Игру́шка — предмет, предназначенный для игры. Воссоздавая реальные и воображаемые предметы, образы, игрушка служит целям умственного, нравственного, эстетического и физического воспитания. Как произведения декоративно-прикладного искусства игрушки, особенно национально-традиционные, используются в качестве декоративных элементов в современном интерьере. (источник: wikipedia.org).
Исходя из данного определения, видно, что игрушка может выступать в разных ролях. Несмотря на то, что игрушка главным образом предназначена для игры, то есть выполняет игровую функцию, она несет в себе также и декоративную функцию. Интерьеру она придает определенное эмоциональное настроение, превращается в декоративное украшение. Таким образом, можно выделить две основные функции игрушки, игровую и декоративную.
Цель данной работы рассмотреть те игрушки, которые несут в себе художественно-образное начало, то есть являются предметами декоративно-прикладного искусства.
Этапы развития игрушки связаны с историей, с жизнью, с бытом, с культурой, с изменением стилей эпох, эволюцией вкуса, со всеми видами искусства, и теснее всего с прикладным.
В древнее время она была тесно связана с верованиями. На ранних этапах развития человеческого общества вообще трудно было проследить существенную разницу между игрушкой и предметом религиозного обряда. Например, многочисленные фигурки животных из обожженной глины, а также изображениями божков американских индейцев, которые после свершения обряда отдавались детям как игрушки.
В Древнем Египте игрушка-кукла также была тесно связана с магическими и религиозными представлениями. Плоских деревянных кукол нередко клали с умершими в могилу. Такая игрушка должна была веселить ушедших из земной жизни детей, разделять их одиночество. Чтобы она не «убежала» из гробницы, ее делали без ног.
Фигурки мраморных спеленутых младенцев, найденных в детских погребениях Древней Греции, также служили игрушками. Античные мастера делали не только куклу. Они снабжали ее кукольной мебелью из бронзы и свинца, изящной глиняной посудой.
К древнерусским игрушкам относятся игрушки из глины и дерева. В прошлые века мастер пользовался многочисленными подручными материалами, но глина и дерево, пожалуй, единственные из сохранившихся.
Уже первые известные нам игрушки свидетельствуют об умении древнерусских игрушечников, как и всех народных мастеров, создавать забавные, характерные, простые по форме образы животных, а несколько позже – фигурки людей и даже целые многофигурные композиции.
Народная игрушка сделана с глубоким пониманием условности формы и цвета, они просты, убедительны, гармоничны. Вот почему мы не можем оторвать глаз от этих наивных произведений. В игрушке народного мастера всегда выражен национальный колорит его страны. На игрушке, как на всяком произведении искусства, всегда скажется особый почерк, присущий художнику своего времени.
Основная задача художника это создание художественного образа. Художественный образ игрушки определяют главным образом сказочность и характерность.
Говоря о сказочности в игрушке, мы имеем в виду не перенесение в нее обязательно сказочных персонажей, а прежде всего поэтическую гиперболизацию, тот особый образный язык, благодаря которому игрушка приобретает такое значение в жизни ребенка, окрашивает все в яркие, необычные, навек запоминающиеся цвета.
Цель игрушки – не в том, чтобы поучать ребенка. Она воспитывает в нем поэтическое отношение к миру. И в этом смысле, действительно, неважно, все ли иголки изображены у игрушки-ежа, правильной ли формы копыта у игрушки-коровы.
Игрушка – не анатомическое пособие, для нее важна яркая, игрушечная характеристика. Хотя совершенно не обязательно во что бы то ни стало избегать «похожести» и изображать ежа непременно бритым, а корову без копыт. Кстати, знание анатомии от художника требуется в любом случае. И чем сдержаннее, лаконичнее его язык, тем тверже и обширнее должны быть эти знания.
С давних пор народный мастер делал игрушки, опираясь на окружающий мир, и тем самым был, одним из первых учителей ребенка. Но этот мир не был передан натуралистически точно. Например, образ медведя у богородских мастеров, яркий тому пример. Он напоминает настоящего медведя, и вместе с тем это обобщенный образ большого, добродушного зверя. Он похож на животного не деталями, не частностями, а своим характером.
Характер – один из компонентов художественного образа – вот, что ищет народный мастер и что делает игрушку похожей на живую модель и одновременно занимательной и веселой. Простота формы, строжайший отбор самого яркого, присущего этому предмету, лицу, сюжету, отбрасывание ненужных мелочей, забавный юмор – вот что давало жизнь, реальному сказочному образу, а не бездушное копирование модели.
В игрушке все взаимосвязано: своеобразие формы ведет к определенно построенной цветовой гамме, все вместе влечет за собой отношение к материалу. Материал подсказывает художнику новые возможности для создания образа.
Из разных материалов рождаются разные образы. Народные мастера никогда не маскировали свою технику, связанную с условным и определенным способом обработки. На деревянной игрушке видны следы ножа, стамески, топора. Она получается грубоватой, топорной. Но именно в этой топорности, в подчеркнуто грубой фактуре дерева и была вся прелесть Городецкой игрушки. Рис. 6. Дымковские игрушки полны пластичного очарования. Лепка из глины позволяла создать обтекаемый силуэт, округлую форму. На гладкой обожженной поверхности так и просились сами собою яркие пятна росписи.
Таким образом, форма и цвет должны подчеркивать свойства материала, из которого сделана игрушка.
Игрушка всегда несет собой определенное эмоциональное настроение, которое не может дать никакой другой предмет художественного ремесла.
Игрушка не должна обязательно соответствовать интерьеру. Наоборот, игрушки в интерьере должны быть самыми разнообразными.
В любом интерьере, а в современном с его светлыми, простыми плоскостями особенно, по-новому звучат произведения народного искусства. Простота, лишенная дробных элементов жилища становится уютнее, изящнее, если их украшает какая-нибудь яркая, иногда грубоватая, но всегда такая характерная, народная игрушка. Четкая, поразительно простая по силуэту, красочная, жизнерадостная по цвету, остроумная по образу, она необычно близка современному человеку.
За последнее время становится очевидной возросшая в нашем быту роль игрушки, как произведения прикладного искусства, а также роль декоративных украшений и изделий народного мастерства.
Пути развития декоративных украшений и игрушек, выступающих в этой роли, различны, как пути всех видов искусства. Ясно, что чем скромнее и проще интерьер, тем энергичнее должна работать деталь, тем декоративнее и образнее должна быть эта частность.
Таким образом, игрушка как предмет декоративно-прикладного искусства подчиняется тем же законам, что и декоративная скульптура. Игрушечный образ соединяет в себе почти все изобразительные средства: объем, цвет, линию. В игрушке мастерство живописное, скульптурное, графическое как бы сливаются воедино. В ней выражаются возможности каждого жанра и в целом создается своя собственная игровая специфика.
Игрушка призвана вносить в нашу жизнь сказку, с нее начинается познание прекрасного, она забавляет как ребенка, так и взрослого, она украшает, освещает наш быт улыбкой.
2 ответов
Важова Екатерина
Содержательная статья, многогранно раскрывающая суть понятия ИГРУШКА!
Юлия Бахтина
Спасибо!