копирует, кто запустил этот эволюционирующий механизм взаимного обмена идеями. Но факт остается фактом: линии переходят с полотен и становятся реальными, теперь их можно пощупать, дотронуться до них и даже войти внутрь, остаться жить.

Абстрактное направление как новый этап вообще в развитии искусства авангарда Роберт Делоне называл «великим процессом современности», направленным «от разрушения к созиданию».

И, разрушая привычные формы, художники расчищали место под фундамент для будущего архитектуры.

Перекличкой интересов и любовью к обновлению начинается невероятный диалог искусств, их синтез и слияние

Увы, современники не смогли по достоинству оценить новые веяния. А если оценили, то недостаточно. Художественные опыты оказались невостребованными, но пророческими. То был переходный этап нашей эпохи, и хотя во всем мире конструктивизм уже цвел пышным цветом, в нашей стране в далекие 20‑е годы до «небоскребного будущего» было еще далеко. А вот за пределами Советского Союза уже в конце 80‑х конструктивизм начал обрастать новыми свойствами. Демонстративно обнажая не только работу архитектурных конструкций, но и инженерных коммуникаций, он постепенно перерос в новое направление — деконструктивизм. По определению его теоретика Жака Дерриды, это не стиль, а метод, подход архитекторов к основам основ традиционного подхода к архитектуре как виду искусства.

Борис Турецкий «Сфера», 1980-е гг.

Heerim Architects. Визуализация здания отеля Кемпински в центре Баку

В архитектуре конструктивизма царит функционализм. Он приводит к созданию динамичных сооружений, состоящих из достаточно простых формальных элементов, совершенно лишенных привычного архитектурного декора, соединенных в соответствии с организацией внутреннего пространства и работой основных конструкций. Для деконструктивистских проектов характерны визуальная усложненность, изломанные формы, подчеркнуто агрессивное вторжение в городскую среду и перекрывающиеся поверхности — по контрасту с логикой и порядком, свойственными модернизму. Цель стиля — демонстрация внутреннего содержания и функций объектов. Его формы одновременно открыты и замкнуты, он совмещает невозможное: разрушение и красоту, деление на части и соединение.

Художественные опыты авангардистов оказались невостребованными, но пророческими

Нарушая все каноны архитектуры, деконструктивизм, несомненно, основывается на конструктивизме. Все мы помним закон диалектики — единство и борьба противоположностей! Деконструктивизм — это полифония, монтаж. Перенимая многое от конструктивизма, он наполняется новым звучанием. Но четко определить, где появляется разделяющая их грань, практически невозможно.

В качество источников различные авторы-деконструктивисты выбирают деятелей авангарда и разнообразные периоды. Так, к примеру, Заха Хадид и Рем Колхас в своих работах ориентированы на поздний авангард и в особенности на «антигравитационную» архитектуру И. Леонидова. Остальных авторов, наоборот, притягивают динамичные живописные и архитектурные композиции раннего авангарда (К. Малевича, Н. Ладовского, Л. Поповой, В. Кандинского) или уравновешенные композиции братьев Весниных.

Любовь Попова «Фигуры»

Фрэнк Гери. Здание Диснеевского центра, Лос-Анджелес, США

Так в муках творчества, в постоянном поиске и взаимном обмене энергиями и идеями развивалась и трансформировалась архитектура, превращаясь в современную и новаторскую. И советский авангард, конечно, сыграл свою роль в этом маскараде искусств.

А нам осталось только взирать на результаты этого процесса. Наслаждаться созерцанием игр разума и творчества и находить новые доказательства того, что повсюду видны следы великих художников и великих замыслов. И видеть и жить в созданном ими пространстве спустя эпохи.

 

Текст: Эдвард Ходорковский

Разработка урока «Стили архитектуры.Искусство»

Тема: Стили  архитектуры.

Цель урока: систематизировать  и уточнить знания учащихся о стилях в архитектуре.

 Задачи: 

  • Закрепить знания об архитектурных стилях  в контексте культурно – исторических периодов.

  • Развивать интерес к архитектуре как основе всех искусств.

  • Формировать умения работать с информацией.

Оборудование: мультимедиапроектор, экран, компьютер.

ЦОР: презентации «Архитектурные стили».

Ход урока.

План урока

содержание

1.Оргмомент.

2.Ход урока

3.Закрепление

4.Д/З

Постановка цели урока.

Проверка домашнего задания.

1.Введение в тему.  Определение понятия «архитектурный стиль».

В архитектуре, как и в других видах искусства, существует понятие «стиля», т.е. исторически сложившейся совокупности художественных средств и приёмов. Стиль связан с историей развития человеческого общества, его мировоззрения и идей, с историей развития архитектуры и строительной техники, с представлениями эпохи о пользе и красоте.

Архитектурный стиль-единство содержания и художественного образа

Архитектура — искусство, неотделимое от повседневной жизни человека. Оно обслуживает наши бытовые нужды, разнообразные общественные потребности. И одновременно доставляет нам радость, создает настроение, воздействует на чувства людей.

2.Систематизация знаний  о стилях и их последовательной смене в истории человечества.

История Древнего Египта охватывает несколько тысячелетий — с конца V тысячелетия до н. э. до IV в. н. э. За столь значительное время в Древнем Египте было создано огромное количество великолепных построек, скульптур, произведений живописи, декоративно-прикладного искусства. Основной строительный материал в Египте —  камень.

  Из камня египтяне высекали высокие стройные каменные глыбы в виде обелисков, которые были символами солнца — великого Ра, а также огромные столбы и колонны. Отдельные тщательно отесанные каменные блоки пригонялись друг к другу идеально, насухо, без раствора.

        

Для египетской архитектуры была характерна своеобразная форма капителей, изображавших цветок папируса, лотоса или листья пальмы..

Шедевры, созданные талантливыми мастерами античного мира, на протяжении нескольких столетий вдохновляли поэтов, композиторов, драматургов и художников всех стран Европы, и сегодня продолжает доставлять нам художественное наслаждение и служить нормой и недосягаемым образцом.

        Художественное наследие Древней Греции и Древнего Рима — архитектура, скульптура, живопись, декоративно-прикладное и ювелирное искусство — поражает своим богатством и многообразием. В нем ярко выразились эстетические представления, нравственные идеалы и вкусы, характерные для античной цивилизации, завершившей многовековую историю древнего мира. Творцами античной культуры были древние греки.

Архаический период

На руинах микенских городов, уничтоженных дорическими племенами-завоевателями, возникала новая культура.

  .На смену дворцам и крепостям пришли многочисленные храмовые сооружения. Прекрасным статуям олимпийских богов воздвигнуты более величественные и роскошные жилища, чем старым примитивным идолам.

  Светское строительство отступило на второй план. В этот период формируется планировочная схема, которая легла в основу последующей архитектуры греческих храмов  для которой характерно окружение основного объема храма колоннадой.

   Греческие зодчие впервые в истории строительства создали архитектурный ордер, т.е. установили чёткие правила художественной обработки внешней формы конструкций, определили порядок размещения деталей и их размеры.

   В разное время в разных местах Древней Греции были созданы три ордера: дорический, ионический и коринфский.

   Все три ордера имеют одинаковые основные элементы, но отличаются друг от друга пропорциями и декоративной обработкой.

Дорический ордер связан с мужественным, тяжёлым стилем ( «мужественный»)

    Строгая и мощная дорическая колонна, стоящая прямо на платформе, без всякой подкладки, может быть сравнена с торсом атлета, держащего на голове великую тяжесть. Сверху донизу колонна протесана вертикальными желобками — каннелюрами. При свете солнца они порождают игру света и теней, оживляя тем самым каменный ствол.

    Чтобы подчеркнуть устремленность самой колонны и всего здания ввысь, верх ствола уже, чем основание. Он как бы стянут у самой вершины горизонтальными желобками.

Ионический ордер – связан с мягким и изнеженным стилем  ( «женственный»)

     Ионическая колонна родилась в греческих городах малоазиатского побережья Средиземного моря. Пышность и роскошь востока оказали на нее свое влияние. Сама колонна стала стройней, каннелюры глубже, у нее появилось круглое основание — база, а эхин (сплющенная подушка на верху колонны) получил на краях спиральные завитки.

Коринфский ордер – появился в V века до н.э. пропорции уподоблялись девическому телу («девический»)

Отличается колоколообразной капителью, покрытой стилизованными листьями аканта

Ордера:
1- дорический
2 — ионический
3 — корифский

Романский стиль (от лат.  romanus — римский) развивался в западноевропейском искусстве X—XII веков.

Этот художественный стиль один из важнейших этапов развития средневекового европейского искусства.

  • Романскому стилю присущи стремление к завершённой целостности, строгости и простоте, отсутствие украшений и орнамента. Её характерный элемент – арочная форма дверных и оконных проёмов. В очертаниях преобладают вертикальные и горизонтальные линии. Сложная структура внешне выглядит чёткой и ясной. Каменные храмы созданы простыми объёмами и формами.

Таким образом для романских построек характерно:

  • сочетание ясного архитектурного силуэта и лаконичности наружной отделки — здание всегда тщательно вписывалось в окружающую природу

  •  массивные гладкие стены с узкими проёмами окон и ступенчато-углубленными порталами

  •  наличие каменного свода

  •  толстые стены, прорезанные маленькими окнами, преобладание горизонтальных членений над вертикальными

  •  циркульные и полуциркульные арки.

Готика

  • Го́тика — период в развитии средневекового искусства с XII по XV век, пришедший на смену романскому стилю, постепенно вытесняя его. Готика зародилась в XII веке на севере Франции.

Для готики характерны :

  • арки с заострённым верхом

  • узкие и высокие башни и колонны

  • богато украшенный фасад с резными деталями и многоцветные витражные стрельчатые окна

  •  все элементы стиля подчёркивают вертикаль.

         

В готической архитектуре выделяют

3 этапа развития:

ранний,  зрелый (высокая готика) , поздний.

  • Готические здания отличаются обилием ажурных, как кружева, украшений, скульптур, орнаментов, поэтому и снаружи, и внутри они производят впечатления лёгкости и воздушности. Окна, порталы, своды имеют характерную стрельчатую форму

Архитектура эпохи Возрождения

Возрожде́ние, или Ренесса́нс ( фр. Renaissance, итал. Rinascimento)

 — эпоха в истории культуры Европы, пришедшая на смену культуре Средних веков и предшествующая культуре нового времени с XIV по XVI века.

Архитекторы Возрождения в соответствии с гуманистическим мировоззрением своей эпохи создали новый стиль – ренессанс, в котором использовали наследие античного искусства, греческие архитектурные ордеры.

     применялись они более свободно, с отступлением от античных канонов, в других пропорциях и размерах, в сочетании с другими архитектурными элементами.

  • Особенное значение  придаётся симметрии, пропорции, геометрии и порядку составных частей, о чём наглядно свидетельствуют уцелевшие образцы римской архитектуры.

  • Сложная пропорция средневековых зданий сменяется упорядоченным расположением колонн, пилястр и притолок, на смену несимметричным очертаниям приходит полукруг арки, полусфера купола, ниши.

Барокко

Барокко (итал.  barocco — «странный»)- стиль европейского искусства и архитектуры 17-18 в. Рождается в Италии и распространяется в большинстве европейских стран, приобретая в каждой свои особые национальные черты.

     Если здания в стиле ренессанс были строгими по форме, с чёткими прямыми линиями, то сооружения в стиле барокко, пришедшем на смену ренессансу отличаются обилием криволинейных форм.

Прямые линии почти отсутствуют. Архитектурные формы изгибаются, громоздятся одна на другую и переплетаются со скульптурой.

От этого создаётся впечатление постоянной подвижности форм.

Рококо (1715 г. — XVIII в.)

Стиль рококо (французское rococo, rocaille — раковина, поскольку наиболее заметным внешним проявлением данного стиля были декоративные мотивы в виде раковины) —

 изобилует причудливыми украшениями, криволинейностью линий, завитками, словно напудренный парик знатной дамы или ее кавалера/. Роккоко возникло в основном как декоративный стиль, связанный с придворными празднествами и развлечениями аристократии. Сфера распространения Роккоко была узкой, оно не имело народных корней и не могло стать подлинно национальным стилем.

Классици́зм

Классици́зм (фр. classicisme, от лат. classicus — образцовый) — художественный стиль и эстетическое направление в европейском искусстве XVII—XIX вв.

        В основе классицизма лежат идеи рационализма

Главной чертой архитектуры классицизма — обращение к формам античного зодчества как к эталону гармонии, простоты, строгости, логической ясности и монументальности.

Архитектуре классицизма  присуща регулярность планировки и четкость объемной формы.

Основой архитектурного языка классицизма стал ордер,

        близкий к античности.

Для классицизма свойственны :

  • симметрично-осевые композиции

  • сдержанность декоративного убранства

  • регулярная система планировки городов.

Ампир

Ампи́р (от фр. empire — империя) — стиль в архитектуре и искусстве (главным образом декоративном) трёх первых десятилетий XIX века, завершающий эволюцию классицизма

Ампир сложился в недрах классицизма, в котором поиски изящной простоты форм и декора постепенно сменяются стремлением к их предельной лапидарности и монументальной выразительности

Эклектика

Экле́ктика (эклектизмисторизм) в архитектуре — направление вархитектуре, доминировавшее в Европе и России в 1830-е-1890-е гг. Эклектике присущи черты европейской архитектуры XV—XVIII веков.

 Эклектика сохраняет архитектурный ордер, но в ней он утратил свою исключительность.

Разнообразная архитектура исторических стилизаций, распостранённая с сер.XIX до конца XX века, известна как архитектура «периода историзма».

Стилизации по выбору заказчика под классику, ренессанс, барокко, рококо, готику и т.д., а так же под национальные стили

Модерн

  • Моде́рн (от фр. moderne — современный)- один из архитектурных стилей, больше популярный во второй половине XIX — начале XX века. Его отличительными особенностями являются: отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных, «природных» линий, интерес к новым технологиям при строительстве зданий. Архитектуру модерна отличает также стремление к созданию одновременно и эстетически красивых, и функциональных зданий. Большое внимание уделялось не только внешнему виду зданий, но и интерьеру, который тщательно прорабатывался. Все конструктивные элементы: лестницы, двери, столбы, балконы — художественно обрабатывались.

Конструктивизм

  • Конструктивизм — советский авангардистский стиль, направление, получившее развитие в 1920 — нач. 1930 годов.

Функциональный метод — есть теоретическая концепция конструктивизма, основанная на научном анализе особенностей функционирования зданий, сооружений, градостроительных комплексов. Каждой функции отвечает наиболее рациональная объёмно-планировочная структура(форма соответствует функции).

Вопросы на закрепление материала:

  1. Какие стили в архитектуре вы знаете?

  2. Когда появилась ордерная система?

  3. Чем отличается один ордер от другого?

  4. Что использовали архитекторы стиля ренессанс?

  5. В  каком стиле почти отсутствуют прямые формы?

  6. Какой стиль известен как архитектура «периода  историзма»?

  7. В основе какого стиля лежат идеи рационализма?

  8. Какой стиль называют эклектикой?

3. Домашнеее задание сообщение по теме.

Архитектура и живопись в первой половине XX века

1. Архитектура и Живопись в первой половине XX века

2. АРХИТЕКТУРА

АРХИТЕКТ УРА
Говоря об основных характеристиках архитектуры XX в. и
об основных тенденциях в ее развитии, необходимо
упомянуть главное: архитектура не знала кризиса, подобного
живописи. Это объясняется, во-первых, бурным развитием
техники, ростом городов, потребностью в строительстве,
решении художественно-планировочных задач и, во-вторых,
интенсивными послевоенными восстановительными
работами. Архитектурный облик стран и восстанавливался, и
создавался заново.

3. Брутализм

БРУ ТАЛИЗМ
Архитектурный стиль брутализм (новый брутализм, необрутализм)
зародился на Британских островах в пятидесятых годах 20 века. Он
является одним из видов послевоенного модернизма. Английские
архитекторы Питер и Элисон Смитсоны первыми составили проекты
и написали теоретические труды о брутализме.

4. Деконструктивизм

ДЕКОНСТРУКТИВИЗМ
Деконструктивизм — это одно из направлений в современной
архитектуре, которое основано на использовании в строительной
практике идей и мыслей известного французского мыслителя и
теоретика литературы Жака Деррида. Другим важным источником
вдохновения для приверженцев этого архитектурного стиля является
советский конструктивизм двадцатых годов 20 века.
Архитектуру XX в. характеризуют не только новые
строительные технологии, но и новые строительные материалы
и конструкции : железобетон, цемент с различными
наполнителями, сталь, бетон, пенобетон, стекло,
полиматериалы, применение которых привело к поиску новых
стилей. Эклектика конца XIX в. как архитектурный стиль теряет
свое значение. На смену ей пришел модерн, суть которого состоит
в соединении рациональных конструкций, с применением
современных строительных материалов. В Германии этот стиль
называется югендстиль, или сецессион, во Франции — ар нуво.
Применялись манерные, абстрактные и растительные мотивы,
среди которых отдавалось предпочтение вьющимся цветам,
болотным растениям, водорослям.

6. ЖИВОПИСЬ

История отечественной культуры — наше духовное богатство. В
культуре заключена память народа, через культуру каждое новое
поколение, вступая в жизнь, ощущает себя частью этого народа.
История отечественной культуры не ограничивается национальными
рамками. Громадный вклад в русскую культуру внесли представители
других народов, так же как и русские по происхождению деятели
отдавали свои силы и талант культурному развитию народов СССР и
других стран. Русская культура формировалась как одна из ветвей
могучего дерева мировой общечеловеческой культуры. Ее вклад в
мировой культурный прогресс бесспорен: это и культурные научные
открытия, и шедевры литературы и искусства, и, может быть самое
важное, верность гуманистическим идеалам. Одна из самых ярких
страниц истории культуры России — живопись первой половины 20
века.
Экспозиция выставки «Москва в
русской и советской живописи».
1980
Выставка «Автопортрет в
русском и советском искусстве».
1976-1977
Экспозиция выставки «Интерьер в
творчестве русских и советских
художников». 1980
Выставка новейшей живописи. 1930

Архитектурные стили Презентация на тему

Как известно, архитектура, наряду с качеством и изготовлением орудий, живописью и пластикой, является древнейшим из человеческих умений. Предполагают, что зачатки архитектуры как искусства возникли в период первобытного общества. Именно в эпоху неолита человек начал строить первые жилища, используя природные материалы. Как область искусства архитектура оформляется в культурах Месопотамии и Египта, а как авторское искусство она складывается к V в. до н.э. в античной Греции.

Вплоть до середины XII в., находясь в синтезе с живописью, скульптурой, декоративным искусством и занимая среди них главенствующее положение, архитектура определяла собой стиль, причем ее развитие шло от «стиля эпохи», единого для всех видов искусства и для всего своего времени, эстетически подчиняющего себе науку, мировоззрение, философию, быт и многое другое, до великих стилей и наконец — индивидуальных авторских стилей. «Стиль эпохи» (романский стиль, готика и ренессанс) возникает преимущественно в те исторические периоды, когда восприятие произведений искусства отличается сравнительной негибкостью, когда оно еще легко приспосабливается к переменам стиля.

Великие стили — романский, готика, ренессанс, барокко, классицизм, ампир /вариация позднего классицизма/- обычно признаются равноправными и равнозначными. На самом же деле великие стили охватывают то большую, то меньшую область культуры, то ограничиваются отдельными искусствами, то подчиняют себе все искусства или даже все главные стороны культуры — сказываются в науке, богословии, быте. Они могут определяться то более широкой, то менее широкой социальной средой, то более значительной, то менее значительной идеологией. При этом ни один из великих стилей не определял полностью культурное лицо эпохи и страны.

Развитие стилей асимметрично, что внешне выражается в том, что каждый стиль постепенно изменяется от простого к сложному, однако от сложного к простому он возвращается только в результате некоторого скачка. Поэтому смены стилей происходят различно: медленно — от простого к сложному и резко — от сложного к простому. Романский стиль сменяется готическим в течение более ста лет — от середины XII в. до середины XIII в. Простые формы романской архитектуры постепенно переходят в усложненный готический стиль. Романский и готический стили тесно связаны между собой в своем развитии, причем наиболее творческий период в развитии этих стилей — первый. Именно в романском периоде создаются технические изобретения и отчетлива связь с философией и богословием, т.е. идеологическая основа стиля. Готика значительно менее определенна в идеологическом отношении. Ее устремленность ввысь может выражать религиозность католицизма и ересей. Романский стиль готический стиль

В пределах готики затем зреет ренессанс. Элементы освобождения личности, пока в пределах религии уже налицо в готике, особенно поздней. И, тем не менее, готика и возрождение, резко различные стили. То, что зрело в готике, потребовало затем резкой смены всей системы стиля. Новое содержание взорвало старую форму и вызвало к жизни новый стиль – ренессанс (или возрождение). ренессанс С возникновением ренессанса снова наступает период идеологических исканий, появления цельной системы мировоззрения. И вместе с тем опять начинается процесс постепенного усложнения и распада простого. Ренессанс усложняется, и за ним является барокко. Барокко, в свою очередь, усложняясь, переходит в некоторых видах искусства (архитектура, живопись, прикладное искусство, литература) в рококо. Затем снова происходит возвращение к простому и в результате скачка на смену барокко приходит классицизм, развитие которого в некоторых странах завершил ампир. бароккорокококлассицизмампир

РОМАНСКИЙ СТИЛЬ Слово произошло от латинского romanus — римский. Англичане называют этот стиль «норманнским». Р.С. развивался в западноевропейском искусстве Х-Х11вв. Наиболее полно он выразился в архитектуре. Для романских построек характерно сочетание ясного архитектурного силуэта и лаконичности наружной отделки. Здание всегда тщательно вписывалось в окружающую природу и поэтому выглядело особенно прочным и основательным. Этому способствовали и массивные гладкие стены с узкими проемами окон и ступенчато-углубленными порталами. Основными постройками в этот период становятся храм- крепость и замок-крепость. Главным элементом композиции выбора, монастыря или замка становится башня — донжон. Вокруг нее располагались остальные постройки, составленные из простых геометрических форм — кубов, призм, цилиндров. Основным отличительным элементом Р. здания является полуциркульная арка


ГОТИКА От итальянского gotico — готский, варварский. Стиль в западноевропейском искусстве ХII-ХV вв., завершивший его развитие в средневековый период. Термин был введен гуманистами Возрождения, желавшими подчеркнуть «варварский» характер всего средневекового искусства; в действительности же готический стиль не имел ничего общего с готами и представлял собой закономерное развитие и видоизменение принципов романского искусства. Как и романское искусство, искусство готики находилось под сильнейшим воздействием церкви и было призвано воплощать в символических и аллегорических образах церковную догматику. Но искусство готики развивалось в новых условиях, основным из которых являлось усиление городов. Поэтому ведущим типом готической архитектуры стал городской собор, устремленный ввысь, со стрельчатыми арками, со стенами, превращенными в каменное кружево /что стало возможным благодаря системе аркбутанов, переносящих давление свода на внешние столбы — контрфорсы/. Готический собор символизировал порыв к небу; этой же цели должно было служить его богатейшее декоративное убранство — статуи, рельефы, витражи.


ВОЗРОЖДЕНИЕ (РЕНЕССАНС) В начале ХV в. во Флоренции был создан новый архитектурный стиль – ренессанс (от французского возрождение) на основе характерных для ее идеологий рационализма и крайнего индивидуализма. В эпоху Р. складывается впервые личность архитектора в современном смысле слова, в противоположность зависимости средневекового архитектора от цеха каменщиков. Различают ранний Р. и высокий; первый развивался во Флоренции, центром второго был Рим. Архитекторами Италии была творчески переосмыслена античная ордерная система, которая внесла в облик здания соразмерность, ясность композиций и удобство.

БАРОККО Стиль в искусстве, развивавшийся в европейских странах в XVI- XVII (В некоторых странах — до сер. ХVIIIв.). Название происходит от итальянского bаrоcco — причудливый, странный. Есть и иное объяснение происхождения этого термина: так называли бракованные жемчужины голландские моряки. Долгов время олово «барокко» несло отрицательную оценку. В XIХв. отношение к барокко изменилось, чему послужили работы немецкого ученого Вельфлина.


РОКОКО Название стиля, развивавшегося в основном во Франции XVIII в., взято из немецкого языка. Французское название происходит от слова rocaille — раковина, поскольку наиболее заметным внешним проявлением данного стиля были декоративные мотивы в виде раковины. Р.возникло в основном как декоративный стиль, связанный с придворными празднествами и развлечениями аристократии. Сфера распространения Р. была узкой, оно не имело народных корней и не могло стать подлинно национальным стилем. Игривость, легкая развлекательность, прихотливое изящество — черты, свойственные Р. и особенно сказавшиеся в орнаментально-декоративной трактовке архитектуры и прикладных искусств. Орнаментика состояла из причудливо переплетающихся гирлянд раковин, цветов, завитков. Манерно изогнутые линии маскируют конструкцию знаний. В основном Р.проявился в оформлении интерьеров зданий, нежели их экстерьеров. Для Р. характерно тяготение к асимметрии композиций, а также мелкая деталировка формы, насыщенная и вместе с тем уравновешенная структура декора в интерьерах, сочетание ярких и чистых тонов цвета с белым и золотом, контраст между строгостью внешнего облика зданий и деликатностью внутреннего их убранства. В искусстве Р. господствует грациозный, прихотливый, орнаментальный ритм. Получивший распространение при дворе Людовика XV (творчество архитекторов Ж.М. Оппенора, Ж.О Мейсонье, Г.Ж. Боффрана)стиль Р. вплоть до сер. ХIХ. называли «стилем Людовика ХV».


КЛАССИЦИЗМ Стиль в европейском искусстве XVII-начала XIX в., обратившийся к античному наследию как к норме и идеальному образцу. Название стиля происходит от латинского classicus — образцовый. Обычно разделяют два периода в развитии К. Сложился он в XVII в. во Франции, отразив подъем абсолютизма. XVШ век считают новым этапом в его развитии, поскольку в это время он отражал иные гражданские идеалы, основанные на идеях философского рационализма Просвещения. Объединяет же оба периода представление о разумной закономерности мира, о прекрасной, облагороженной природе, стремление к выражению большого общественного содержания, возвышенных героических и нравственных идеалов. Архитектуре К. свойственна строгость формы, ясность пространственного решения, геометризм интерьеров, мягкость цветов и лаконизм внешней и внутренней отделки сооружений. В отличие от построек барокко, мастера К. никогда не воздавали пространственных иллюзий, искажавших пропорции здания. И в парковой архитектуре складывается так называемый регулярный стиль, где все газоны и клумбы имеют правильную форму, а зеленые насаждения размещены строго по прямой и тщательно подстрижены. (Садово-парковый ансамбль Версаля.)


АМПИР Название произошло от французского empire – имперский. Стиль, возникший во Франции на рубеже XVIII-XIX вв. Является органическим завершением длительного развития европейского классицизма. Основная особенность данного стиля – сочетание массивных простых геометрических форм с предметами военной эмблематики. Его источником является римская скульптура, от неё А. унаследовал торжественную суровость и четкость композиции. А. первоначально сложился во Франции на рубеже XVIII-XIX вв. в эпоху Великой Французской революции и отличался ярко выраженным гражданским пафосом. В период империи Наполеона искусство должно было прославлять военные успехи и достоинства правителя. Отсюда происходит увлечение строительством различного рода триумфальных арок, памятных колонн, обелисков. Важными элементами декоративного убранства зданий становятся портики. В отделке интерьеров часто используются бронзовое литье, роспись плафонов, альковов. А. стремился приблизиться к античности больше, чем классицизм. В XVIII в. Архитектор Б. Виньон построил церковь Ла Мадлен по образцу римского периптера, используя коринфский ордер. Трактовка форм отличалась сухостью и подчеркнутым рационализмом. Те же черты характеризуют и Триумфальную арку (арку Звезды) на площади Звезды в Париже (архитектор Шальгрен). Возведенная Лепером и Гондуэном мемориальная Вандомская колонна (колонна «Великой армии») покрыта листами бронзы, перелитой из австрийских орудий. Идущий по спирали барельеф изображает события победоносной войны. Стиль А. развивался недолго, ему на смену приходит время эклетики.

Разработка урока «Стили архитектуры» для 8 класса по МХК.

Цель урока: систематизировать и уточнить знания учащихся о стилях в архитектуре.

В материале есть полный конспект урока, который позволяет закрепить знания об архитектурных стилях в контексте культурно-исторических периодов. Презентация к урока достаточно полная, имеет текстовое содержание темы. презентация разделена на 4 части. после скачивания части необходимо соединить. Это сделано для того, чтобы не сжимать рисунки, т. к. это ухудшает их качество.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема : Стили архитектуры.

Цель урока: систематизировать и уточнить знания учащихся о стилях в архитектуре.

Задачи:

  • Закрепить знания об архитектурных стилях в контексте культурно – исторических периодов.
  • Развивать интерес к архитектуре как основе всех искусств.
  • Формировать умения работать с информацией.

Оборудование: мультимедиапроектор, экран, компьютер.

ЦОР: презентации «Архитектурные стили».


Подписи к слайдам:

Архитектурные стили

Содержание 1. Единство функционального содержания и художественного образа 2. Рождение архитектурных стилей и их последовательная смена в истории человечества 2.1 Канонический стиль Древнего Египта 2. 2 Классический стиль архитектуры Древних Греции и Рима 2.3 Романский стиль западноевропейской архитектуры средних веков 2.4 Готический стиль архитектуры 2.5 Архитектурный стиль эпохи Возрождения 2.6 Стиль барокко 2.7Стиль рококо 2.7 Стиль классицизма в архитектуре 2.8 Ампир как стиль империи Наполеона 2.9 Эклектика 2.10 Стиль модерн- качественно новая ступень в развитии архитектуры 2.11 Архитектурный конструктивизм

Строительство относится к наиболее древним видам человеческой деятельности, а это значит, что уже много тысячелетий тому назад закладывались основы всего дальнейшего развития архитектуры.

Приезжая в любой город мы видим дворцы, ратуши, частные коттеджи, построенные в самых различных архитектурных стилях. И именно по этим стилям мы и определяем эпоху их строительства, социально-экономический уровень страны, нравы, традиции и обычаи того или иного народа, его культуру, историю, национальную и духовную наследственность, даже темпераменты и характеры людей этой страны.

Архитектурный стиль-единство содержания и художественного образа Архитектура — искусство, неотделимое от повседневной жизни человека. Оно обслуживает наши бытовые нужды, разнообразные общественные потребности. И одновременно доставляет нам радость, создает настроение, воздействует на чувства людей.

Архитекту́ра — одна из наиболее всеобъемлющих областей человеческой деятельности, занимающаяся организацией пространства и решающая любые пространственные задачи.

По словам древнеримского архитектора Витрувия, архитектура основывается на трёх началах: лат. firmitas — прочность лат. utilitas — польза лат. venustas — красота — и лежит в определённом гармоническом отношении к пропорциям человеческого тела.

Древний Египет История Древнего Египта охватывает несколько тысячелетий — с конца V тысячелетия до н. э. до IV в. н. э. За столь значительное время в Древнем Египте было создано огромное количество великолепных построек, скульптур, произведений живописи, декоративно-прикладного искусства.

Основной строительный материал в Египте — камень. Из камня египтяне высекали высокие стройные каменные глыбы в виде обелисков, которые были символами солнца — великого Ра, а также огромные столбы и колонны. Отдельные тщательно отесанные каменные блоки пригонялись друг к другу идеально, насухо, без раствора.

Вес тяжелых балок перекрытия несли стены, пилоны и колонны. Египтяне не использовали сводов, хотя и знали эту конструкцию. На балки укладывали каменные плиты перекрытия. Опоры были самые разнообразные; иногда это монолитные каменные столбы простого квадратного сечения, в других случаях — колонны, состоявшие из базы, ствола и капители. Простые стволы имели квадратное сечение, более сложные представляли собой многогранники и часто изображали связки стеблей папируса, иногда имели каннелюры (вертикальные желобки).

Для египетской архитектуры была характерна своеобразная форма капителей, изображавших цветок папируса, лотоса или листья пальмы..

В отдельных случаях на капители высекали изображение головы богини плодородия Хатор

Древнеегипетский храм. Разрез

Античное искусство Шедевры, созданные талантливыми мастерами античного мира, на протяжении нескольких столетий вдохновляли поэтов, композиторов, драматургов и художников всех стран Европы, и сегодня продолжает доставлять нам художественное наслаждение и служить нормой и недосягаемым образцом. Художественное наследие Древней Греции и Древнего Рима — архитектура, скульптура, живопись, декоративно-прикладное и ювелирное искусство — поражает своим богатством и многообразием. В нем ярко выразились эстетические представления, нравственные идеалы и вкусы, характерные для античной цивилизации, завершившей многовековую историю древнего мира. Творцами античной культуры были древние греки.

Архаический период – до V н.э. На руинах микенских городов, уничтоженных дорическими племенами-завоевателями, возникала новая культура. .На смену дворцам и крепостям пришли многочисленные храмовые сооружения. Прекрасным статуям олимпийских богов воздвигнуты более величественные и роскошные жилища, чем старым примитивным идолам. Светское строительство отступило на второй план. В этот период формируется планировочная схема, которая легла в основу последующей архитектуры греческих храмов для которой характерно окружение основного объема храма колоннадой.

Дорический ордер связан с мужественным, тяжёлым стилем («мужественный») Строгая и мощная дорическая колонна, стоящая прямо на платформе, без всякой подкладки, может быть сравнена с торсом атлета, держащего на голове великую тяжесть. Сверху донизу колонна протесана вертикальными желобками — каннелюрами. При свете солнца они порождают игру света и теней, оживляя тем самым каменный ствол. Чтобы подчеркнуть устремленность самой колонны и всего здания ввысь, верх ствола уже, чем основание. Он как бы стянут у самой вершины горизонтальными желобками. Олимпия, развалины Храма Геры

Ионический ордер – связан с мягким и изнеженным стилем («женственный») Ионическая колонна родилась в греческих городах малоазиатского побережья Средиземного моря. Пышность и роскошь востока оказали на нее свое влияние. Сама колонна стала стройней, каннелюры глубже, у нее появилось круглое основание — база, а эхин (сплющенная подушка на верху колонны) получил на краях спиральные завитки. храм Ники Аптерос (443-420, архитектор Калликрат)

Коринфский ордер – появился в V века до н.э. пропорции уподоблялись девическому телу («девический») Представляет вариант ионического ордера, более насыщенный декором. Отличается колоколообразной капителью, покрытой стилизованными листьями аканта. Развалины храма Зевса Олимпийского в Афинах. Начат в 175-164 до н. э., закончен в 129-132 н. э.

Ордера: 1- дорический 2 — ионический 3 — корифский

Средние века Романский стиль (от лат. romanus — римский) развивался в западноевропейском искусстве X-XII веков. Этот художественный стиль один из важнейших этапов развития средневекового европейского искусства. Бамбергский собор

Романскому стилю присущи стремление к завершённой целостности, строгости и простоте, отсутствие украшений и орнамента. Её характерный элемент – арочная форма дверных и оконных проёмов. В очертаниях преобладают вертикальные и горизонтальные линии. Сложная структура внешне выглядит чёткой и ясной. Каменные храмы созданы простыми объёмами и формами. Капелла кающихся грешников, Франция

Таким образом для романских построек характерно: сочетание ясного архитектурного силуэта и лаконичности наружной отделки — здание всегда тщательно вписывалось в окружающую природу массивные гладкие стены с узкими проёмами окон и ступенчато-углубленными порталами наличие каменного свода толстые стены, прорезанные маленькими окнами, преобладание горизонтальных членений над вертикальными циркульные и полуциркульные арки.

Готика Го́тика — период в развитии средневекового искусства с XII по XV век, пришедший на смену романскому стилю, постепенно вытесняя его. Готика зародилась в XII веке на севере Франции. Готический собор в Кутансе, Франция

Для готики характерны: арки с заострённым верхом узкие и высокие башни и колонны богато украшенный фасад с резными деталями и многоцветные витражные стрельчатые окна все элементы стиля подчёркивают вертикаль. Собор Парижской Богоматери, Париж, Франция

Архитекторы Возрождения в соответствии с гуманистическим мировоззрением своей эпохи создали новый стиль – ренессанс, в котором использовали наследие античного искусства, греческие архитектурные ордеры. применялись они более свободно, с отступлением от античных канонов, в других пропорциях и размерах, в сочетании с другими архитектурными элементами. Базилика Санта — Кроче, Флоренция

Особенное значение придаётся симметрии, пропорции, геометрии и порядку составных частей, о чём наглядно свидетельствуют уцелевшие образцы римской архитектуры. Сложная пропорция средневековых зданий сменяется упорядоченным расположением колонн, пилястр и притолок, на смену несимметричным очертаниям приходит полукруг арки, полусфера купола, ниши. Собор святого Петра. Рим

Барокко Барокко (итал. barocco — « странный»)- стиль европейского искусства и архитектуры 17-18 в. Рождается в Италии и распространяется в большинстве европейских стран, приобретая в каждой свои особые национальные черты. Церковь святой Сусанны в Риме

Если здания в стиле ренессанс были строгими по форме, с чёткими прямыми линиями, то сооружения в стиле барокко, пришедшем на смену ренессансу отличаются обилием криволинейных форм. Цвингер Пеппельманн, Пермозер, нач. XVIIIв. Германия, Дрезден

Прямые линии почти отсутствуют. Архитектурные формы изгибаются, громоздятся одна на другую и переплетаются со скульптурой. От этого создаётся впечатление постоянной подвижности форм.

Рококо (1715 г. — XVIII в.) Стиль рококо (французское rococo , rocaille — раковина, поскольку наиболее заметным внешним проявлением данного стиля были декоративные мотивы в виде раковины) — изобилует причудливыми украшениями, криволинейностью линий, завитками, словно напудренный парик знатной дамы или ее кавалера / Павильон «Катальная горка» Ринальди 1762-1774гг. Оранниенбаум

Предварительный просмотр:

Ампир Ампи́р (от фр. empire — империя) — стиль в архитектуре и искусстве (главным образом декоративном) трёх первых десятилетий XIX века, завершающий эволюцию классицизма. Казанский собор

Ампир сложился в недрах классицизма, в котором поиски изящной простоты форм и декора постепенно сменяются стремлением к их предельной лапидарности и монументальной выразительности Триумфальные ворота

Эклектика Экле́ктика (эклектизм, историзм) в архитектуре — направление в архитектуре, доминировавшее в Европе и России в 1830-е-1890-е гг. Эклектике присущи черты европейской архитектуры XV-XVIII веков. Эклектика сохраняет архитектурный ордер, но в ней он утратил свою исключительность. Частный дом-дворец Белосельских-Белозерских в Санкт-Петербурге

Разнообразная архитектура исторических стилизаций, распостранённая с сер. XIX до конца XX века, известна как архитектура «периода историзма». Стилизации по выбору заказчика под классику, ренессанс, барокко, рококо, готику и т.д., а так же под национальные стили

Модерн Моде́рн (от фр. moderne — современный)- один из архитектурных стилей, больше популярный во второй половине XIX — начале XX века. Его отличительными особенностями являются: отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных, «природных» линий, интерес к новым технологиям при строительстве зданий.

Архитектуру модерна отличает также стремление к созданию одновременно и эстетически красивых, и функциональных зданий. Большое внимание уделялось не только внешнему виду зданий, но и интерьеру, который тщательно прорабатывался. Все конструктивные элементы: лестницы, двери, столбы, балконы — художественно обрабатывались.

Конструктивизм Конструктивизм — советский авангардистский стиль, направление, получившее развитие в 1920 — нач. 1930 годов.

Функциональный метод — есть теоретическая концепция конструктивизма, основанная на научном анализе особенностей функционирования зданий, сооружений, градостроительных комплексов. Каждой функции отвечает наиболее рациональная объёмно-планировочная структура (форма соответствует функции)

Вывод: Архитектурный стиль — совокупность основных черт и признаков архитектуры определённого времени и места, проявляющихся в особенностях её функциональной, конструктивной и художественной сторон (приёмы построения планов и объёмов композиций зданий, строительные материалы и конструкции, формы и отделка фасадов, декоративное оформление интерьеров; входит в общее понятие стиля как художественного мировоззрения, охватывающего все стороны искусства и культуры общества в определённых условиях его социального и экономического развития; совокупность главных идейно-художественных особенностей творчества мастера.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Архитектура – каменная летопись мира

1. Классический стиль

Классицизм (образцовый) художественный стиль и эстетическое направление в европейском искусстве 17-19в.

Парфенон

Парфенон

Триумфальная арка Константина

Главная черта архитектуры классицизма Обращение к формам античного зодчества как к эталону гармонии, простоты, строгости.

Архитектура классицизма — Четкость объемной формы — Симметрично-осевые композиции. сдержанность декоративного убранства

2. Романский стиль

Романский стиль (римский) художественный стиль, господствовавший в Западной Европе в 9-12 веках. Он стал одним из важнейших этапов развития средневекового европейского искусства.

Собор Нотр-Дам ля Гранд, Пуатье

Нотр-Дам ля Гранд. Западное крыло

Королевский дворец Алькасар

» Классичнее » всего этот стиль получит распространение в искусстве Германии и Франции Эта средневековая архитектура создавалась для нужд церкви и рыцарства, и ведущими типами сооружений становятся церкви, монастыри, замки.

Норманнская крепость, X-XI вв. Франция

Сочетание ясного архитектурного силуэта и лаконичности наружной отделки — здание всегда гармонично вписывалось в окружающую природу. Этому способствовали массивные стены с узкими проёмами окон и ступенчато-углублёнными порталами. Такие стены несли в себе оборонительное назначение. -основными постройками в этот период становятся храм-крепость и замок-крепость. Главным элементом композиции монастыря или замка становится башня. Вокруг неё располагались остальные постройки, составленные из простых геометрических форм — кубов, призм, цилиндров. Для романских построек характерно

3. Готический стиль

Готика — это единственный стиль, создавший совершенно своеобразную систему форм и новое понимание организации пространства и объемной композиции. 12-15в.

Собор Нотр-Дам в Париже

Характерными чертами стиля готика являются Характерными чертами стиля готика являются вертикальность композиции, стрельчатая ярка, сложная каркасная система опор и ребристый свод.

Вид на Нотр-Дам с острова Сен-Луи

Готический собор в Кутансе, Франция

4. Барокко

Контрастность, напряжённость, динамичность образов, стремление к величию и пышности, к совмещению реальности и иллюзии -к слиянию искусств (городские и дворцово-парковые ансамбли Барокко свойственны

Стиль барокко появился в XVI-XVII веках в итальянских городах: Риме, Венеции, Флоренции. Барокко свойственны контрастность, напряжённость, динамичность образов, стремление к величию и пышности, к совмещению реальности и иллюзии, к слиянию искусств (городские и дворцово-парковые ансамбли Баро́кко («склонный к излишествам»)

Екатерининский дворец

Царское село

активное применение скульптурных и архитектурно-декоративных мотивов; — создание богатой игры светотени, цветовых контрастов

Церковный корпус Большого дворца

Рококо́ (дробленый камень, декоративная раковина, ракушка) 18 в.

Интерьеры Зимнего дворца

Малахитовый зал

Иорданская лестница

рококо свойственны -декоративная раковина, осколки камней, ракушка- орнамент, украшение в виде соединения природных камней с раковинами и листьями растений. -плавные изогнутые стебли, прихотливые линии орнамента вписывались во все детали интерьера, образуя единый декоративный фон.

Фельдмаршалский зал

Георгиевский Зал

Ампи́р («имперский стиль») Стиль ампир является завершающим этапом классицизма, возникшего во второй половине 19 века.

Арка Генштаба

Ампиру свойственны -в наличии колонн, пилястров, лепных карнизов и других классических элементов, а также мотивов, репродуцирующих практически без изменений античные образцы скульптуры, подобные грифонам, сфинксам, львиным лапам. Данные элементы располагаются в ампире упорядоченно, с соблюдением равновесия и симметрии.

Дворцовая площадь

Основными декоративными мотивами стиля ампир были именно атрибуты римской военной истории: массивные портики, украшенные барельефами, легионерские знаки с орлами, львы, связки копий, щитов.

Моде́рн (современный) Художественное направление в искусстве во 2п.19в.-н.20в.

Особняк Рябушинского

Отличительные особенности -Отказ от прямых линий и углов -Интерес к новым технологиям -Большое внимание уделялось не только внешнему виду зданий, но и интерьеру, который тщательно прорабатывался. Все конструктивные элементы: лестницы, двери, столбы, балконы — художественно обрабатывались.

Дом Бальо (1906, арх. Антони Гауди ́)

8. Хай -тек

Музей Гуггенхейма

Хай-тек (высокие технологии) стиль в архитектуре и дизайне, зародившийся в 1970-х и нашедший широкое применение в 1980-х.

Основные черты -Использование высоких технологий в проектировании, строительстве и инженерии зданий и сооружений. -Использование прямых линий и форм.

Широкое использование серебристо-металлического цвета. -Широкое применение стекла, пластика, металла. -Использование функциональных элементов: лифты, лестницы, системы вентиляции.

Музей Гуггенхейма (проект)


6 примеров архитектуры в картинах — RTF

Искусство и архитектура тесно связаны. Некоторые художники вдохновляются архитектурой и превращают архитектуру в картины, в то время как, с другой стороны, некоторые архитекторы испытывают влияние определенного архитектурного стиля в живописи и превращают его в здание, и цикл продолжается. Один не может работать без других, но идет одновременно рука об руку. Ни одна комната не обходится без картины, ни одна картина не обходится без фона, а фон играет в ритме.Сотрудничество между искусством и архитектурой почти идеально, но требуется творческий человек, чтобы убедиться, что они подходят друг другу и правильно сочетаются.

Давайте посмотрим на некоторые примеры архитектуры в живописи:

1. Фонтан во дворе дворца

Эта картина написана известным нидерландским художником, архитектором, инженером и дизайнером Гансом Вредеманом де Врисом. Он был известен еще при жизни своим мастерством иллюзорного архитектурного декора.Они были широко распространены в Северной Европе и оказали большое влияние на архитектуру и декор.

Ключевым объектом рисунка является архитектурное сооружение, характеризующееся тройной аркадой, опирающейся на коринфские колонны. Основания колонн, обрамляющих центральную аркаду, украшены львиными масками и украшениями из лент. Центральная аркада, от которой взгляд направлен по линиям перспективы, ведет во внутренний двор на заднем плане. Во лбу справа изображена часть фонтана, отмеченная путто, оседлавшим льва и поднимающим таззу, из которой льются водопады.

Архитектура в картинах © Служба музеев округа Ланкашир

2. Ecce Homo

Автор этой прекрасной картины Антонио Чизери. Это самое замечательное из священных произведений Цизери, впервые выставленное в мастерской художника вскоре после его смерти. В аналитическом, позитивистском подходе Цизери объясняет момент, когда Понтий Пилат, наклонившись с балкона дворца к зрителям под ним, выдал и Христа, и Варавву для вынесения приговора.Включение римских центурионов, а также других деталей, таких как старинная одежда и архитектурный реквизит, придают этой сцене ощущение исторической достоверности. Художник показал сложные детали архитектуры на картине, включая резьбу на средней колонне, а также ножки стульев.

Архитектура в картинах ©www. google.com

3. Ночная терраса кафе «

Ночная терраса кафе» — картина голландского художника Винсента Ван Гога, написанная маслом в 1888 году.Сейчас он известен как Терраса кафе на площади Форум, а позже получил название «Вечерняя кофейня». Он посмотрел на юг, на искусственно освещенную террасу знаменитой кофейни, а также на наложенную тьму улицы Пале, которая вела к каркасу здания и за этим сооружением, к башне бывшей церкви, которая теперь является музеем. Лапидэр. Справа Ван Гог упомянул освещенный магазин и несколько ветвей деревьев вокруг этого места, но проигнорировал руины римских памятников рядом с этим маленьким магазином.

Архитектура в картинах ©www.google.com

4. Афинская школа

Афинская школа (итал. Scuola di Atene) — фреска итальянского художника эпохи Возрождения Рафаэля. Она была написана по заказу Рафаэля по украшению комнат. Произведение примечательно своей точной перспективной проекцией, которой Рафаэль научился у Леонардо да Винчи. Архитектура включает в себя римские элементы, но общая полукруглая установка Платона и Аристотеля в ее основе может быть связью с предусмотрительностью Пифагора.

Архитектура в картинах ©www.google.com

5. Клятва Горация

Эта французская картина написана Жаком-Луи Давидом. «Клятва Горация» — первый шедевр нового стиля, выходящего за рамки стиля рококо. Композиция большая и простая, с фигурами в натуральную величину, расположенными на фризе на переднем плане, подобно римским саркофагам и греческим вазам. Фигуры разделены широкими пустыми пространствами, видимыми лоб в лоб в сценической обстановке. Дэвид подчеркивает геометрию пространства.Резкий, косой свет придает рельефность фигурам, по-разному передаются их контрастные характеры. Он предлагает мужчинам энергичные тела из прямых линий и одевает их в яркие цвета, в то время как женщины — все извилистые изгибы и безмолвные цвета. По всей Европе искусство стало образцом для современной формы искусства, позже известной как неоклассицизм.

Архитектура в картинах ©www.google.com

 

6. Представление Богородицы во храм

Эта работа была частью алтаря, написанного для церкви в Урбино, и окрашенная область вверху показывает очертания оригинального футляра.Впереди юная Дева, одетая в голубое. Точная тема этой панели остается под вопросом, поскольку Богородица не взбирается по ступеням храма и не принимается первосвященником, что обычно используется в изображениях Представления. Фра Карневале, монах-доминиканец, находился под влиянием древнеримской архитектуры и скульптуры, а также современной науки о линейной перспективе, которая позволила художнику создать иллюзию глубокого пространства на плоской поверхности. Художник впечатляюще передал красоту римской архитектуры со всеми деталями колонн, карнизов, арок, облицовки стен.

Архитектура в картинах ©www.google.com

 

ИдеелАрт | Интернет-галерист

    • Войти
    • Регистрация
  • 0

      Ваша корзина пуста

  • £ GBP

  • см

  • Произведения
  • Художники
  • Журнал
  • Контакт
  • Произведения
  • Художники
  • Журнал
  • Контакт
    • Войти
    • Регистрация
  • 0

      Ваша корзина пуста

  • £ GBP

  • см

  • Произведения
  • Художники
  • Журнал
  • Контакт
  • Счет
  • личный
  • Валюта (£ GBP)
  • Мера (см)
    • Назад
    • войти
    • Регистрация
    • Назад
    • Назад
    • см
    • дюйма

Переключение навигации